Арт

Что посмотреть в кино. «Секретное досье» c Мерил Стрип и «Все деньги мира» без Кевина Спейси

704 Тарас Тарналицкий

Мэрил Стрип и Том Хэнкс в фильме «Секретное досье» (The Post)

Ода честной журналистике. Печаль и ненависть как ответ на несправедливость. И фильм, из которого вырезали Кевина Спейси. «Журнал» рассказывает о кинопремьерах на экранах минских кинотеатров.

Секретное досье

Режиссер: Стивен Спилберг

В ролях: Мэрил Стрип, Том Хэнкс, Сара Полсон

Начало 1970-х, излет войны во Вьетнаме. Кэтрин Грэм – издатель крупнейшего в стране ежедневника The Washington Post – пребывает в замешательстве. Она вместе c главредом издания Беном Брэдли должны решить, стоит ли бросать вызов правительству президента Ричарда Никсона и подвергать себя риску попасть за решетку, опубликовав «слив» о секретном исследовании о причинах войны. Конкуренты из The New York Times работают на опережение. Ко всему прочему, пресловутый документ создавал хороший друг Грэм, министр обороны Роберт Макнамара. На кону не только его репутация – руководство страны требует запретить публикации и грозит журналистам разбирательством в суде.

Захватывающий журналистский триллер Стивена Спилберга поднимает темы свободы прессы и необходимости говорить правду о действиях властей. Ревизия былых гражданских побед, очевидно, необходима автору, чтобы полноценно состыковаться с нынешней эпохой – временем правления Дональда Трампа и его любимых fake news. Особую иронию ситуации добавил недавний скандал с выходом нон-фикшн книги журналиста Майкла Вулфа «Огонь и ярость: внутри Белого дома Трампа», которую президент угрозами судебного разбирательства потребовал изъять из продажи. Спираль истории пошла на новый виток.

Фильм Спилберга – как и «В центре внимания» два года назад – уважает ремесло, миссию и ценности журналистики, а также тех людей, кто посвящает себя процессу без остатка. Это любовное письмо в адрес прессы и укор власть имущим, пытающимся лишить ее голоса.

Кому смотреть: идеалистам, уверенным, что медиа по-прежнему остаются четвертой властью.

На пределе

Режиссер: Фатих Акин

В ролях: Дайан Крюгер, Денис Москитто, Нуман Аджар

Жительница Гамбурга теряет сына и мужа в результате теракта. Поскольку ее муж был турецким иммигрантом и бывшим торговцем наркотиками, полиция усматривает в убийстве призраки исламистского терроризма. Но женщина считает, что с ее близкими расправились неонацисты. И вскоре они встретятся в суде.

Печаль. И ненависть. Эти разрушительные эмоции долгие годы сопровождали Фатиха Акина, немецкого режиссера с турецкими корнями, в его фильмах «Головой о стену», «Шрам» и «На краю рая». Они же дают силу и выразительность его новой картине – «На пределе». В ней подлинное мастерство режиссера раскрывается благодаря контролю над повествованием – демонстрируя на экране бурю эмоций, он хладнокровно ими управляет и структурирует.

Среди актеров нет ни одного фальшивого образа (особенно душевно выглядит Денис Москитто в роли семейного адвоката), но абсолютной фавориткой здесь является Дайана Крюгер, чей образ статной блондинки со времен «Трои» Вольфганга Петерсена прописал ее в Голливуде. От авторов актриса получает карт-бланш – и создает портрет сложной, яростной и очень ранимой женщины, которые не стыдится совершенных ею жизненных ошибок – за что получила свою заслуженную награду на прошлогодних Каннах.

«На пределе» – это твердая, рассудительная и безжалостная история, которая, как и многие картины Акина, вытягивает из зрителя глубокие и, по-видимому, неисчерпаемые запасы боли и гнева, чувства потери и сожаления.

Кому смотреть: разочарованным в несовершенстве правосудия.

Все деньги мира

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Марк Уолберг, Кристофер Пламмер, Мишель Уильямс

Внука Джона Пола Гетти – крупнейшего в мире нефтяного магната середины 1970-х – похищают неизвестные вымогатели, требующие за его освобождение выкуп. Властный бизнесмен отказывается платить за своего похищенного наследника. Разыскивать парня приходится сотруднику службы безопасности нефтепромышленника…

«Все деньги мира» неизбежно запомнятся историей своего производства: изначально бизнесмена Гетти играл Кевин Спейси, но его обвинили в сексуальных домогательствах, и из-за этого менее чем за два месяца до премьеры заменили на Кристофера Пламмера. Сцены с опальным лицедеем были вырезаны и пересняты. И это в каком-то смысле чудо, потому что Скотту удалось перекроить каждую сцену с персонажем Гетти, не испортив при этом ткань картины. И хоть роль Пламмера невелика – именно он является сутью «Всех денег мира». 88-летний актер настолько хорош в своей роли, что действительно сложно представить, что на полке осталась другая версия фильма с иным исполнением образа Гетти.

Но игры Пламмера недостаточно, чтобы вытянуть весь фильм. В погоне за лояльностью аудитории авторы переиграли сами себя – драма за кадром кажется большей, чем в самом фильме.

У Скотта получилась остросюжетная притча о ядовитых свойствах богатства, отравляющего мысли и поступки здравомыслящего человека. «Все деньги мира» способны время от времени захватывать внимание публики, но это не более, чем работа средней руки в богатой фильмографии режиссера.

Кому смотреть: циникам, утомленных засильем семейных ценностей на большом экране.

Комментировать