Арт

Что посмотреть в кино. Наш «Тум-Паби-Дум», их «Хэппи-энд»

1208 Тарас Тарналицкий

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

 

Отец народов примеряет деревянный макинтош. Беларусские сироты предпочитают китайцев в роли приемных родителей. Европейская буржуазия достигает морального дна. «Журнал» рассказывает про фильмы, которые с этой недели идут в столичных кинотеатрах – и об одном, который к прокату пока не допущен.

«Хэппи-энд»

Режиссер: Михаэль Ханеке

В ролях: Изабель Юппер, Жан-Луи Трентиньян, Матье Кассовиц

На обеспеченное французское семейство Лоран, сколотившее себе капитал на строительном бизнесе в городе Кале, одна за другой начинают сыпаться проблемы. Из-за недосмотра пьющего сына Анны, фактической владелицы бизнеса, на стройплощадке происходит авария и гибнут люди. Брат Анны, Томас, работает врачом, и в тайне от молодой жены ведет секс-переписку с женщинами. Их престарелый отец Жорж изобретает все новые способы покончить с собой. В этот момент к ним приезжает Ева, дочь Томаса от первого брака, мать которой странным образом отравилась таблетками.

В киноиндустрии существует понятие «прокатная рифма» – когда несколько фильмов с близкими сюжетом или одинакового жанра появляются на экранах в течение одного сезона. С фестивальными релизами все намного сложнее, но и здесь случаются курьезы. Саркастичную мелодраму Михаэля Ханеке хочется назвать идеологическим последователям «Нелюбви» Андрея Звягинцева, хотя обе картины одновременно угодили в основной конкурс Каннов. Просто фильм австрийского мастера добрался до нас только сейчас.

Обе картины действительно оказались созвучны, их авторам интересен кризис человеческих отношений. Но там, где Звягинцев цитирует Брейгеля и констатирует холодность российского общества, Ханеке интересует нравственную болезнь европейской буржуазии. Он обличает ее, и делает это едко, с витальным сарказмом. Подмечая важные детали, из которых постепенно складывается цельный портрет сытого, но душевно искалеченного европейца.

Ирония здесь соревнуется с драмой, которая, несмотря на комичность сюжетных перипетий, не дает героям другой возможности на освобождение, кроме смерти. Балом вновь правит тонкий психологизм, но сейчас ощущается, что Ханеке немного подустал. После исследования природы человеческого насилия в «Белой ленте» и безграничности личного самопожертвования в «Любви», последний фильм выглядит больше как отработка ранее использованных приемов, повторение старых тем. Если рассматривать «Хэппи-энд» как передышку для режиссера, то за ней обязан последовать неожиданный рывок.

Кому смотреть: Ценителям историй про «загнивающую Европу»

«Тум-Паби-Дум»

Режиссер: Вячеслав Никифоров

В ролях: Артем Венгерович, Даша Киреева, Валерия Арланова

Деловитый сирота Санек, которого в приюте именуют не иначе как Сан Саныч, записывает видео на YouTube, чтобы отыскать себе новую семью. Придирчиво выбирая новоиспеченных родителей, которые не должны иметь никаких вредных привычек, мальчик ввязывается в еще одну авантюру. Вместе с любвеобильным адвокатом, он пытается «сосватать» свою маленькую подругу Алеську в дочери к женщине, у которой в автокатастрофе погибла семья.

Игровое кино от беларусских авторов так редко попадает на большие экраны, что о конкуренции между фильмами по-хорошему можно лишь мечтать. И все-таки жаркое послепремьерное обсуждение фильма «В личное пространство вход воспрещен» Александры Бутор (о картине мы расскажем на следующей неделе), которой она сняла за частные средства, сумело оттянуть внимание публики от старта другого, на этот раз государственного кинопроекта. Недавно отреставрированный «Беларусьфильм» выпустил в прокат фильм с труднопроизносимым названием «Тум-Паби-Дум» – семейное кино, снятое Вячеславом Никифоровым, ставшего год назад художественным руководителем национальной киностудии.

Обладающий богатым опытом постановщика, Никифоров оперативно снял в декорациях летнего Минска цветастую, но излишне эксцентричную сказку про умных детей и недалеких взрослых. Хороший задел быстро сходит на нет из-за отсутствия чувства меры у авторов. Если шутим – то да ужасного гримасничанья, переживаем драматический эпизод – то под жалостливую музыку и с постными лицами актеров. Тут даже мораль назидательно зачитывают в конце, чтобы зритель ничего не упустил.

Впрочем, не следует требовать откровений от жанра семейной комедии. Никифоров действует в русле устоявшегося за десятилетия жанра, не пытаясь менять старые правила и переосмыслять клише.

В «Тум-Паби-Дум» авторов все устраивает. Снятый с дрона Минск выглядит по-европейски, в оперный театр можно купить билет в день премьеры, а лучшая семья – это та, где папа беларус, а мама – китаянка. Идеальный мир!

Но зрителю этого может оказаться мало. Поэтому три частных столичных кинотеатра подумали – и отказались от проката фильма в своих залах. Никифоров назвал такое отношение заговором против беларусского кино, хотя все намного проще: ничего личного, только бизнес.

Кому смотреть: Детям, которых целым классом и так поведут на просмотр

А вот в случае со следующим фильмом бизнес наткнулся на идеологию.

«Смерть Сталина»

Режиссер: Армандо Ианнуччи

В ролях: Джейсон Айзекс, Стив Бушеми, Ольга Куриленко

СССР, первая половина 1950-х. В стране не утихают массовые репрессии. В казематах Лубянки Лаврентий Берия раздает указания, как нетривиальнее казнить арестованных. В это время на даче Сталин получает от любимой пианистки Марии Юдиной подарок: пластинку с музыкой Чайковского. В конверте также обнаруживается записка с разоблачением государственного террора – и вот уже переволновавшийся генсек лежит на полу в луже мочи. Власть утекает в руки его приближенных – Берии и Хрущева, которые начинают толкаться за место у руля советской империи.

Отсутствие чувства юмора – для отдельного человека потеря не такая уж большая. Но в масштабах страны это тянет на национальную трагедию. В России «Смерть Сталина» запретили к показу. Беларусские чиновники также решили на неопределенное время приостановить продажу билетов – прокатное удостоверение в Беларуси фильм пока так и не получил. Прокатчики обсуждают его судьбу с Минкультом – подождем, что из этого выйдет.

Культурным переосмыслением истории, к чему давно привыкли в Западной Европе и США, мы похвастать все еще не можем. Хотя ничего крамольного в «Смерти Сталина» нет. Съевший собаку на политической сатире режиссер Армандо Ианнуччи в бурлескной форме высмеивает подковерные игры советских номенклатурщиков, находя в их уморительной возне яркие параллели с сегодняшним днем. С шагнувшей в пропасть Брексита Великобритании. С проигрышем американского истеблишмента демагогу Дональду Трампу.

Фильм снимался для запутавшихся в политической риторике граждан Запада, а не для консервативных восточных европейцев, для которых сгинувшее зло все еще остается поводом для гордости. Сталин, может, и умер, но наследие его глубоко укоренилось в подкорке у все никак не желающего помирать советского человека. А мы пока подождем, появится ли фильм в минских кинотеатрах.

Кому смотреть: Всем, кто положил свой партбилет на стол.

Читайте дальше о новых фильмах в кинопрокате здесь.

Комментировать