Деньги

Беларусь как стартап. Почему разговоры о реформах идут, а реформы – нет

443 Вадим Можейко

Экономические форумы проходят на высшем уровне, а страна два десятилетия остается стартапом, который сжигает деньги инвесторов и всё никак не выйдет на стабильную прибыль. «Журнал» разбирается, что нужно Беларуси для реформ: от образования до яиц.

Зубр вместо единорога

«Мы станем стартап-нацией, когда признаем за каждым право на риск, на ошибку, на неудачу», – говорил глава Банка Развития Сергей Румас на недавнем Международном форуме предпринимательства в рамках Всемирной недели предпринимательства в Беларуси (GEW-2017). Как в Беларуси обстоят дела насчет права на успех – он, к сожалению, не уточнил.

Кажется, Беларусь уже давно стартап – впрочем, не особенно успешный. Как и положено стартапу, мы благополучно сжигаем деньги инвесторов (ресурсную подпитку от России) и беспокоимся главным образом о захвате рынка (удержании власти), а выход на прибыльность (эффективность национальной экономики) остается туманной перспективой. В стартапе «Республика Беларусь» при помощи нашей «уникальной социально-экономической модели» мы умудрились волюнтаристски скрестить ужа с ежом, но из этого получился не единорог, а скорее вымирающий зубр.

Бизнес в резервации: от индустриального парка до СИЗО

«Инновации будут развиваться там, где создана в целом нормальная деловая среда», а «в нашей стране слабо действует общая норма “Разрешено всё, что не запрещено”», – отмечает Валерий Фадеев, заслуженный юрист Беларуси и советник Международной финансовой корпорации (IFC).

Такую питательную деловую среду для инноваций в Беларуси пытаются выстроить в отдельно взятой бизнес-резервации. Про чудесные условия – легкость ведения бизнеса, дебюрократизацию государственных услуг и госуправления в целом, даже частную собственность на землю – рассказывает Сергей Войтеховский, заместитель генерального директора компании по развитию индустриального парка «Великий камень».

Преференции таких Парков – к «Камню» добавляется и обласканный свежим декретом Парк высоких технологий – не касаются остальной страны. С остальной деловой средой у нас всё печально, бизнес-климат остается засушливым. Об этом особенно остро напоминают даже не аналитические формулировки экспертов – а, к примеру, дело Александра Кныровича, который уже год без суда сидит в СИЗО КГБ. На том же GEW-2017 его вспомнили на вручении премии «Ментор года» как одного из прошлых лауреатов. На таком фоне было тревожно за получающего награду в этом году.

Образование и патриотизм

Тревожно за будущее беларусских стартапов и при сохранении беларусской системы образования. Бизнесмены в унисон твердят, что без хорошего образования ничего не получится, а нынешняя система не обеспечивает потребности рынка.

Генеральный директор и соучредитель BEL.BIZ Татьяна Маринич хоть и называет сегодня Imaguru «машиной по производству стартапов», но беспокоится за ее «топливо». По мнению Маринич, главное – это необходимость менять всю систему образования, начиная со школ, ведь сейчас «это просто боль». С ней соглашается заместитель директора Парка высоких технологий Александр Мартинкевич: «В основе любой системы лежит образование. Невозможно создать стартапы без квалифицированных кадров».

Но в Беларуси пока об этом говорить не приходится: министр образования предлагает быть со студентами «более агрессивными», дорожную карту Болонского процесса выполняют ни шатко ни валко, да и вообще в сущности Европейского пространства высшего образования особо не стремятся разобраться (вступили – и ладно).

Впрочем, чтобы образованные мозги не растеклись по миру, а развивали стартапы дома, нужно даже не державное внимание, а скорее здоровый патриотизм. Аял Шенхав (Shenhav & Co., Израиль) рассказывал на минском GEW-2017 о том, как люди, учившиеся и работавшие по всему миру, «возвращаются в Израиль не благодаря израильскому правительству, а потому, что они хотят жить в Израиле, со своими друзьями и семьей».

Разговоры о реформах всё лучше, а реформ всё нет

Общественные организации Беларуси вместе с донорами, бизнесом и даже прогрессивными госорганами организуют более чем достойные мероприятия на экономическую тематику – будь то Кастрычніцкі эканамічны форум (KEF), Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси (GEW), беларусский форум «Расширяя горизонты» или другие, менее масштабные события.

Хотя беларусский третий сектор привык быть самокритичным, скромно оценивать результаты своей работы и бесстрашно равняться на высокие западные стандарты качества (несмотря на то, что условия работы и материального вознаграждения тех же экономических аналитиков, ученых и экспертов несопоставимо ниже европейских).

Однако количество хороших дискуссий всё никак не переходит в качество – собственно долгожданные системные экономические реформы. Когда замминистра экономики Дмитрий Матусевич на GEW-2017 говорил, что в процессе принятия нынешнего либерализационного законодательного пакета «бизнес должен уже почувствовать перемены», полный предпринимателей зал ответил дружным гулом «нет».

Об этих реформах уже говорили столько раз, на все лады и устами самых разных спикеров – частных и государственных, из бизнеса и НПО, национальных и международных – что как-то даже неловко на серьезных щах вновь писать о либерализации ведения бизнеса, неприкосновенности частной собственности, приватизации и прочих рыночных трансформациях. Кажется, все адекватные специалисты не просто в курсе этого списка, но и пришли к консенсусу.

Экс-помощник президента Кирилл Рудый теперь пишет книги в жанре экономического нон-фикшна и в нетипично откровенном для Беларуси стиле, входит в Совет KEF. Экс-главный советник руководителя Нацбанка Александр Заборовский и вовсе стал советником исполнительного директора МВФ.

Прогресс для беларусский экономических чиновников налицо. Вот только Рудый теперь в Пекине, Заборовский – в Вашингтоне, а Беларусь – в том же месте, где и была, все так же без структурных реформ.

Реформаторам не хватает яиц. И куриц

Сочетание экономических реформ с политическими, их последовательность – пример классической дилеммы курицы и яйца. В мире он решался по-разному: например, в Польше политические трансформации после движения  «Солидарности» и краха соцлагеря сделали возможными шоковую терапию Бальцеровича, а в Сингапуре авторитарная экономическая модернизация Ли Куан Ю сделала возможным существование пусть не демократической, но транспарентной и технократической системы («оптимальный курс определен, а от государственных служащих требуется только ничего не сломать и вовремя следить за исправностью механизма»).

Но что в дилемме курицы и яйца не вызывает сомнений – курицы несут яйца, а из яиц вылупляются цыплята.

Можно, конечно, попытаться создать яйцо без участия курицы; или такое яйцо, из которого вылупится не цыпленок, а нечто более привычное и усатое. Может даже что-то получится, но это уже будут не яйцо и не курица – не реформы.

Без готовности к системным политическим изменениям – прямо сейчас или в неизбежной перспективе – настоящие, эффективные экономические реформы провести просто не получится.

Читайте также:

Чинить крышу или укреплять фундамент? Как Беларуси оседлать экономический рост

Возможны ли реформы в Беларуси?

IT-гетто, криптоофшор или новая Беларусь? Что принесет нам Декрет №8

«Беларусская модель». Краткий курс роста и деградации

Комментировать