Политика

Качнуло вправо. Как новый политический расклад в Польше повлияет на Беларусь

408 Микола Мирончик

Элегантная победа «Закона и справедливости» (Prawo i Sprawiedliwość, PiS) на парламентских выборах в Польше уже вызвала шквал поздравлений со стороны ряда политических сил в Беларуси. «Журнал» разбирался, как триумф правых в соседней стране повлияет на беларусско-польские отношения.

«Закон и справедливость» победила с таким результатом, который позволит ей сформировать однопартийное правительство. Такого в Польше не было с тех доисторических времен, когда единой направляющей была коммунистическая партия.

Лидер движения «За свободу» Александр Милинкевич в своем поздравлении PiS вспомнил, что именно «Закон и справедливость» причастна к информационным и образовательным инициативам по поддержке беларусов.

Партия БНФ пошла еще дальше и выразила надежду, что партия Качиньского займется «новым практическим возрождением Междуморья». Текст ее поздравления стал хитом в польских социальных сетях, а беларусских наблюдателей оставил недоумевать, что считать предыдущим его «практическим возрождением». Надеемся, имелась в виду не инкорпорация Западной Беларуси в состав Польши.

«Закон и справедливость» действительно «продавила» программу Калиновского для отчисленных за политику беларусских студентов и создание телеканала «Белсат». Но она также запомнилась травлей своих соперников из «Гражданской платформы», у которых на механизм развития отношений с Минском был иной взгляд.

Ястребы PiS заклевали экс-главу МИД Польши, а ныне советника президента Украины Радослава Сикорского — за рекомендацию на пост нового посла в Беларуси человека, карьерные корни которого обнаружились в спецслужбах коммунистической Польши, а еще — за его попытки наладить диалог с официальными беларусскими властями.

Осенью 2010 года Сикорский даже смог привезти в Минск на переговоры с Лукашенко тогдашнего главу МИД Германии Гидо Вестервелле. Тот визит, впрочем, вошел в историю дипломатии вовсе не ролью Сикорского, а знаменитой лекцией Лукашенко о преимуществах лесбиянок перед геями, прочитанной в том числе гею Вестервелле. А закончилась та неуключжая попытка наладить диалог между Беларусью и Евросоюзом волной беспрецедентных репрессий против гражданского общества.

Но нельзя сказать, что победивший PiS разделяет проевропейские ценности большинства в беларусской оппозиции. Политический проект братьев Качиньских называют не иначе как «польскими друзьями Виктора Орбана» — венгерского премьера, который является главной занозой в брюссельской заднице. Учитывая размер Польши по отношению к Венгрии, прошедшие в воскресенье польские выборы стали необработанной доской, по которой Евросоюз съехал с горочки на детской площадке Восточной Европы.

Традиционалисты из «Закона и справедливости» не устают корчить рожицы Германии, которая пытается вести европейский состав по своим рельсам, и восхищаются безбашенными ребятами из Вашингтона.

Партия небогатых и слабо образованных, PiS во время парламентской кампании запугивала избирателей притоком мигрантов-мусульман.

Ориентация на «пипл схавает» роднит нынешних властителей Польши как раз не с остатками отечественной оппозиции, а с беларусскими властями. Впрочем, на этом сходство и заканчивается. Рассчитывать на какие-то более тесные контакты между маринатором социализма и польскими правыми не следует.

Не поможет кооперации Минска и Варшавы и потепление в отношениях Беларуси и Запада. Много лет назад Лукашенко очень понравилось в Австрии; с тех пор эта страна для него — окно в Европу. Польше, которая могла бы стать таковым в силу географического положения, на это место и близко не пробиться — спросите Сикорского, он пробовал.

К тому же, Лукашенко питает некую особую нелюбовь к Польше и прохладно относится к польским бизнесменам. Максимум, на что последние могут рассчитывать здесь — это организация в Беларуси производств по переработке польского сырья, которое подпадает под действие российских санкций. Впрочем, в силу особой прагматичности беларусской внешней политики такое сотрудничество возможно при любой доминирующей силе в Сейме.

В сфере поддержки гражданского общества и политических инициатив в Беларуси новое правительство вряд ли сможет сильно разгуляться. Финансирование действующих инициатив, вероятнее всего, сохранится, но открывать новые транши не позволит бюджет. В предыдущие годы Брюссель щедро спонсировал проевропейскую Варшаву – прежде всего, на строительство инфраструктуры. С приходом к власти евроскептиков это финансирование будет сокращено, и бремя окончания анонсированных проектов частично ляжет на польский бюджет, равно как и бремя издержек на содержание уже построенного. Выделять новые миллионы беларусам будет уже нелегко при соответствующем внимании польского избирателя к государственным расходам.

Раздражения в двусторонние отношения может добавить и военный фактор. Варшаве в ближайшее время предстоит принять ряд решений в области модернизации армии: то, что после украинских событий их вектор будет направлен на нейтрализацию угрозы с Востока, не вызывает сомнений. Беларусь же является военным союзником России и по традиции воспринимает защиту от Кремля на свой счет.

Более того, существенно осложнить беларусско-польские отношения может размещение в Беларуси российской военной базы. Правда, сегодня вероятность этого мала — но не пренебрежительно мала.

Беларусы хорошо знают, что это такое, когда у власти в стране-соседке находятся национал-консерваторы. До тех пор, пока они окрепнут, им можно довольно выгодно продавать свою лояльность, но после — проблем не оберешься.

Комментировать