Политика

Годовщина начала Евромайдана: что изменилось в Украине

248 Вадим Довнар

21 ноября 2013 года в центре Киева начались события, получившие название Евромайдан. Небольшая акция протеста против отмены подписания соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом в итоге переросла в народную революцию, приведшую к смене власти в стране. «Журнал» решил взглянуть на то, чего добилась Украина за прошедший год, и оценил то, что еще предстоит сделать.

У людей, как правило, избирательная память. Эту аксиому особенно часто вспоминаешь, когда раз за разом слышишь вопросы вроде: «И что дал вам этот переворот?». Правда, задают их те, кто в Украине не живет. Местные же скептики могут разве что воскликнуть: «Разве за это полегла Небесная Сотня?». То, что восстание было необходимым, и у них не вызывает сомнений. Предметом дискуссии являются лишь нынешнее положение дел в стране.

Что было до Евромайдана?

Вернемся в точку «21 ноября 2013 года». Что имели в своей стране люди, вышедшие на центральную площадь Киева тем вечером?

Страной управлял дважды судимый человек со своей командой. Командой, в основном, собранной из одного всем известного нынче региона. Он не знает, как по-украински будет «елка», но на всех ключевых постах его люди. Во всех без исключения судах. В том числе Конституционном. В правоохранительных и надзирающих органах. В том числе в спецслужбах. В армии. Он практически полностью контролировал парламент.

Экономикой рулил человек, фамилия которого родила слово «азаровщина»: смесь отжима бизнесов у серьезных, но «чужих» людей с установлением непомерных налогов для чужих, но средненьких. В стране планомерно зачищалось информационное поле. Милицейский произвол был нормой. Армия и спецслужбы планомерно разваливалась, в том числе и под влиянием назначаемых в их ряды граждан РФ.

До поры до времени украинцы все прощали власти – не то не веря в собственные силы что-то изменить, не то рассчитывая, что Янукович хотя бы из жадности, из сиротской тяги к блестящему, подпишет соглашение об ассоциации с ЕС. Но тот в очередной раз смачно плюнул на настроения в обществе. Подписание «перенес». То-то, подумали сознательные массы, с кремлевским хозяином в последнее время так часто встречался. И началось…

Впрочем, даже не отмена подписания соглашения с ЕС возмутила людей – а насилие, с которым столкнулись протестующие, принятие «законов о диктатуре» 16 января – и новые и новые витки насилия. Не за лидеров оппозиции люди шли на Майдан. Тем, кто не был очевидцем событий, не рассказать нынче, как были удивлены и растеряны те самые лидеры оппозиции, когда на улицы потекли сперва десятки, а потом сотни тысяч протестующих, слившихся в итоге в миллионы. Не за мифические «американские деньги» и уж тем более не за печеньки от госпожи Нуланд – за свою страну и свое будущее…

Киев. Площадь Независимости, март 2014 года. Фото: Андрей Александров

 

За что боролись?

Революция Достоинства привела к смене власти в Украине. В стране прошли выборы президента и Верховной Рады. Что же удалось изменить в реальной жизни украинцев за прошедший год?

Подписано-таки Соглашение об ассоциации с ЕС. И хотя его имплементация под давлением России перенесена еще на год, направление пути государства очерчено. Более того, названы конкретные сроки, когда Украина должна быть готова к подаче заявки на членство в Евросоюзе: к 2020 году. То есть, в канун этой даты, перед следующими президентскими выборами, президенту Порошенко придется что-то предъявлять народу. И ссылки на предшественников и внешние обстоятельства уже не прокатят.

Майдан и война на востоке ввели в большую политику новых игроков, некоторые из которых уже обзавелись депутатскими мандатами – а значит, «улица» в той или иной степени институализируется. Прошли в новый состав Верховной Рады, к примеру, и 67 парламентариев, проголосовавших за «законы о диктатуре» 16 января, которые во многом и привели к кровопролитию на Майдане. Чем не признак демократичности прошедших выборов?

Олигархи по-прежнему рулят

Но все далеко не так радужно, как мечталось. Главная проблема – Украина остается олигархической страной. Яркой иллюстрацией этому стала информация о том, что бывший глава администрации Януковича Сергей Левочкин строит себе особняк в элитном пригороде Киева Конча-Заспа. И дело даже не в том, что «постельничий» Виктора Януковича не сидит в тюрьме и имеет достаточно средств на такую стройку. Загвоздка в том, что он хочет, чтобы было «как раньше».

В целом, представители крупного бизнеса разделились на пророссийских и проукраинских.

«Начинается очень опасная война за сферы влияния, – рассказал «Журналу» экономический обозреватель портала Insider Михаил Орлюк. – “Олигархи Майдана” (Коломойский, Еремеев, Бахматюк) пытаются свое влияние расширить. В том числе, за счет государства и отбирая его у прошлых фаворитов – Фирташа и Ахметова, которые сейчас попытаются перейти в контрнаступление. К примеру, через своих людей, введенных на госпосты, Коломойский фактически похоронил реформу гражданской авиации и устроил себе монополию – он сохранит ее, если, конечно, ЕС всем им вместе по голове не настучит. Нынче хорошее время для “оставшихся в теме” олигархов наловить рыбы в мутной воде».

«Кое-какие реформаторские законы приняты. Но, к примеру, реформа судов так и не проведена, никто из чиновников высшего звена не наказан, в том числе и за кровопролитие на Майдане. В связи с этим, попавшие под люстрацию чиновники восстанавливаются по решениям судов, компании Фирташа и Коломойского, например, не платят налоги, при этом качая права и деньги на серых схемах», – говорит эксперт.

«В экономике пока происходит мало хорошего: нестабильность и война – всегда плохо. Но есть и позитивные моменты. Бизнес переориентирует экспорт с России на Евросоюз и другие рынки, отчасти вынужденно, но поэтому довольно динамично. На самом деле даже падение ВВП пока меньше, чем ожидалось – что-то как-то даже на Донбассе работает», – отмечает Орлюк.

Реформы в экономике на самом деле начались, например, в вопросах дерегуляции, говорит экономический обозреватель журнала «Новое время» Александр Пасхавер: «Но многие из этих реформ пока лишь декоративные и реально не работают. Вот лишь один пример из агросектора: в апреле полностью отменили обязательную доселе сертификацию качества зерна при внутренних перевозках, а также при экспортно-импортных операций с зерном, отменили сертификацию элеваторов. Но аграрии мне говорили, что таможенники уже научились обходить этот запрет».

С правами все еще беда

Ожидания украинского общества после революции касались в основном нескольких тем – побороть коррупцию, вернуть возможность добиться справедливости в судах, наказать виновных в избиениях и убийствах на Майдане и больше не допускать милицейского произвола.

«Эти запросы требовали серьезных и радикальных шагов со стороны новой власти. Но время шло, а новые руководители правительства лишь укоренялись в старых креслах и все меньше хотели менять систему, в которую пришли работать», – рассказывает «Журналу» Марина Цапок, эксперт Ассоциации УМДПЛ, которая занимается мониторингом деятельности правоохранительных органов.

По ее словам, с огромными «боями» только через восемь месяцев после убийств на Майдане был принят пакет антикоррупционных законов и новый закон о прокуратуре, но их выполнение под большим вопросом. Чиновники среднего звена, большинство из которых остались на своих местах со времен Януковича, не спешат пилить сук, на котором сидят.

«Еще хуже обстоят дела с милицией – никаких существенных изменений не произошло. Правительство оправдывается: мол, в стране война, нужно укреплять ряды, я не ломать систему. А тем временем правозащитники продолжают получать жалобы на пытки в милиции, на незаконные задержания и нарушения во время обысков на вполне мирных территориях. Суды продолжают выносить решения, опираясь на убеждении прокурора вместо применения требований закона. Существенного улучшения ситуации с соблюдением прав человека мы, к сожалению, не наблюдаем», – говорит Марина Цапок.

Правозащитники связывают некоторые надежды с успешным окончанием коалиционных переговоров, что даст возможность политикам на время забыть о выборах и заняться выполнением обещаний и планов. К слову, амбициозных планов написано достаточно во многих сферах, большинство из них закреплены в проекте коалиционного соглашения.

«Только вот поверить в то, что все это реально, мы сможем только после того, как эти планы трансформируются как минимум в законы с четкими сроками выполнения», – отмечает эксперт.

Реформы неизбежны

Очевидно, что реформы новым властям Украины придется проводить, не откладывая благие намерения в долгий ящик. Терпеть «нового Януковича» еще четыре года никто не будет. Большинство украинцев сходится во мнении: если Порошенко позволит себе лишнего, то за народом теперь дело не станет. Впрочем, пока даже те, кто успел разочароваться в новой власти, не хотят невольно становиться «пятой колонной», с помощью которой соседняя страна-агрессор может попросту покончить с самой государственностью Украины. Одно бесспорно: 12 месяцев Майдан (пусть формально и распущенный) является одним из центров власти, принятия решений, не считаться с которым – себе дороже.

«Другого пути, кроме качественных изменений и реальных реформ просто нет – иначе эту власть вынесут еще быстрее предыдущей», – резюмирует Михаил Орлюк.

Конечно, постоянная угроза «улицы» – ситуация нормальная разве что в стране, где власть придержащие десятилетиями вспоминали о народе только во время избирательных кампаний. Однако не стоит забывать: присутствие в новом парламенте ряда одиозных персоналий только доказывает тот факт, что выборы были свободными и демократическими. При значительной очистке и единстве в деле достижения главных задач (отражение внешней агрессии, евроинтеграция, реформы) депутатский корпус таков, что опасаться постоянного и всеобщего «одобрямса» не приходится. Как, собственно, и в целом в обществе.

Комментировать