Беларусь. Молодость. Прощать пока нечего

Фото из проекта Виктории Синчилиной «Бэкстэйдж»
Исполнители файер-шоу, юные модели и студенты в трениках, создатели беларусскоязычных настольных игр и активисты в области защиты прав животных. Такие темы выбрали для своих проектов студенты курса фотографов Сергея Балая и Михаила Доможилова, организованного Беларусской ассоциацией журналистов. В литературном музее Петруся Бровки проходит выставка с «дипломными» сериями под общим названием «Беларусь. Молодость».
К выпускникам «молодого» курса фоторедактора агентства БелаПАН и многократного лауреата конкурса «Пресс-фото Беларуси» Сергея Балая – «Лаві момант!» – минские зрители присматриваются еще с 2015. Два года назад выставку «Дотык» с 15 проектами показывали в рамках «Месяца фотографии в Минске». Тогда в центре внимания авторов оказались традиционные для беларусской фотожурналистики проблемы (условия жизни социально уязвимых групп населения: людей с ограниченными возможностями, бездомных, пожилых) и менее «классические» истории о буднях сверстников самих репортеров.
«Балаевцы» 2017 года все так же интересуются «социалкой» и молодежным досугом, однако намечаются и специфические для «молодой волны» направления.
В визуальном поле Восточной Европы вообще мало присутствует локальный культурный контекст. Об этом в недавнем интервью Bleek Magazine говорил известный канадский фотожурналист и член жюри международных фотоконкурсов Дональд Вебер:
«Три года назад в Белграде я встретил одного молодого беларусского фотографа. Он показал мне неплохие работы, но первый же логичный вопрос, который у меня возник, был следующий: "А где ты снимал все это? Это Токио? Минск? Торонто или Амстердам? Фотографии ничего мне об этом не говорят!" У этого автора интересный взгляд, и мне было ясно, что его фотография способна о чем-то рассказать зрителям. Но лично мне она не говорила ничего. Она была начисто лишена культурного контекста. Слишком абстрактная, слишком размытая».
Абстрактность, слепое заимствование чужих визуальных приёмов, нежелание, а порой и неумение погрузиться в себя и в тему, выстроить цепочку ответов на вопросы «Почему?» – минусы, с которыми нашим молодым авторам еще предстоит разобраться, считает канадец.
Читайте еще по теме:
Девять историй из финальной выставки курса «Беларусь. Молодость» показали, что их авторы затрагивают тему локальной культурной идентичности. Попытки изучить свой контекст прослеживаются в сериях Александра Каленика «Клаустрофобия», Сергея Людкевича «Поэтому пить (ERGO BIBAMUS)», Ирины Новик «Бацькі “паўстанцаў”», Татьяны Свирепа «Молодость все простит», Александры Кононченко «Добро пожаловать в Вегас!».
На снимках – любительские росписи подъездов, интерьеры студенческих общежитий, будни создателей беларусскоязычных настольных игр и тревожный феномен игромании. Но дистанция между автором и героями ощущается пока достаточно сильно.
В ряде серий видно желание продемонстрировать оригинальный приём – но не умение погрузиться с нужной степенью внимания и ответственности в мир героев. Поэтому интересные в плане содержания темы отходят на второй план, прячась в яркой, но не глубокой картинке. Ответы на вопросы «Почему?» либо слишком банальны, либо попросту не заданы вообще.
Задумку серии «Молодость все простит» о студенческой жизни в общежитии ее автор Татьяна Свирепа формулирует как желание «показать студенческую жизнь, как она есть, без прикрас – ведь молодость все простит». Но в итоге этого самого «безприкраса» не происходит. Мы видим небольшую типологию портретов в интерьере легкого беспорядка, герои Татьяны сняты в домашней одежде и спокойных позах, и, глядя на фото, понимаешь, что «прощать», в общем-то, ничего.
Фото из проекта Татьяны Свирепы «Молодость все простит»
«Общажность» ощущается разве что в печальном натюрморте внутренностей холодильника: «портрет» сметаны говорит о «богатстве» жизни в беларусском общежитии гораздо больше, чем формальные карточки с людьми. Но в случае со сметаной прощения стоит просить вовсе не у молодости – а у «социально-ориентированной» политике нашего государства.
Серия Александры Кононченко «Добро пожаловать в Вегас!» более удачно сочетает локальную проблематику и адекватно выбранный приём для разговора о ней. Эффект возникает в противопоставлении портретов людей, страдающих игроманией, со снимками внешне невзрачных входов в казино и игровые клубы, мимикрирующих под типичный экстерьер советского городского ландшафта. Лица героев сфотографированы в драматическом освещении, чтобы дать ощущения адреналинового азарта и риска.
Фото из проекта Александры Кононченко «Добро пожаловать в Вегас!»
Серия Александры Канонченко воспринимается как продолжение более масштабной темы побега от реальности, которую уже затрагивали многие работы из прошлого выпуска курса под руководством Сергея Балая. Например, работы Татьяны Ткачевой о японском искусстве связывания, Анны Заплатиной – о буднях девушки, практикующей танцы на пилоне, Виктории Синчилиной – о психологе-дискжокее.
Два года спустя становится ясно, что «побег» все еще актуален. Впрочем, как говорил кто-то из известных фотографов: все, кто когда-либо брал в руки камеру, должен непременно пройти через этапы «истории о друзьях» и «истории о пьющем соседе». Да и курс не такой продолжительный: за полтора-два месяца проще и быстрее снимать то, что «под рукой».
Темы очевидны – но гораздо важнее то, как фотографы осмеливаются с ними работать. На какую минимальную дистанцию им удается подойти к героям. У некоторых выпускников курса это получилось: достаточно вспомнить победу Татьяны Ткачевой на недавнем конкурсе «Vilnius Photo Circle» и успехи проекта Юлии Шабловской о феноменальных вокальных способностях незрячего Даника.
Фото из проекта Виктории Синчилиной «Бэкстэйдж»
Виден потенциал и у нынешних выпускников курса Балая. Кроме Александры Кононченко и самобытной Виктории Синчилиной, подмечающий удивительный абсурд молодежного модного бэкстейджа, «цепляет» и серия Елизаветы Дубинчиной «Бывшие отношения». Проект читается как смелая, до дрожи чувственная попытка заглянуть вглубь себя в поисках ответов. Вникать в имена героев и конкретику судеб нет нужды: пережитая история видится одновременно очень личной и универсальной.
Но таких смелых работ на выставке все же мало. Эй, молодость! Не бойтесь сокращать дистанцию, подбираться к миру поближе и совершать ошибки! Глядишь, и поводов просить прощения будет больше.
«Журнал» также рекомендует:
По теме
- Мы в ответе за тех, кого сняли. Instagram и новая медийная этика
- «Семья – это табуретка». Страхи, скука и дети «Роднага склону»
- Вместе – в поисках себя. Кому достались «фотографические Оскары» Беларуси
- Сергей Михаленко: «Беларусским авторам стоит быть поскромнее»
- «Cо скрежетом и болью сняли фотографии». Почему голоса поколения Лукашенко попали под цензуру в Китае
Комментировать