Политика

Хиллари Клинтон. Осторожно: американская мечта

525 Микола Мирончик

Веселая, обаятельная и абсолютно некомпетентная в международных вопросах — кажется, у Хиллари Hilarious Клинтон есть все, чтобы стать следующим президентом США. Что она может натворить в Восточной Европе?

Запуск кампании Клинтон в День космонавтики был чем-то похож на старт ее инициативы по улучшению отношений с Россией. На символической кнопке, которую она — тогда в ранге Госсекретаря США — торжественно нажимала со все-еще главой МИД России Сергеем Лавровым, белодомашние помощники по ошибке написали не «перезагрузка», а «перегрузка». Собственно, с Россией тем и закончилось.

Однако этот внешнеполитический провал Клинтон — не единственный. Все реальные успехи на международной арене, которые продемонстрировал на президентском посту Барак Обама — потепление с Кубой, ядерная сделка с Ираном и относительно точные бомбардировки позиций «Исламского государства» в Ираке — были достигнуты в течение его второго президентского срока, когда Клинтон уже была не у дел.

Первый срок Обамы, проведенный в тесном сотрудничестве с Клинтон, начался с триумфальной речи Нобелевского лауреата в Каире, в которой был обещан пересмотр отношений со всем мусульманским миром. Пересмотр действительно случился: с увязанием в Ираке, развязыванием гражданской войны в Ливии, хорошо запомнившейся американцам убийством посла США, пиком напряженности с Ираном и бойней в Сирии, где лично Клинтон лоббировала идею вооружения повстанцев, сражающихся против режима Башара Асада.

С союзниками получилось не лучше. Отношения США с Израилем вошли в безнадежное пике, Китай именно при Клинтон начал без зазрения совести показывать зубы и в целом завершил экономическую привязку Африканского континента; грандиозные американские проекты в Индии оказались пшиком, а идея трансатлантической зоны свободной торговли с ЕС полностью скрылась из вида где-то в среднеевропейском болоте.

Однако в мире, где правят маркетологи, все это не имеет абсолютно никакого значения. Исключительная манера ведения дел Госсекретаря Клинтон, которую [экс-министр обороны Германии в правительстве Меркель и экс-секретарь ХСС] Карл-Теодор Гутенберг метко назвал «хаотичной дипломатией», глубоко по боку рядовому американскому избирателю — а некоторых жертв BuzzFeed, возможно, и вовсе привлекает как прикольная. Новая американская мечта о женщине-президенте уже активно куется пиар-службами, что в сочетании с очаровательной улыбкой и имиджем обманутой жены тяжелым грузиком перевешивает чашу электоральных весов в пользу Хиллари.

Сама перспектива ее президентства уже серьезно сказывается на жизни Восточной Европы — а именно на ходе кризиса на востоке Украины, дальнейшие сценарии в котором во многом определят судьбу региона. Его решение могли бы ускорить (с положительным либо отрицательным знаком) американские поставки Киеву серьезного оружия. Но в ближайшие полтора года — до выборов нового хозяина Белого дома — таковых не будет: Обама планомерно оберегает свою потенциальную преемницу от возможных последствий подобного шага. В условиях некомпетентности части украинского военного командования главный вопрос вызывает даже не эффективность применения, а судьба такого оружия: оставленное на поле боя в очередном «котле», оно может быть легко использовано в американской президентской кампании — для летального залпа по имиджу кандидата от демократов.

Пушки не пускают в Киев к явному удовольствию основных центров влияния в Европе и неудовольствию американского Конгресса, в котором большинство — у республиканцев. Эти традиционные лоббисты оборонки в преддверии выборов представлены пестрой палитрой спикеров, у которых отношение к украинскому кризису разнится от «ввод американских войск в Донбасс исключать нельзя» (Уильям Кристол) до «приостановим всю американскую финансовую помощь Украине, поскольку часть этих денег может уплыть в Россию» (Рэнд Пол).

Старик Маккейн, постоянно призывавший к санкциям против России еще с 2000 года (за действия в Чечне), с призывом поделиться с Украиной пушками маленькими, а еще разведданными, выглядит здесь крепким середнячком.

Все республиканские голоса, пожалуй, объединяет одно: никто из них не в состоянии предложить вменяемой оценки событий и вменяемого американского решения для кризиса в далекой Восточной Европе.

Госпожа Клинтон также не блещет свежими идеями. Недавно, однако, The New York Times раскопала любопытный факт: чета Клинтонов может быть причастна к скупке в 2009-2013 годах российским Росатомом канадской компании Uranium One, контролирующей 20% производства урана в США. Сделка, затрагивающая вопросы национальной безопасности, не могла быть проведена без одобрения ряда правительственных агентств, в том числе Госдепартамента. А его на момент одобрения возглавляла Хиллари.

Вскоре после этого в фонд ее супруга Билла потекли пожертвования от бенефициаров сделки общим объемом в десятки миллионов долларов, а сам твердыня Билл получил 500 тысяч долларов гонорара от связанного с Кремлем российского банка за лекцию в Москве.

Печатный рупор демократов ярлыков не навешивает и напрямую в коррупции Клинтонов не обвиняет, замечая, что все могло быть совпадением, а история с Uranium One происходила тогда, когда госпожа Клинтон могла свято верить в «хорошую» Россию. Тем не менее, это, во-первых, лишний раз свидетельствует об уровне международных компетенций Хиллари Клинтон, а во-вторых — показывает, что она в грядущей гонке может быть самым пророссийским кандидатом.

В двусторонних отношениях с Минском подходы ястребов вроде Маккейна больше не работают; отрадно то, что администрация Обамы на исходе его второго срока, кажется, начала это понимать. После долгих переливчатых сигналов с Карла Маркса, 38 Вашингтон предпочитает тихо налаживать отношения с Беларусью, отправляя сюда кулуарных переговорщиков — столь же мало известных, как и влиятельных.

На фоне украинских событий не столь пристальное внимание Вашингтона к нам понятно. Но не дай бог Беларуси приковать его к себе, если президентом США изберут Хиллари Клинтон. Оглядываясь на Ирак, Ливию или Россию, как-то не хочется стать очередной внешнеполитической неудачей амбициозной леди.

 

Фото: AP Photo via Politico

Комментировать