Арт

Жизнь «других». Фотопроекты о людях с ограниченными возможностями

652 Ольга Бубич

Фотография из серии «РАСстояние» Лены Балакиревой

 

Отношение к людям, которых мы привыкли причислять к категории «других», должно измениться. Об этом говорит хотя бы рост числа социально-ориентированных фотопроектов, которые рассказывают о жизни детей с аутизмом или мире незрячего человека.

В апреле на столичных площадках можно было наблюдать сразу несколько выставок на неудобные для нашего общества темы. В начале месяца в Studio67 прошло мероприятие «Не болезнь, не фильм, не концерт» о жизни с аутизмом – московский фотограф Лена Балакириева показывала снятую в Крыму серию о детях-аутистах «РАСстояние». Чуть позже в «Галерее 12» открылась выставка «Я прощаю себя за то, что забываю» на тему деменции. Большой резонанс вызвал уникальный проект «Лицо, занимающее цветок» – первая экспозиция арт-пространства «ЦЭХ» после переезда на улицу Октябрьскую. Это проект знакомит с серией фотографа Насти Хролович «Наташа видит», документирующей будни незрячей Натальи Ковалевич. Посетители выставки получают возможность «увидеть» привычный окружающий мир так, как с ним взаимодействует Наташа.

В своей педагогической практике я впервые столкнулась с незрячим студентом не в Беларуси, где преподаю уже более 10 лет, а в Африке. Сегодня Муса Барроу – блестящий гамбийский журналист, интеллектуал, писатель. Несколько лет назад, познакомившись с ним на своем курсе по журналистике, я заметила его недуг только после недели преподавания в гамбийском пресс-центре. Незрячий с рождения, Муса прекрасно писал и ориентировался в пространстве, а с чтением справлялся при помощи специального компьютера, который тихо озвучивал ему в наушники все тексты и задания. Тогда мне показалось удивительным, насколько мало мы сталкиваемся с людьми с ограниченными возможностями в Беларуси – и насколько естественной является во многих других странах интеграция таких людей в общественную жизнь.

Мы не знаем, как вести себя с людьми с особенностями развития, а они – как вести себя с нами. Места, где может случиться контакт, редки: в детстве дети-инвалиды сидят на домашнем обучении или посещают специальные школы, во взрослом возрасте им предоставлен скудный выбор специальностей, которые, как считается, они в состоянии освоить. Но часто они развивают способности, которые позволяют им прекрасно справляться и с жизнью в городе, и с профессиями, которые они сами сочтут для себя интересными.

Три упомянутые выше выставки разные по тематике. Но есть у незрячих, людей с деменцией и детей с аутизмом одна общая черта – это наше отношение к ним. Мы часто предпочитаем держаться подальше от тех, кто отличается от массы. Мы чтим понятие «нормы» и опасаемся «других», для определения которых в нашем языке даже нет устоявшихся слов.

Но и московский фотограф Лена Балакирева, и беларуска Настя Хролович, и группа самоотверженных кураторов «ЦЭХовского» проекта говорят нам об одном и том же: в современном мире расстояние между нами и «другими» должно сократиться.

Истории знакомства фотографов Лены Балакиревой и Насти Хролович с людям с ограниченными возможностями до банальности просты. Случайная встреча, интерес, дружба со своими «героями». Москвичка Лена сначала снимала портреты детей с аутизмом по просьбе заказчика. И, завершив работу, поняла, что хотела бы больше узнать об их мире, раскрыть тему при большем погружении.

Фотография из серии «РАСстояние» Лены Балакиревой. Показана в рамках проекта «Не болезнь, не фильм, не концерт», посвященной жизни с аутизмом

 

«Перед первой съемкой я страшно волновалась, – рассказывает Лена. – Перелопатила весь интернет, чтобы погрузиться в проблему аутизма. Из информации, которую удалось найти, у меня сложилось впечатление, что дети с аутизмом ничего не понимают, не реагируют… Будто бы находясь настолько в своем мире, что никакие внешние факторы не могут их оттуда вытащить. Вообще, я не знала, чего именно мне ожидать. Но все оказалось совсем не страшно. В итоге стало понятно, что они все разные, у каждого свой характер, к каждому нужен свой подход».

Фотожурналистка «Нашей Нівы» Настя Хролович отправилась делать репортаж о незрячей Наташе по заданию редакции. Уже после первого дня общения ей стало ясно, что история об умной и амбициозной женщине, самостоятельно справляющейся с любым делом, может вырасти из репортажа в фотоисторию. Настя рассказывает:

«У нас нашёлся общий интерес: мы обе любим готовить, и первые пару дней я приходила к ней без камеры, она учила меня лепить вареники с вишней. Наташа всё делает сама, сидит в социальных сетях, а с появлением айфона начала сама снимать. Мы много разговаривали, я параллельно снимала и записывала интервью для видео. Мы сразу хорошо поладили, и единственное отличие героини моей истории от других людей – это то, что она не позирует».

Фотография из серии «Наташа видит» Анастасии Хролович. Серия была отмечен на конкурсе «Vilnius Photo Circle» в Литве, а в рамках конкурса «Пресс Фото Беларуси» получила 1 место в номинации «Повседневная жизнь (серии)»

 

Как Лена Балакирева, так и Настя Хролович интуитивно выбрали самый верный подход к героям своих историй. Подход, при котором фотографа ведет не желание сделать драматическую историю на необычную тему ради любопытства зрителей и внимания прессы. Обоих фотографов вела эмпатия, искреннее желание понять и принять мир другого, на первый взгляд непохожего на нас человека. А для этого понадобилось немало времени и сил.

Чтобы понять мир Наташи, фотограф Настя Хролович прожила два дня с черной повязкой на глазах. Незрячая подруга стала жить у Насти дома, учить ее убирать, готовить, ходить по улице с палочкой.

«Первую половину дня мне было очень страшно и неудобно – жили мы у меня и ходили по моему двору. Я боялась реакции соседей, они же знают, что я не слепая, – рассказывает Настя. – Но провести эксперимент было важнее. Помню, что в первый же вечер я заблудилась в собственном дворе, а вместо сковородки положила нарезанное мясо на плиту. Но, в целом, это был очень интересный опыт».

Эксперимент Насти Хролович не ограничился двумя днями жизни с черной повязкой. Он получил продолжение в концепции выставки, которой на сегодняшний момент посвящено уже около десяти материалов беларусских СМИ. Группа из четырех кураторов (Андрей Ленкевич, Анна Самарская, Анастасия Ранько и Вера Ковалевская) объединили серию Насти Хролович со снимками, которые делает при помощи специальной голосовой программы сама Наталья Ковалевич, в выставку с необычным названием «Лицо, занимающее цветок».

Посетителям предлагается пройти по экспозиции с черной повязкой и тростью, ориентируясь также по запахам, тактильным ощущениям и звукам – голосу программы, которая позволяет по ключевым словам представить себе фотографии Натальи. Лицо, занимающее цветок, – описание одного из образов, запечатленных незрячей девушкой, ее селфи.

Одна из кураторов проекта, Анна Самарская, так комментирует задумку: «Главной задачей является желание непосредственно столкнуть посетителей выставки с опытом другого, незрячего человека. Это возможность для всех, кто решится преодолеть собственное смущение и взаимодействовать с другим на равных, а не по модели “здоровый vs. больной”, “свой vs. чужой”».

Вера Ковалевская, еще одна куратор проекта, подчеркивает, что выставка тем более актуальна в нашем обществе, поскольку в позитивном ключе рассказывает об исключенных из публичной жизни людях: «Социально-ориентированное государство может стремиться не только к тому, чтобы “защитить” таких людей, а к тому, чтобы активно интегрировать их в общество».

О такой необходимости говорит и московский фотограф Лена Балакирева. Для работы над своим проектом о детях с аутизмом она ездит по городам России и Беларуси, несколько недель проводит в тесном общении с ребятами во время благотворительных каникул в Крыму. Лена постоянно слышит повторяющиеся истории о стене непонимания, отчуждения и порицания, с которыми сталкиваются дети-аутисты и их родители. Общество не готово к общению с «другими», а проблемы начинаются с банального выхода ребенка в городскую среду.

«Люди на улице не знают о проблеме, но при этом многие сразу же начинают высказывать недовольство, говорят: “Почему у вас такой капризный ребенок? Почему вы его так избаловали?” или что-то еще. Сами дети и их родители постоянно находятся под каким-то гнетом общества. Бывает, что ребенок пугается, может кричать, может трогать чужие вещи или задавать вопросы. Родители все время контролируют его, но это может вызывать негативные эмоции у посторонних людей. Хотя единственное, что от них требуется – просто отнестись с пониманием. Ведь ты никогда не знаешь, почему себя человек так ведет. Может быть, ему плохо», – рассказывает Лена, вспоминая свой опыт работы с детьми в Крыму.

Лена вспоминает, что в Минске ей удалось посетить уникальный интегральный класс, созданный по инициативе родителей в школе №5. В нем наравне с другими учатся три мальчика с аутизмом. Опыт этой школы – маленький, но значимый шаг к развитию толерантности, изменению понимания безопасной дистанции между «обычными детьми» и теми, кто не вписывается в размытое понятие «нормы».

«Очень важно, что, находясь рядом с такими детьми, другие ученики с ранних лет понимают, что в мире есть разные люди и что этот факт нужно принимать», – заключает Лена.

Появление в Беларуси такого интегрированного класса – очень правильный шаг для изменения отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Но готовность к переменам должны демонстрировать не только отдельные самоотверженные родители, талантливые педагоги и волонтеры-фотографы, которые своими проектами выводят исключенные из социума группы в фокус общественного внимания, делают их видимыми.

Перемены в нашем обществе начинаются снизу. Благодаря им вместо жалости мы начинаем говорить о равноправии, вместо опеки – о возможности иметь доступ к одинаковым благам: образованию, досугу, профессии.

Пока остается только ждать, что низовые инициативы будут замечены и поддержаны теми, кто находится наверху.

Комментировать