Арт

«Астравец культуры». Утопия против радиации

805 Ольга Бубич

Член совета ОО «Экодом» Ирина Сухий и арт-директор Галереи «Ў» Анна Чистосердова на открытии выставки «Астравец культуры». Фото: Виктория Харитонова

 

Градирня с полами, которые превращают кинетическую энергию движений танцоров в электрические мегаватты. Реактор с музеем современного искусства и выставками глитч-арта, центром науки и планетарием. Железнодорожное сообщение между Минском, Островцом и Вильнюсом, по которому курсируют поезда с ирландским пабом и крамбамбаром. Кинофестивали и скалодромы. Элитное экологическое жилье и органические фермы близ атомного реактора. Визиты и консультации передовых ученых, изобретателей и инженеров в области освоения космоса.

Всё это – не пятый сон Веры Павловны, а варианты «островецкого будущего» глазами не боящихся мечтать художников и кураторов. 23 августа они представили в столичной Галерее «Ў» альтернативные сценарии развития Беларусской атомной станции.

Выставка «Астравец культуры» стала итогом пленера, организованного совместно с общественным объединением «Экодом» и экологическим учреждением «Агро-Эко-Культура». Впервые за шесть лет темой проекта стал реально существующий объект, вызывающий острую полемику не только в Беларуси, но и у соседей – строящаяся на границе с Литвой атомная электростанция в Островце.

11 молодых художников, обеспокоенные неоднозначной ситуацией вокруг Беларусской АЭС, решили помечтать о том, каким мог бы стать Островец, если бы (другое) будущее наступило уже сегодня.

Конечно, специально выпущенная Анастасией Дорофеевой и Bazinato к выставке районная общественно-политическая газета «Астравецкая праўда 2.0» врёт. И рэйв в градирне, равно как и многомиллионные вложения филантропа-изобретателя Илана Маска в строительство «станции науки, культуры и искусства Островец» – откровенная фантазия. Такие проекты с гораздо большей степенью вероятности беларусам в ближайшее время предстоит увидеть разве что на экранах столичных кинотеатров. Но, как признается одна их участниц «Астраўца культурыі» София Садовская, «мы очень хотим в это верить!»

Во время пленера в Островце. Фото: Виктория Харитонова

 

«В рамках пленера мы послушали две лекции эксперта Татьяны Новиковой и ее американского коллеги, специалиста в области ядерной физики, профессора Эндрю Джонсона. Они были посвящены истории строительства атомной электростанции, нарушениям и сложностям, а также тому, что будет происходить с отходами производства. И от всего этого ощутили пессимизм. Поэтому сначала в процессе обсуждения у нас рождались преимущественно ироничные черные идеи. Но мы ни в коем случае не хотели их принимать, а затем транслировать миру в своих работах. Не в наших силах остановить строительство атомной станции. Но мы очень хотим верить в то, что реальность может быть другой», – рассказала София Садовская «Журналу».

Ее оптимизм и вдохновленность разделяют и другие участники и участницы выставки «Астравец культуры: станцыя навукі, мастацства і экалогіі». Куратор и директор Галереи «Ў» Валентина Киселева отмечает, что несмотря на присутствие грусти, молодые авторы постарались отыскать в себе «позитивную энергию».

«Ведь без нее делать что-либо невозможно, а отчаяние никогда не приводило ни к чему хорошему, – описывает настроение экспозиции Валентина. – Этим проектом мы хотели поменять «минус» на «плюс», чтобы дать себе и другим силы делать что-то дальше».

Выставка «Астравец культуры» показывает, что между антропоцентризмом и натуроцентризмом сегодняшние молодые художники скорее отдадут предпочтение второму. В инсталляции Макса Трефа «Невидимое», которую можно рассматривать как центральное произведение экспозиции, большую часть композиции занимает изображение гигантского голубого оленя, склонившегося над кустиками черники.

Макс Треф и его инсталляция. Фото: Виктория Харитонова

 

В такой новой дикой природе здания существуют не вместо, а вместе с окружающей средой: градирни гармонично вписываются в пейзаж аккуратными пеньками, вдали идиллически пасутся четвероногие рогатые собратья, а людей здесь нет вообще.

«Посыл очень простой: я хотел показать, насколько природа важнее остальных вещей, – комментирует молодой художник. – Есть в моих работах и некоторый элемент мистицизма, потому что я считаю, что в нашем мире всегда есть место для чуда. Да, с одной стороны, мечты редко осуществляются, но при этом мы ведь все равно продолжаем мечтать. Но, с другой стороны, то, что вы видите на выставке, уже не совсем фантазии. Ведь мы разработали концепт – а это уже немного больше, чем мечта. Не просто рассуждение, а действие. И из этого действия легче перейти на этап, когда действие станет реальностью и принесет свои более весомые плоды».

Произведения «Астраўца культуры» не стоит рассматривать исключительно с точки зрения их вклада в искусство. Яркие промо-ролики, макеты, буклеты и открытки в экспозиции читаются как элементы утопии – а значит, и подходить к их оценке стоит с другими критериями.

Фото: Виктория Харитонова

 

С момента знаменитых проблесков в классических литературных произведениях (например, «Город солнца» Томмазо Кампанелла, «Вести ниоткуда» Уильяма Морриса, «Четвертый сон Веры Павловны» Николая Чернышевского), утопия выполняла две функции. Она представляла мечты и фантазии писателей или художников о лучшем мире, но в то же время – выражала их критическое отношение к существующему обществу.

Любая утопия выступает отличной лакмусовой бумажкой для проверки актуальной системы ценностей. То, какими мы мечтаем быть – при любом раскладе и любых социально-культурных условиях – отражает то, кем мы являемся сейчас и в каком направлении хотим меняться.

Покажи мне, кем ты хочешь быть – и я скажу тебе, кто ты. Звучит как парадокс, но в области психологических установок формула работает именно так.

Но что если предложить привыкшим на уровне коллективного бессознательного с советских времен к «равнению на знамя» продолжить мечтать? О том же светлом будущем, но с другими (ир)реалиями. Присвоить как дискурс Чернышевского, так и, например, островецкие градирни, где вместо охлаждения сотен тысяч кубометров воды, будут проходить концерты органной музыки для жителей городского посёлка Лынтупы.

Мечтать не вредно. Так почему бы не присоединиться к творческому коллективу воображаемой «станции науки, искусства и культуры Островец» и не придумать Беларуси другое будущее? Например, такое, где лекции передовых экспертов в области ядерной физики посещают не только художники и кураторы, но и строители и инженеры, политики и экономисты, маркетологи и депутаты.

Быть может тогда людей, верящих в голубых оленей, станет больше, а мир, в котором природа будет важнее экономики, станет ближе к реальности.

«Журнал» также рекомендует:

 

Комментировать