Арт

БРСМ надевает вышиванки. Госструктуры приватизируют «мягкую беларусизацию»

1744 Вадим Можейко

В рамках Года культуры БРСМ проведет собственный «День вышиванки» (видимо, с блекджеком), а чиновников будут учить «снижению удельных материальных затрат на единицу выпускаемой продукции». «Журнал» проанализировал, как власть заимствует чужие инициативы – и что из этого получится.

25 января 2016 г. Совмин утвердил «Республиканский план мероприятий по проведению в 2016 году Года культуры». Хотя отдельные пункты и оказались любопытными, в целом – как «Журнал» и предсказывал – 33 страницы плана с большего исписаны постоянными или вовсе посторонними событиями, всяческой чиновничьей рутиной. Например, в рамках Года культуры пройдет «Славянский базар в Витебске» и «Ночь музеев» – вау, а мы-то и не ждали, без специального Года культуры такие удивительные акции ни за что бы не состоялись!

Хватает в плане и событий, с культурой никак не связанных. Так, в первом квартале года Нацбанк проведет неделю финансовой грамотности детей и молодежи. Прекрасно – но при чем тут Год культуры?

Однако самая шедевральная задача стоит перед Минэкономики, Минпромом и др.: «Проведение с руководящим составом предприятий и организаций информационной работы по вопросам снижения удельных материальных затрат на единицу выпускаемой продукции (оказанной услуги) при одновременном росте производства».

Видимо, здесь выражено кредо государства по выходу из кризиса: надо так поговорить с начальниками, чтобы они тратили ресурсов меньше, но продукции делали больше. Ну разве не гениально?! И про культуру, опять-таки…

Взялись за культурную политику, но без аналитиков

Если же отбросить в сторону все эти смешные, но бессодержательные моменты, которыми полон план, то остается несколько любопытных нововведений.

Главное из них – долгожданная «Разработка основ государственной культурной политики».

Ответственных много: Минкульт, Минобр, Мининформ, Академия наук, республиканские и местные органы государственного управления, творческие союзы. Но в этом списке нет аналитических центров и институтов – ни независимых, ни государственных.

И если допуска к такой важной задаче всяких «нехороших либералов» никто особо и не ждал, то невключение в список организаций Института культуры Беларуси или НИЭИ Минэкономики выглядит странно. Академия наук не является им адекватной заменой. Ведь формирование политики (policy), ее интеллектуальное наполнение – это как раз сфера аналитиков, а не академиков.

Основы государственной культурной политики должны быть разработаны к декабрю, так как в течении года ожидается окончательное принятие парламентом Кодекса о культуре, одна из статей которого как раз и декларирует необходимость утверждения президентом концепции государственной культурной политики.

В самом Кодексе (по крайней мере, в его нынешнем варианте) не прописаны ни сроки, ни механизмы разработки такой политики до принятия ее президентом. Так что неясно, какая судьба ждет декабрьскую работу: документ сразу пойдет на подпись или же станет основой для дальнейших изысканий (возможно, в Информационно-аналитическом центре при администрации президента). Соответственно, говорить о каких-то сроках принятия финального документа и уж тем более о его возможном содержании пока рано.

Привычное заимствование

Но основное внимание привлек пункт с кратким названием «Организация и проведение праздника «День вышиванки» в Минске». В июле 2016 года этим будут заниматься Минкульт, Мингорисполком и БРСМ. А как же «Арт Сядзіба», которая в прошлом году и придумала ивент под таким названием? О ней в плане нет ни слова.

На самом деле такое заимствование концепций – это самая что ни на есть типичная практика для беларусских госорганов. В том же плане далее упомянут форум театрального искусства «ТЕАРТ» (без «Белгазпромбанка»), «Джазовые субботу у Ратуши» (без фонда «Идея» и банка БелВЭБ), «Классика у Ратуши» (без компании velcom).

Конечно, это не значит, что Минкульт или Мингорисполком собираются работать в одиночку. Но отчитываться чужими мероприятиями для госструктур не впервой, как и включать их в планы – хотя переговоры организаторов и партнеров еще в самом разгаре.

Однако в данном случае интересно направление для культурного пиратства: что именно БРСМ решил взять на вооружение. До этого они уже обращались к интеллектуальному продукту «Арт Сядзібы»: например, акцию «Беларуская стужка» БРСМ повторил дословно, даже с тем же хештегом, только приурочил к президентским выборам.

Получится символ, но не содержание

«День вышиванки» в исполнении БРСМ тоже планируется не сугубо развлекательным мероприятием: в плане он обозначен в разделе «Политическая культура. Воспитание патриотического самосознания граждан».

Под мягкую беларусизацию подводится содержательная база. Будут ли эти попытки успешными? В символическом плане да: уже сам тренд, когда БРСМ дублирует работу «Арт Сядзібы», демонстрирует принципиально новую общественно-политическую реальность. Но на уровне ивент-менеджмента, фактического проведения мероприятия, ничего хорошего ждать не приходится.

Во-первых, плагиаторы априори слабее первоначальных авторов. Если у БРСМ и Минкульта нет интеллектуального потенциала даже на оригинальную концепцию мероприятия, то откуда возьмутся навыки на грамотное его проведение?

Во-вторых, казенный креатив, опасающийся каждого шага на такой скользкой почве, получается дубовым, непривлекательным. БРСМ – это не та организация, куда стремятся аматары беларушчыны. Соответственно, наследники комсомола вообще слабо разбираются в этой теме. Неискренняя работа всегда выдает себя и смотрится фальшиво, как картонные декорации.

В-третьих, у государственников свое, специфическое представление о беларусской культуре. Например, в том же плане есть специальный раздел «Расширение использования беларусского языка», но в нем перечислены такие мероприятия, что лучше и не вспоминать. В целом достаточно вспомнить «Дажынки» с их трешевыми соломенными скульптурами, чтобы понять, какую именно «беларусскость» госструктуры умеют продвигать.

Неуверенное движение в верном направлении

Впрочем, наивно было бы ожидать, что когда власть повернется к беларусскости лицом – это лицом будет нам незнакомо. Увы, сегодня мы имеем то государство, которое имеем: с недостатком аналитики и в целом интеллектуального креатива, не гнушающееся заимствовать чужие идеи, со специфическим представлением о содержании культурных событий.

Но нельзя не приветствовать то направление культурной политики, в котором наблюдаются сдвиги. Неуверенные и небезупречные шаги навстречу беларусскости – это лучше, чем топтание на месте или регресс. Институционализация культурной политики мягкой беларусизации, закрепление ее в основах государственной культурной политики (или хотя бы в конкретных фестивалях БРСМ) – это те шаги, без которых невозможно дальнейшее развитие этого общественно-государственного тренда.

И такое развитие уже близко.

«В следующий раз БРСМ должен скопировать акцию #ПагоняПобач», – шутят в соцсетях. А директор «Арт Сядзібы» Павел Белоус и предлагает организовать к 25 марта во Дворце спорта фестиваль «Дзень Волі», с концертом и клубной afterparty.

И если пару лет назад такие предложения выглядели бы ненаучной фантастикой, то сегодня – почему бы и нет? В умелых руках мягкая беларусизация творит чудеса.

Комментировать