Арт

Хромая кобыла искусства. Почему смена директоров «Беларусьфильма» не ведет к переменам

1011 Тарас Тарналицкий

На «Беларусьфильме» опять перемены. Место гендиректора национальной киностудии занял бывший директор Театра беларусской драматургии Владимир Карачевский. Это уже шестой топ-менеджер главной кинофабрики страны с 2000-го, и это явно не предел.

Власти хотят всего и сразу: чтобы студия снимала востребованные у беларусов игровые фильмы, окупаемости кинопроизводства, партнерства с иностранными продюсерами и участия в фестивалях. И от нового управленца требуется исполнения ровно тех же самых задач, с которыми не сумели совладать его предшественники. «Журнал» вспоминает, чем запомнились предыдущие руководители национальной киностудии.

Игорь Поршнев (сентябрь 2015 – март 2018)

Выпускник экономического факультета ВГИКа и наемный менеджер сразу нескольких российских кино- и телепроизводств, Поршнев с виду казался идеальной кандидатурой для управления нацкиностудией. Продюсер с опытом производства и продаж, а также, что значительно важнее, связями на российском кинорынке. К тому же он почти все 1980-е провел в должности замдиректора «Беларусьфильма» еще советской закалки, где его отец работал директором съемочной группы. Где такой самородок отыщешь?

«Моя мечта — сделать производство европейского уровня, и так, чтобы не пришлось переделывать», – признавался Игорь Поршнев в прессе сразу же после вступления в ответственную должность. Впрочем, чудесного превращения убыточного актива в цветущую кинофабрику не состоялось. Во многом потому, что гендиректор излишне рьяно бросился выполнять наказы начальства, не доводя исполнение многих из них до конца.

Попытка пробиться с «беларусьфильмовским» контентом на российский рынок потерпела крах. Сериалы, на которые Министерство культуры выделило деньги на конкурсной основе, на экранах не появились. История про будни монтажников-высотников «Держись за облака» все еще до конца не снята, а про «Автошколу», над которой студия трудилась вместе с частной компанией «Кинотехно», уже полтора года ничего не слышно.

Полный метр тоже оказался не по зубам. Ставка на Егора Кончаловского, который должен был снимать исторический детектив «Следы на воде», обернулась медийным скандалом и неустойкой в размере около 100 тысяч долларов в пользу режиссера и его помощницы, которых по неизвестным причинам отстранили от съемок. Сам фильм, посвященный 100-летию беларусской милиции, показал скромные результаты в местном прокате и скептические отзывы в прессе.

Игорь Поршнев. Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

 

У другого крупного проекта – детского фильма «Тум-Паби-Дум» – коммерческие показатели оказались совсем не ахти, хотя в художественном плане кино было интересным. После показа к 23 февраля фильм «Не игра» на тему службы в армии, снятого по заказу Минобороны, решили перемонтировать. В общей сложности на все три проекта было потрачено около 3 млн долларов (если не больше), а отдача от них оказалась мизерной.

С фестивалями тоже не сложилось. На «Лістападзе» кино нацкиностудии за последние три года не добилось серьезного признания – в Национальном конкурсе упорно побеждали независимые кинематографисты, а в прошлом году драма «Завтра» Юлии Шатун попала в международную программу, чего не удалось сделать госкино.

Достижением бывшего гендиректора стало завершение реконструкции студии, которая растянулась на десять лет. Но отставка его была неизбежной. Сейчас Поршнев переведен на должность худрука «Беларусьфильма», чтобы, как считают некоторые кинематографисты, ввести в курс дела бывшего театрала Карачаевского.

Олег Сильванович (июнь 2011 – август 2015)

В отличие от Поршнева, которого официально сняли с должности, Олег Сильванович написал заявление сам. И причиной стал большая политика. После аннексии Крыма Россией и введения западными странами торговых санкций, курс рубля упал, потянув за собой в пропасть экономику Беларуси. Это серьезно сказалось на производстве кино и застопорившейся реконструкции киностудии. Хотя до этого коллапса дела у «Беларусьфильма» шли вполне сносно.

По первому образованию инженер-радиотехник, а по второму – киновед, Сильванович к работе на студии отнесся прагматически. «”Беларусьфильм” — не бюджетная организация, мы работаем на полном хозрасчете. И я пришел, чтобы показать, что хозрасчет — нормальное слагаемое для работы современной киностудии», – объяснял он, в какую сторону будет дуть ветер перемен. Эти устремления полностью соответствовали планам тогдашнего министра культуры Павла Латушко создать конкуренцию в кинопроизводстве – убрать налоги для кинематографистов и отменить советскую практику на 100% финансировать «Беларусьфильма» в пользу проведения национального конкурса кинопроектов, чтобы на бюджетные средства могли претендовать и частные компании.

Олег Сильванович. Фото: «Сельская газета»

 

С этого момента число выпущенных фильмов действительно выросло, хотя совсем без скандалов не обошлось – далеко не все российские грантополучатели оказались добросовестными, и часть работ (например, комедия «С 8 марта, мужчины!») беларусы в кинотеатрах так и не увидели. Сама студия в это время активно работала, хотя формально новый законопроект ограничил ее возможности.

При Сильвановиче беларусское кино, пусть и ненадолго, оказалась в свете софитов Каннского фестиваля. С 2011 по 2015 годы у «Беларусьфильма» действовал свой павильон на Лазурном берегу, где, как следует из отчетов, «отечественные кинематографисты знакомили иностранцев с возможностями студии». А в 2012 году беларусы были в шаге от исторического момента – драма «В тумане» Сергея Лозницы, снятая при партнерстве «Беларусьфильма», претендовала на Золотую пальмовую ветвь, но безуспешно.

Сама студия в 2012 году довела общую окупаемость своей деятельности до 30,3% за счет сдачи в аренду имущественных прав на картины. Но кинопроизводство оставалось убыточным – норма прибыли не превысила 5%. 

Владимир Заметалин (декабрь 2006 – декабрь 2010)

Если Поршнев и Сильванович имели самое прямое отношение к кино, то назначенный зимой 2006 года Владимир Заметалин слыл идеологом и управленцем – работал в предвыборном штабе первого премьер-министра Беларуси Вячеслава Кебича в 1994 году, потом переметнулся в стан Александра Лукашенко, занимал посты вице-премьера и замглавы администрации президента. Отправленный в отставку в 2001 году, полковник Заметалин (по образованию он кадровый военный) всплыл на «Беларусьфильме». «Административных качеств для работы в киностудии, может, у него и достаточно, а профессиональных… — может быть», – так характеризовали его кандидатуру чиновники Министерства культуры.

Не смотря на скепсис чиновников, Заметалину удалось упорядочить бессистемное кинопроизводство «Беларусьфильма» – в 2008 году здесь вышло 10 игровых картин (это по сравнению с двумя в 2006-м). Возможность создавать свои проекты получили молодые кинематографисты Андрей Голубев («Чаклун и Румба»), Андрей Кудиненко («Масакра»), Александр Колбышев («Волки»). По просьбам директора «Беларусьфильм» освободили от налогового прессинга – теперь не нужно платить НДС, налог на недвижимость и пр.  На этом фоне россияне все больше интересуются возможностями беларусского кинопрома, в Минск приезжают работать режиссер Валерий Тодоровский и продюсер Александр Любимов.

Но карты снова путает экономический кризис, в тот раз 2008 года. Поток российских средств мельчает, возникают первые проблемы с только-только начавшейся реконструкцией студии. Снимать опять не на что. Президент сгоряча называет ветшающую нацкиностудию «хромой кобылой» – и это звучит как приговор. Вскоре Заметалину не продлят контракт, сославшись на его пенсионный возраст, и после его ухода «Беларусьфильм» еще полгода будет работать без непосредственного руководителя.

Александр Ефремов (июнь 2005 – декабрь 2006)

Амбициозность – хорошее качество для целеустремленного человека, который точно знает, в какой стороне находится результат. Безусловно, режиссер театра и кино Александр Ефремов, автор известных картин «Поводырь» и «Дунечка», обладал нужным запасом амбиций. Но скорее художественных, а не административных.

Александр Ефремов. Фото: СТВ

 

Придя на студию, он был настроен решительно: говорил о необходимости обновления технической базы, кадровых перестановках, поиске хороших сценариев, привлечении молодежи на «Беларусьфильм». Президент, в свою очередь, требовал от него повышения рентабельности предприятия и хороших игровых фильмов. Пропадавший то на съемках новой картины, то на постановке спектакля Ефремов экономических показателей добиться не сумел. И уже через полтора года, после очередного разноса в Министерстве культуры, написал заявление об увольнении, временно перейдя на должность худрука студии. Прямо, как сейчас Игорь Поршнев.

Вячеслав Шенько (май 2000 – май 2005)

Закончивший Ленинградский институт киноинженеров, Вячеслав Шенько свою карьеру строил на «Беларусьфильме», дослужившись до главного инженера студии. Ее же на склоне лет он и возглавил. Его период управления можно назвать «застойным» – игровых картин снималось по две–три в год, изменений в кинопроизводстве не произошло.

Единственным важным событием стало создание первого беларусского блокбастера – исторической драмы «Анастасия Слуцкая» Юрия Елхова. На проект потратили 1 млн долларов (на другие фильмы тогда выделялись куда более скромные суммы – в среднем 100-200 тысяч долларов). На него централизованно водили школьников всей страны и порывались даже отправить в Канны, но чуть погодя благоразумно отказались от этой безумной идеи. А потом продали за бесценок авторские права на фильм российской компании, которая продавала перемонтированную версию и неплохо на этом заработала. В начале 2005 года у Шенько закончился контракт и его отправили на пенсию. Веских претензий к нему власти не высказывали.

Читайте дальше:

Идет волна! Десять режиссеров, за которыми будущее беларусского кино

Горват раздора и порно улиток. В чем разошлись два жюри фестиваля Smartfilm

«Свое кино» как проблема. Каким должен быть идеальный беларусский фильм

Фиаско «Беларусьфильма» и апатия дебютантов. Неочевидные итоги фестиваля «Лістапад»

Комментировать