Жизнь

Arzamas. Как сделать из ученых рок-звезд

469 Вадим Можейко

Олег Коронный. Фото: Николай Жуков/Пресс-клуб

 

Гуманитарное знание – не скучный балласт, его просто нужно подать публике современно и привлекательно. Опыт проекта Arzamas подсказывает, как это сделать и где найти деньги.

Популярная гуманитаристика: большая, дорогая, sexy

Кто не скучал на университетских лекциях по философии? Совсем не так представляют гуманитарное знание в просветительском проекте Arzamas. Видеолекции здесь превращаются в «гуманитарные сериалы», их дополняют интерактивные игры и фрагменты из кинохроники, цитаты из книг изучаемой эпохи.

Беларусы уже распробовали этот формат: регистрацию на открытую лекцию шеф-редактора Arzamas’a Олега Коронного в Минске очень быстро пришлось закрыть из-за нехватки мест. Как же удается делать такими популярными историю, искусство и антропологию?

По словам Олега Коронного, Arzamas ставит своей целью рассказывать читателям просто о сложном, делать гуманитарные науки sexy. Мало найти ученого-эксперта, нужно еще хорошенько потрясти его, чтобы академическое знание приняло форму, понятную интересующимся людям.

«Наша идеология – делать из ученых рок-звезд», – говорит шеф-редактор Arzamas’a. А потом продвигать это знание в привлекательной форме через соцсети.

«Если вы оказались на главной странице нашего сайта – с вами что-то не так», – полушутя утверждает Олег Коронный. Главный ресурс сегодня – хорошие материалы по прямым ссылкам. Именно так на сайте, который даже не имеет англоязычного интерфейса, самым популярным материалом может стать переводной тест «Who are you in 1917 Russia?» (в Фейсбуке им поделилось более 50 тыс. человек, в Одноклассниках – четверо).

«Журнал» также рекомендует:

 

Для таких успехов надо не жалея сил и ресурсов делать большие дорогие материалы. Видео для Arzamas’a снимается сразу с трех камер в большой красивой студии (лекторы говорят с убедительным эхом). Каждый материал предварительно проходит исторический фактчекинг, по сути – научную экспертизу. Выбор иллюстраций считается архиважным делом, а не решается за минуту через «Google Картинки». Интерактивные форматы Arzamas’a – это не тесты из встраиваемых бесплатных блоков, а требующие специального программирования страницы.

Так, интерактивным форматом может быть и допрос виртуального инквизитора, чтобы выяснить, в какую ересь вы впали; и даже интерактивный квест по истории Франции «Переживите все революции». Олег Коронный черпает вдохновение и заимствует идеи из компьютерных игр. Поэтому его совет о профессиональном развитии придется по душе молодежи: «Чаще играйте в видеоигры».

Прокурор Арзамаса против Arzamasa

Arzamas не хочет ограничиваться популярностью внутри «элитарного гетто» Фейсбука и ставит себе следующую цель – популяризировать гуманитарное знание среди обычных людей из регионов. Для этого Олег Коронный призывает не стесняться работать в Одноклассниках. И Arzamas’у это удается: в Одноклассниках у них уже 128 тысяч подписчиков – почти в полтора раза больше, чем в Фейсбуке.

Секрет успешной работы в этой специфической соцсети от шеф-редактора Arzamas’а – «там надо писать про Россию и без шуточек». И если не сильно провоцировать Одноклассников западной культурой, то материал про изучение картин и икон на тему Благовещения зайдет на ура.

Впрочем, у контактов с «обычными людьми из регионов» могут быть издержки. Так, прокурор из города Арзамас Нижегородской области написал жалобу на материал «Как правильно брать взятки» – налицо же распространения коррупции! Правда, это были выдержки из сатирической книги 1837 года, рекомендующей брать взятки ассигнациями вместо серебряных монет.

Можно представить, что арзамасский прокурор нашел его по запросу в Яндексе «Арзамас как брать взятки» (первый же результат в выдаче). Арзамасский городской суд с жалобой согласился и постановил заблокировать материал. До сих пор можно обнаружить эту ссылку в реестре «содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» – правда, с пометкой «доступ не ограничивается».

Читайте еще по теме:

 

«Все понимают, что это круто, все хотят видеть здесь свой логотип»

Дорогие материалы – это не только дорого выглядящие, но и дорого стоящие. За 20 евро качество уровня ВВС не делается. Arzamas привлекает ярких ученых и платит им не только за сами видеолекции, но и за консультации по другим материалам. Как находить деньги на такую щедрую деятельность?

На популяризации гуманитарных дисциплин можно зарабатывать. «История и культура – все понимают, что это круто, все хотят видеть здесь свой логотип», – делится опытом Олег Коронный.

Так приходят спонсоры для спецпроектов: получается интеллигентное партнерство, а не мигающий баннер на весь экран. Например, ликбез «Что такое античность» (два коротких видео, семь аудиолекций) Arzamas делал совместно с просветительской программой «Издательство Яндекса».

Однако возможности спецпроектов ограничены, да и спонсоры предпочитают уже популярные проекты. Для запуска и стабильного существования Arzamas’у потребовался постоянный меценат, который понимает важность проекта и готов его системно поддерживать. На этом этапе, к сожалению, чаще всего спотыкаются беларусские идеи подобных проектов.

Морковка против меценатов

Это реальность не только медиа, но и всего общества. Долгоиграющие крутые проекты появляются тогда, когда буржуазия перерастает эпоху золотых батонов с унитазами и хочет инвестировать накопленные богатства в лучшее общество вокруг себя. И это не жертвенный альтруизм, а вполне рациональное эгоистичное желание: оставить после себя что-то гуманитарно важное, а не только похмелье от грандиозных корпоративов.

Беларусский бизнес пока скорее предпочитает привозить Стивена Сигала в гастрономический тур по поеданию беларусской моркови или под Новый год устроить для своих сотрудников в «Чижовка-Арене» концерт выходящих в тираж российских звезд.

Отрадные исключения есть – тот же Виктор Бабарико и «Белгазпромбанк», активно инвестирующие в поддержку искусства. Но для того, чтобы такое поведение стало не исключением, а правилом, нужны соответствующие условия. И речь даже не только про налоговые льготы для меценатов.

Например, последний номер интеллектуального альманаха «Монолог» благодарит за участие Александра Кныровича, который теперь сидит за решеткой с сомнительными перспективами.

Такая бизнес-среда – не самое питательное место для появления меценатов. В ней легче жевать морковку.

Комментировать