Политика

Договорившиеся. Разрешенный либерал, добросовестный служака и пустое место

2618 Александр Федута

Геннадий Давыдько и Павел Якубович в программе «Клуб редакторов»

 

Президент Беларуси снял с должностей руководителей трех крупнейших государственных медиа. Для власти каждый из них играл свою роль. Но бессменных у нас нет.

Они не между собой договорились и не с властью договорились: они договорились до отставки. Это другое значение глагола «договориться». Говорили, говорили – и вот договорились. Один даже дописался.

Самой большой ошибкой будет объединять их в одну когорту. Я уже прочел где-то в интернете: «Уходят пропагандисты старой школы…» Вы что, господа комментаторы, белены объелись? Вы хотите уверить меня, что у Якубовича и Давыдько – одна школа? У них один клиент был, а школы они заканчивали как раз разные.

Кем был для власти Павел Якубович?

Разрешенным либералом. То, что он время от времени позволял сказать себе или даже написать в газете, было в наших условиях верхом либерализма. И он себе позволял, и ему позволялось – благо, власть делала вид, что она не замечает этого старого «иноходца» – разве что пальчиком строго так погрозит во время высочайшей пресс-конференции.

Само его присутствие рядом как-то содействовало тому, что «официальный Минск» чувствовал себя прямым потомком демократической вольницы 1990-х годов. Как же – какие мы диктаторы, когда с нами Якубович, первый минский либерал?! А то, что все это на мотив «с нами Ворошилов, первый красный офицер», так это просто потому, что другую мелодию в строю не вытянешь – не «Магутны Божа» ведь строем петь? А заодно можно было отбивать и упреки в антисемитизме.

Кем был для власти Юрий Козиятко?

Добросовестным служакой-журналистом. К штыку приравняли перо – он стоял в строю и песню эту самую вытягивал сипловатым баритончиком (фигурально выражаюсь). Он не снимал фильмы вроде «Детей лжи» или «Железом по стеклу»; в его задачу входил выпуск массового продукта – он его и выпускал. Большего не требовалось.

Создавалась телевизионная инфраструктура суверенной державы, слегка паразитирующая на российском телеэфире. Самому же ему как журналисту лучше всего удавались телепутешествия, например, в Исландию. Он даже названия тамошних вулканов выучил.

Кем был для власти Геннадий Давыдько?

Пустым местом. Приятным голосом в эфире, которому доверили озвучить это самое «Железом по стеклу». И после того, как «засветился», и стало понятно, что уже не спрыгнет, не соскочит – дали должность. Причем в этой должности он доказал, что даже хорошее владение беларусским языком не есть гарантия от пакостности.

Каковы его заслуги в формировании имиджа власти? Никаких. Каковы его заслуги в борьбе с оппозицией? Зимовский был умнее и эффективнее. Он не создавал телеканалы, как Кисель. Должность дали – должность забрали. Отставили как просиженный стул в так и не ставшую партией «Белую Русь». Это даже не пенсия – задворки. Все равно не сбежит: стулья не бегают.

Почему отставки?

Подросло новое поколение, нуждающееся в портфелях и не несущее на себе бремя старого официоза. Мы пока не знаем, что объединяет новых назначенцев. Не исключено, что лишь виза Натальи Эйсмонт, готовившей указы.

Почему сразу троих отправили?

Так в Беларуси и силовиков пачками назначают и отправляют, и образованцев-ректоров, и министров (преимущественно).

Почему именно сейчас?

На этот вопрос я бы и сам с удовольствием получил ответ. Но президентский кортеж промчится мимо как гоголевская птица-тройка – и не даст ответа. А выдумывать не хочется.

Будем считать просто: пришло их время. Говорили, говорили – и договорились. Должно было и это когда-нибудь произойти. Нет у нас бессмертных и бессменных. Пора на пенсии.

 

6 февраля президент Беларуси Александр Лукашенко принял ряд кадровых решений, касающихся глав ведущих государственных медиа.

Редакцию главного органа Администрации президента «Советской Белоруссии» вместо Павла Якубовича возглавил бывший генеральный директор государственного информагентства БелТА Дмитрий Жук.

На посту главы Белтелерадиокомпании Геннадия Давыдько сменил его бывший заместитель Иван Эйсмонт.

Первый заместитель министра информации Игорь Луцкий будет руководить телеканалом СТВ вместо Юрия Козиятко.

Якубович и Давыдько продолжают занимать общественные должности: первый из них является председателем общественного совета при МВД, второй недавно избран председателем провластного общественного объединения «Белая Русь».

«И Давыдько, и Якубович должны в СМИ работать и сотрудничать с ними. В какой форме – надо определиться. Что касается Давыдько, я думаю, его статус надо повышать. И рассмотреть вопрос, внести предложение о его направлении в Совет Республики сенатором. Это усилит его позиции. Я не исключаю, что и Павел Якубович сможет там работать. Нам очень нужны опытные люди», – заявил сегодня Лукашенко.

Читайте дальше:

Дело «Регнума». Что значит приговор пророссийским публицистам

Информационная война: невозможно закончить, можно приостановить

Александр Зимовский: «Беларусские медиа не способны формировать общественное мнение, отличное от российского»

«Побеждает самый отвратительный». Почему в новой медиа-реальности нет места фактам

Дело «Регнума». Свобода слова vs. самооборона во время информационной войны

Комментировать