Политика

Без права и справедливости. Пойдет ли Польша беларусским путем

857 Ляксей Лявончык

Демонстранты в Варшаве держат белые розы – такой символ они избрали в поддержку независимости судов. Фото: Bartłomiej Zborowski/EPA

 

Десятки тысяч граждан Польши выходят на улицы своих городов. Они протестуют против попыток правящей партии лишить суды независимости.

То, что происходит сейчас в Польше, может выглядеть как аллюзия на события середины 1990-х в Беларуси. Именно тогда Лукашенко смял парламент и окончательно прикончил независимость судов. Дурной пример заразителен – и теперь поляки опасаются, что их события пойдут в том же направлении.

Правящая партия «Право и справедливость» управляет страной с октября 2015 года, когда она взяла большинство в обеих палатах Сейма. Правда, в нижней палате большинство минимальное: всего пять кресел. А вот в верхней палате у них 64 голоса из 100.

Используя это большинство, правящие популисты уже приняли ряд законов, которые серьезно ограничивают права и свободы граждан. А некоторые одиозные поправки в законодательство полякам пришлось отбивать, выходя на улицы – как, к примеру, попытку полного запрета абортов.

Теперь PiS принялась за судебную власть. Причем, в типичном для партии ключе: «разрушим до основанья – а затем» соберем все заново, как лего. На рассмотрение парламента вынесено несколько законопроектов.

Один из них – о Государственном судебном совете. ГСС – это 15 судей, которые избираются на четыре года, а также главы Верховного и Верховного хозяйственного судов, представитель президента, министр юстиции, четыре депутат нижней палаты парламента и два сенатора. Совет рассматривает все судебные назначения. То есть, по сути, имеет власть назначить или переместить любого судью в стране. Избирает ГСС судебное сообщество.

Проект правящей партии предполагает, что состав Совета будет переназначен – но теперь уже простым большинством голосов парламента (которое, напомним, есть у «Права и справедливости»). А сам ГСС распадается на две палаты – судебную и политиков. И чтобы решение прошло, нужно получить согласие обеих палат. То есть, проще говоря, правящая партия решила сама себя назначить главным по судам.

Проект закона о Верховном суде не лучше. Он меняет порядок назначения судей ВС и его структуру. По сути, то, кто будет или не будет заседать там, будет решать исполнительная и законодательная власти. То есть снова же PiS.

Большинство поляков согласны с тем, что судебную систему надо реформировать. Но реформировать не потому, что она «слишком независима», а потому, что она перегружена, излишне закрыта и дела рассматриваются годами. Правительство же задумало совсем иную реформу – по сути, подчинение судов и конец их независимости.

Что будет дальше?

Министр юстиции Збигнев Зёбро и президент Польши Анджей Дуда еще до первого чтения внесли множество поправок в одиозный текст авторства Качиньского. Последний предложил, чтобы судей в Государственном судейском совете утверждало не простое большинство, а 3/5 депутатов парламента.

У PiS с его большинством в пять кресел этих трёх пятых нет – да и вообще в польских сеймах с 1989 года большинство в 60 процентов – вещь редкая. Так что предложение Дуды выглядит компромиссом – если не считать того, что одиозное положение о назначении судей парламентом остается в силе.

В первом чтении нижняя палата парламента законопроект поддержала – но его еще предстоит утвердить Сенату и президенту страны.

Демонстрация протеста против судебной реформы возле президенсткого дворца в Варшаве, 20 июля 2017 года. Фото:  Adam Stępień / Agencja Gazeta

 

Есть ли угроза демократии в Польше?

Нет, Польше не «всё».

Во-первых, это страна, в которой половина населения еще помнит, что было до 1989 года. И возвращаться в то время не хочет.

По данным Gazeta Wyborcza, 20 июля на улицы польских городов вышло более ста тысяч граждан, которые протестовали против этой «судебной реформы».

Во-вторых, PiS не так непобедима, как кажется. В октябре 2016 года протесты на улицах крупнейших городов заставили парламент после одобрения в первом чтении выбросить в мусорку одиозный законопроект по запрету абортов.

В-третьих, планы PiS по введению ряда дополнительных налогов на банки и крупные торговые сети с иностранным капиталом (дабы профинансировать свои социальные программы вроде 500 злотых на ребенка в месяц) были сильно подкорректированы, если не перечеркнуты окончательно, сопротивлением бизнес-сообщества. Которое, кстати, будет явно недовольно и подрывом независимости судов.

Да, атака на Конституционный суд удалась (хотя тот держался долго). Возможно, удастся и эта «судебная реформа». Удалось подмять под себя общественные медиа. Но много «Праву и справедливости» так и не удалось.

Кроме всего прочего, президент Дуда пригрозил наложить вето, если закон о судебном совете пройдет без его поправок. Правда, Дуда еще никогда не накладывал вето на что-либо существенное. Но столь серьезного хода нельзя исключать: в отличие от Качиньского и особо ярых его сторонников, большинство партийцев ощущает настроения в обществе. А обществе рейтинг популярности PiS не превышает 35 процентов. Да и демонстраций в поддержку «реформ» пока не видно.

Следующие парламентские выборы в Польше пройдут через два года. И пусть никого не смущает, что PiS по опросам ведет с опережением на 10-20 процентов. Поражения правых популистов по всей Европе не сулят «Праву и справедливости» ничего хорошего. Не верите? Спросите у Терезы Мэй или Марин ЛеПэн. И, как показал кейс Эммануэля Макрона, здравая и популярная альтернатива может появиться и набраться сил очень быстро.

Комментировать