Чьи победы? Две стороны наших медалей

Прошедшие в Сочи ХХII зимние Олимпийские игры завершились для беларусской команды триумфально: завоевано шесть медалей, пять из которых золотые. C таким завидным багажом Беларусь впервые вошла в десятку лучших команд в медальном зачете. Такого прежде не бывало! Результат неожиданный, никем не предсказанный, однако имеющий под собой почву.
Лучшие цифры в истории
Зимние Игры в Сочи стали для суверенной Беларуси шестыми. Причем с каждых беларусы возвращались с наградами. Как правило, их было немного — одна-две. Но четыре года назад в Ванкувере норма оказалась превышена — три, нынче же и вовсе грянул медальный залп — шесть!
За пять предыдущих Олимпиад у беларусов был всего один чемпион — лыжный акробат Алексей Гришин. Сейчас их трое — биатлонистка Дарья Домрачева и коллеги Гришина Алла Цупер и Антон Кушнир.
Резко возросло и количество набранных баллов. Их начисляют атлетам, занявшим места в восьмерках лучших: за 1-е место — 9, за 2-е — 7, за 3-е — 6… за 8-е — 1. До сих пор лучшей была сумма, набранная на дебютных Играх в Лиллехаммере-1994 — 37. В Сочи удалось собрать 60 очков!
МЕДАЛИ И ОЧКИ БЕЛАРУСОВ НА ЗИМНИХ ОИ
виды мед З С Б очки
ОИ-1994 7 2 0 2 0 37
ОИ-1998 9 2 0 0 2 20,5
ОИ-2002 9 1 0 0 1 31
ОИ-2006 7 1 0 1 0 33
ОИ-2010 6 3 1 1 1 33,5
ОИ-2014 5 6 5 1 0 60
При этом наш состав был самым малочисленным за всю историю: лишь 26 атлетов, которые выступали только в пяти видах спорта — биатлоне, фристайле (лыжная акробатика), лыжных гонках, шорт-треке, и горных лыжах. Хоккеисты, фигуристы и конькобежцы не прошли квалификационный отбор и поэтому в Сочи отсутствовали.
То есть, можно добиваться результатов и малой кровью, «не размазывая варенье по всей тарелке».
Фактически у нас всего два медаленосных вида. Из 15 медалей, добытых на шести Олимпиадах, 8 завоевали биатлонисты, 6 — лыжные акробаты, 1 — конькобежец Игорь Железовский еще в 1994-м.
В Сочи вклад представителей различных дисциплин выглядит так. Кроме чемпионов (Домрачева, Цупер, Кушнир), бронзу завоевала биатлонистка Надежда Скардино. В активе два пятых места — женского квартета биатлонисток (Домрачева, Скардино, Людмила Калинчик, Надежда Писарева) и Сергея Долидовича в лыжной гонке на 50 км, а также восьмое лыжного акробата Дмитрия Дащинского.
З С Б очки
Биатлон 3 - 1 37
Фристайл 2 - - 19
Лыж.гонки - - - 4
Шорт-трек - - - 0
Горн.лыжи - - - 0
Государственная щедрость
Все названные спортсмены и их тренеры достойны самых высоких похвал. Государство щедро их отблагодарило. Так, Домрачева за три победы заработала 450 тысяч долларов, Цупер и Кушнир — по 150 тысяч, Скардино — 50 тысяч. Кроме того, Домрачева удостоена звания Героя Беларуси, главный тренер лыжных акробатов Николай Козеко — ордена Отечества I степени, остальные медалисты плюс главный тренер биатлонной сборной Андриан Цыбульский, а также первый зампред Беларусской федерации биатлона Сергей Булыгин — таких же орденов, но III степени. И, наконец, Сергей Долидович, прошедший все шесть Олимпиад и показавший лучший в карьере результат — орденом Почета. Всего на поощрение олимпийцев и обслуживающего персонала потрачено 1,6 миллиона долларов.
Надо сказать, присвоение геройского звания вызвало дискуссию в беларусском обществе. И не потому, что Домрачева, которую Международная ассоциация спортивной прессы назвала лучшей спортсменкой Игр, не достойна высокой награды. Просто у многих понятие «герой» ассоциируется с военными подвигами, спасением людей, самопожертвованием. Обыватели полагают, что олимпийские победы несопоставимы с геройством. С другой стороны, когда 27-летняя девушка жертвует молодостью, выжимает из себя скорости, недоступные другим, в стрессовом режиме стреляет по мишеням и в итоге, как никто другой, прославляет свою страну, разве этого мало, чтобы считать ее героиней?
Чьи медали?
Воздавая должное спортивным героям, невозможно уйти от вопроса: почему стал возможным беларусский медальный взрыв в Сочи? Есть ли он проявление закономерности, результат целенаправленного развития спорта в нашей стране? Либо это благоприятное стечение обстоятельств? А может, в какой-то степени и случайность? Чтобы ответить на это вопросы, нужно проанализировать биографии спортсменов.
Домрачева родилась в 1986 году в Минске в семье архитекторов. Когда Даше было 4 года, родители уехали в строящийся город Нягань в Ханты-Мансийском автономном округе России. С шести лет Даша занималась лыжными гонками, с 13 — биатлоном. В кадетском и юношеском возрасте Домрачева побеждала в первенствах России, выступала за РФ в чемпионатах мира и Европы. Там на нее и обратили внимание беларусские тренеры, пригласившие выступать за команду родной Беларуси. Российский союз биатлонистов протестовал, тяжба длилась полгода. Сработал главный аргумент беларусской стороны: Домрачева по рождению беларуска.
Ее дебют за Беларусь на юниорском чемпионате мира принес ей два золота. В 20 она дебютировала в Кубке мира и в первый же сезон заняла 22-е место в общем зачете, в 22 — 7-е, в 23 и 24 — 6-е места, в 25 и 26 — 2-е. За эти годы она 54 раза становилась призером в отдельных гонках, 17 из них выиграла. На Олимпийских играх в Ванкувере 23-летняя минчанка добилась бронзовой медали. Послужной список демонстрирует абсолютную закономерность триумфа Домрачевой. Ясно и другое: из Нягани в Минск она вернулась спортсменкой высокого класса после 12 лет целенаправленных тренировок.
Надежда Скардино родом из многодетной семьи, она коренная ленинградка, на год старше Домрачевой. Как и Даша, прежде чем попасть в Беларусь, 12 лет тренировалась в России, выступала за сборную Санкт-Петербурга. Правда, была не биатлонисткой, а гонщицей. Беларусские тренеры приметили неплохо бегавшую девушку и предложили переехать в Минск, а заодно сменить спортивную специализацию. За Беларусь выступает с 2005 года. На Играх в Ванкувере-2010 в четырех гонках личных гонках занимала места в третьем десятке. Самым успешным для нее стал чемпионат мира-2011 в Ханты-Мансийске: 4-е место в индивидуальной гонке и бронза в эстафете. В общем зачете Кубка мира-2013 заняла 18-е место, лучшее в карьере.
В женской биатлонной эстафетной четверке только Людмила Калинчик — доморощенная воспитанница. Надежда Писарева — тоже из Санкт-Петербурга, ее переходу в национальную сборную Беларуси российская сторона тоже сопротивлялась. Сейчас такой же фокус проделывают с псковитянкой Анастасией Калиной, которая уже выступала в красно-зеленой экипировке на нескольких этапах Кубка мира.
Олимпийская чемпионка в акробатических прыжках на лыжах Алла Цупер — уроженка украинского города Ровно, воспитанница заслуженного тренера Украины Виталия Шведова и его жены Натальи. Супружеская чета подготовила 10 олимпийцев, в том числе Цупер. 19-летняя Алла на Играх в Нагано-1998 представляла родную Украину и заняла тогда 5-е место. Тогда же Шведов получил личное приглашение Александра Лукашенко переехать в Беларусь. Вместе с именитым тренером приехала и его самая талантливая питомица. В сборной Беларуси Шведов также курировал подготовку Ассоли и Тимофея Сливцов. Через шесть лет Шведовы вернулись на Украину, а затем приняли предложение федерации фристайла России и уехали работать в Сочи.
А Цупер выступала за Беларусь на Олимпиадах 2002-2010. Каждый раз она успешно проходила квалификацию, но оставалась вдали от пьедестала: 8-10-е места.
Антон Кушнир — из Червоноармейска Ровенской области. В Беларусь приехал 18-летним. В 2010-м стал обладателем Кубка мира, в 2011-м призером мирового форума.
Из тех, кто родился и вырос в Беларуси, в Сочи наиболее успешно выступил Сергей Долидович, которому скоро 41. То есть, к моменту обретения нашей страной суверенитета ему было 18. Значит, он тоже продукт еще советской спортивной школы.
Обративший на себя внимание коллега Долидовича Михаил Семенов (17- е и 23-е места) взращен в России.
На чужом сырье
Любопытная закономерность: все четыре наших олимпийских героя перебирались в Беларусь из России и Украины 18-19-летними, имея за плечами некоторые профессиональные достижения.
Заслуга беларусских тренеров и функционеров в том, что они создали приезжим атлетам благоприятные условия для профессионального роста. Однако сама национальная спортивная система бесплодна: она почти не продуцирует спортсменов-зимников подобного уровня. Детско-юношеские спортшколы и училища олимпийского резерва работают вхолостую.
Это касается и хоккея, в который вкладываются огромные по нашим меркам средства. Но и там мы занимаемся перетягиванием легионеров — россиян и даже канадцев.
Можно говорить о том, что зима в Беларуси неустойчивая. Однако многие зимние виды давно спрятались под крышу — хоккей, шорт-трек, конькобежный спорт, фигурное катание. Более вероятным представляется предположение о коррупционности и задопингованности беларусского зимнего спорта. Ведь когда вкладываются деньги, а результата годами нет, этому трудно найти рациональное объяснение.
Комментировать