Арт

Александр Михалкович – фотограф как реставратор

573 Ольга Бубич

По всей стране происходит массовое уничтожение памятников архитектуры. Оно проявляется и в сносе зданий, и в их «реставрации», в ходе которой происходит тотальная перестройка. Но люди, осознающие хрупкость прошлого и важность его изучения и сохранения, не могут оставаться в стороне.

Историческая память нередко становится темой визуальных исследований беларусских фотографов. Работа художника с прошлым становится общественно значимой практикой. Как писал британский искусствовед Джон Берджер, «народ или класс, отрезанный от своего собственного прошлого, в значительно меньшей степени свободен выбирать и действовать, чем те, кто способен найти свое место в истории».

Особенности беларусской реставрации часто обсуждаются в СМИ: эксперты постоянно высказывают сомнения о качественном выполнении работ по сохранению историко-культурного наследия. Например, председатель республиканского совета Беларусского добровольного товарищества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович отмечает:

«На протяжении последних лет в нарушение действующего законодательства ведутся строительные работы, уничтожаются последние сохранившиеся исторические постройки, изменяется уникальный ландшафт, без предварительных исследований вывозится культурный пласт. … Последний случай: в начале года в деревне Яновичи Клецкого района разрушили деревянный двухъярусный амбар XIX века, хотя он находился под охраной государства. Подобным образом уничтожаются сотни памятников, и никому до этого нет дела».

Большие вопросы вызывает у Антона Астаповича качество проведенных реставрационных работы Несвижского и Мирского замков: «У нас зачастую разрушают строения XVIII-XIX века, которые можно было сохранить, а на их месте из современных материалов возводят муляж. И доску привинчивают – "историко-культурная ценность". Так "реконструированы" многочисленные объекты Верхнего города в Минске. В Несвижском замке снесли боковую трехэтажную галерею, а на ее месте возвели современную. В Гродно это делается на каждом шагу…»

Заместитель начальника управление по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Беларуси признается: «Зачастую мы вынуждены использовать современные строительные материалы. Извести и известковой штукатурки, которые применялись раньше, сейчас уже не найти. Приходится использовать современные стеклопакеты. И поэтому речь идет не столько о реставрации, сколько о реконструкции, воссоздании образа, облика». 

Фото из проекта Александра Михалковича «Прошлое умирает сегодня»

 

После распада СССР значительно был сокращен Государственный список историко-культурных ценностей, из которого были исключены ценнейшие архитектурные памятники, находящиеся сегодня в плачевном состоянии. Хотя, после ознакомления с новыми, весьма свободными, трактовками понятия «реставрация», вопрос о том, что действительно правильнее и полезнее для сохранения исторической ценности здания в какой-то степени остается открытым…

Одним из актуальных фотографических проектов, артикулирующих остроту проблемы утраты памяти, является серия Александра Михалковича «Прошлое умирает сегодня» – финалист премии «ПРАФОТА». В прошлом году целых два проекта этого автора попали в финал молодой премии документальных и арт-проектов, организованной Юлией Дорошкевич в рамках «Месяца фотографии в Минске». И оба эти критические художественные высказывания совмещают историческую память, актуальное искусство и цифровые технологии.

В проекте «Заставить интернет помнить Холокост» автор добавлял в ленты популярных ресурсов и социальных сетей травмирующие неподготовленного зрителя правдивые архивные снимки массовых казней мирных жителей нацистами в годы Второй мировой войны. Таким образом он внедрялся в пространство всемирной сети и пытался модерировать формирование коллективной «цифровой памяти».

Фотографическая серия «Прошлое умирает сегодня» – пример реализации проекта в жанре «site-specific art», то есть привязанного к определенному месту концептуального высказывания. И если «Заставить интернет помнить Холокост», по сути, арт-интервенция, характеризующаяся динамической природой, то «Прошлое умирает сегодня» – перфоманс, где главным героем становится взаимодействие архивной фотографии начала XX века и определенной локации, заброшенной государством усадьбы в деревне Флерьяново,  которую приобрел и взялся реставрировать на свои средства пенсионер Генрих Третьяк.

Фото из проекта Александра Михалковича «Прошлое умирает сегодня»

 

Александр Михалкович стремится помочь пенсионеру осуществить его мечту реставрации усадьбы в Ляховичском районе с сохранением ее исторической ценности. Для этого он «населяет» полупустые комнаты персонажами из прошлого. С помощью проектора фотохудожник возвращает в ее пространство образы людей и интерьеров столетней давности, тем самым фиксируя «контраст роскоши прошлого и культурной разрухи настоящего».

«Проекция стала моей интерпретацией возмущения призраков прошлого настоящим. Я хотел, чтобы они светились в пыли, были объемными, жили в своих, изуродованных советской властью интерьерах, – рассказывает Александр, – Я делал коллажи из старых фотографий людей, живших в той эпохе. Менял местами головы, тела, интерьеры. Для меня такая игра была символом утраты нашим обществом исторической памяти. Ведь сегодня те люди, которые несут ответственность за наш вкус и вкус наших детей, сами вкуса не имеют и не хотят иметь. Поэтому современные беларуские загородные дома напоминают коробки для обуви, свежеотреконструированные руины Новогрудского замка – дом председателя колхоза, а Мирский замок – домик для Барби…»

Фото из проекта Александра Михалковича «Прошлое умирает сегодня»

 

Концептуальный художественный прием, который Александр Михалкович выбрал для возвращения усадьбе Бохвицев ее исторической памяти, реализует две задачи.

Исторически настенные изображения являлись неотъемлемой частью здания, для которого они специально создавались. Эту тенденцию можно четко проследить, рассматривания фрески и росписи в любой церкви эпохи средневековья и Возрождения: от костела святого Франциска Ассизского в Умбрии до Успенского собора, где сохранились фрески Андрея Рублева. Каждая из живописных работ не только гармонично вплеталась в интерьер здания своей композицией и цветовым решением, но и занимала строго регламентированное религиозными традициями место. Фактически, как отмечает искусствовед Джон Берджер, росписи изображали жизнь самого здания, тем самым формируя его память для будущих поколений.

Фото из проекта Александра Михалковича «Прошлое умирает сегодня»

 

Ту же самую роль берут на себя проекции архивных снимков на стенах усадьбы в серии Александра Михалковича. Фотограф возвращает в сегодняшний день утраченные воспоминания о наших предках. Рассматривая зафиксированные в фотокадрах проекта сценки из будней вернувшихся в усадьбу Бохвицев обитателей, мы ощущаем течение ее новой жизни: пустые комнаты вновь дышат людскими судьбами, а в ранее темных окошках видится свет.

Кроме того, отсылка к истории классического искусства приводит к еще одному сравнению, уместному при анализе проекта «Прошлое умирает сегодня». Вернув на стены представляющей историческую ценность усадьбы образы с архивных снимков, автор тем самым превращает ее в музей – место контакта сегодняшних людей с объектами старины, настоящего – с возвращенным прошлым. Своим художественным высказыванием он пытается передать необходимость сакрального отношения к прошлому, к коллективной памяти.

Process one photo from zloj-ded on Vimeo

Видео о создании проекта Александра Михалковича «Прошлое умирает сегодня»

 

Проекты, подобные тонкой и внимательной работе Александра Михалковича, чрезвычайно важны в сегодняшних беларусских реалиях. Их проблематика выходит далеко за рамки исключительно эстетического высказывания: фотография становится инструментом критики официальных стратегий в области культурной политики. А сам фотограф при этом берет на себя роль реставратора. Хранителя не только нашего прошлого, но и настоящего, который не отстраивает наново его временный яркий пластиковый муляж, а бережно возвращает жизнь в его шаткие, но пока еще сохранившиеся стены.

 

Заглавное фото: mirzamak.by

Комментировать