Деньги

«Еврорубель». О чем говорят новые беларусские деньги

8843 Ольга Бубич

1 июля 2016 года в Беларуси в обращение входят новые купюры. После деноминации валюта потеряет четыре ноля, а на руках у населения появятся ненавязчиво напоминающие евро цветные купюры с памятниками архитектуры из всех регионов страны. Профессиональные дизайнеры рассказали «Журналу», о чем беларусам и иностранным гостям на самом деле рассказывают картинки на банкнотах.

Дизайн национальной валюты – дело важное. Ведь это одни из первых «культурных ворот» в страну, проходя через которые мы знакомимся с национальными героями и лидерами, природными ландшафтами и историей, флорой, фауной и достопримечательностями.

Валюта – еще и символ национальной независимости, закодированное высказывание о ценностях народа, которое транслируется как для «внутреннего» пользования, так и для гостей-туристов.

Поэтому выбор изобразительной темы – основная проблема, которую решают идеологи и создатели любой валюты. Будет ли рисунок на банкноте отражать культуру страны и каким образом? Будут ли изображения на обеих сторонах купюры иметь прямую связь друг с другом? Станут ли рисунки представлять некую серию?

Как отмечает британский исследователь рынка Ричард Абрамс, в качестве изобразительной темы на банкнотах чаще всего используют портреты. Считается, что человеку легче распознать деньги «в лицо», чем связать номинал купюр с абстрактными композициями.

При изображении лица используются визуально однозначные параметры, делающие купюру более узнаваемой: женские и мужские лица, представленные в анфас или профиль, с разворотом влево или вправо. Своеобразными опознавательными знаками служат и такие детали, как усы, очки, шляпа или сережки.

Но при всех очевидных визуальных плюсах в случае с лицами на купюрах самая большая проблема – отбор персонажей. В США или Италии, к примеру, проблему решили просто: в Америке регулярно сменяются президенты, а Италия – колыбель науки и искусства.

В Беларуси же с отбором фигур на валютную доску почета всё не так однозначно. Отношение властей к истории весьма своеобразное. У нас ведь есть «самый главный лидер», который даже имен Скорины и Машерова боится (их имена «изгоняет» даже с главных проспектов столицы) – какие тут портреты на деньгах?

Беларусские рубли, которые были напечатаны в 1993 году, но так и не выпущены в обращение

 

Тема флоры и фауны с лихвой была раскрыта в 1990-х. Так что в сухом остатке остаются архитектурные памятники. В желании сделать новые деньги максимально далекими от политики признаются и официальные лица.

«Тема памятников архитектуры была выбрана неслучайно, она отличается большой степенью аполитичности», – заявила представитель Нацбанка Светлана Некрасова.

Политики на деньгах избежали – но архитектурная ценность и культурная значимость объекта на самой крупной купюре номиналом в 500 рублей вызывает вопросы. На бирюзовом поле среди васильков и папоротника «зреет» Национальная библиотека Беларуси – здание, по поводу гармоничности которой в арт-среде высказывались неоднозначные мнения.

«Понятно, что Национальная библиотека – это символ знаний и должна быть знаковым объектом для страны, но ее значимость с архитектурной точки зрения вызывает сомнения», – комментирует визуальное решение новых денег минский дизайнер Игорь Соловьев.

Не совсем удачным кажется специалистам в области дизайна и перегруженность оборотной стороны купюр пёстрыми коллажами. Например, на плоскости небольшой банкноты в 100 рублей теснятся скрипка, бубен, жалейка, слуцкие пояса, «калядная зорка», коза и Батлейка.

А ведь деньги – это, прежде всего, мера стоимости и предмет символического обмена при покупке и продаже товаров и услуг. А значит, какую бы высокую важность не имели эстетические и национальные вопросы, они не должны перевешивать «земные» нужды денег. Купюры и монеты должны быть удобными и надежными в использовании: их номинал должен легко узнаваться, а изображения, цвет и шрифты не должны запутывать.

Дизайнер Ольга Полесскова поясняет неоднозначность как выбора предметов для коллажей, так и их графическое решение:

«На одной из сторон новых купюр мы видим коллажи из разнообразных предметов. Кто-то скажет, что это набор штампов и абстрактных символов, половина из которых могла бы проиллюстрировать культурную жизнь любой другой страны и не вызывает теплоты узнавания родного. Например, на доброй половине коллажей крупно изображены старинные книги с таинственными текстами, узнать которые могут разве что специалисты – это вызывает чувство отчужденности. Возможно, графика купюр такая сложная и не всегда читабельная, чтобы сделать их более сложными для подделки. В этом есть и дополнительный смысл – сформировать у зрителя такую же отстраненность и прохладное отношение к деньгам, попытаться отсечь возможную теплую привязанность к ним».

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

Но несмотря на возможную отчужденность и нейтральность мотивов новых беларусских денег, в одном мнении сходится большинство. Как цветом, так и дизайном текстовых и цифровых элементов «рубель» нового образца очень напоминает евро.

Еще в 2014 году сам президент Лукашенко намекнул на внешний вид уже отпечатанной валюты, когда во время посещения авиаремонтного завода в Барановичах признался: «Эта валюта у нас отпечатана относительно давно – красивая, на евро похожая».

Сходство действительно бросается в глаза, особенно при сравнении купюр беларусских 5 рублей и 10 евро. Они фактически не отличаются цветом и имеют похожие геометрические мотивы с полукругом.

«Сходство с евро действительно просматривается, – подтверждает дизайнер Игорь Соловьев. – Это происходит из-за коллажности и фрагментарности цифр, которые при взгляде на просвет образуют целостный контур».

Как поясняет Ричард Абрамс в своем труде «Размышления о введении новой валюты», при создании дизайна валюты на самом деле очень часто учитывается ее сходство с валютами соседей, чью политику реформируемая страна оценивает как эффективную и дружественную.

Ведь, по сути, самой важной характеристикой любых валютных нововведений является именно восстановление доверия общественности к национальной валюте. А для формирования этого доверия хороши самые разные средства.

Впрочем, веру беларусов в стабильность национальной экономики простым копированием денежных знаков западных соседей не восстановишь. Но попытка примечательная.

Пока бы просто купюры не перепутать.

Комментировать