Арт

Заставить интернет помнить Холокост

1265 Ольга Бубич

Всемирная паутина плавно присвоила себе функции телевидения и радио, библиотек и фотоальбомов, банков и музеев. Сеть предлагает нам, с кем дружить, навязывает по принципу контекстной рекламы не только товары, но и книги для чтения и музыку, которая может нам понравится.

Сегодня интернет является, фактически, основным инструментом формирования представлений человека о реальности. Перекраивая наше восприятие окружающего мира, он превращает декартовскую формулу «я мыслю, следовательно, я существую» в немного более современную версию. «Я – в интернете, следовательно, я есть».

Уникальным и дерзким способом совмещения исторической памяти, актуального искусства и игр по правилам интернета стал проект беларусского фотографа Александра Михалковича «Заставить интернет помнить Холокост». Он был задуман и реализован Александром под руководством именитого британского мастера Саймона Норфолка в рамках летней международной школы фотографии в Латвии в 2014 году. Беларусские зрители познакомились с оригинальной концепцией на первом «Месяце фотографии в Минске». Серия заняла первое место в номинации «Арт-фотография» премии «Прафота».

Александр Михалкович: «Я завоевываю ваш мир закатов, селфи, котят и "хэппи мил", напоминая о том, что покоится под пляжем, на котором вы валяетесь»

Основная цель проекта, связанная тематически со Второй мировой войной, озвучена Александром в самом названии. Фотограф пытался обойти интернет-модерирование и загрузить в ряд популярных ресурсов и социальных сетей «неудобные», травмирующие неподготовленного зрителя архивные фотографии массовых казней мирных жителей.

Черно-белые, жестокие, но максимально правдивые документации убийств, проведенных нацистами в указанных «тэгами» локациях «всплывают» среди идеальных «хипстерских» снимков закатов, котят, чашек капучино и пляжей. Так они выдергивают пользователя из зоны комфорта и напоминают о миллионах безвинных людях, чьи останки покоятся под его ногами.

«Законы, по которым сегодня живет интернет, модерируются, придумываются кем-то, подгоняются под обычного среднестатистического пользователя, – комментирует проект Александр Михалкович. – Если вы ищете информацию, выходящую за установленные рамки, будьте готовы споткнуться ни об одну кочку дезинформации. Я хотел обойти эти законы, обмануть модераторов и постоянно бдящие системы безопасности, показать другие снимки, выйти на объективное информирование обывателя. Мои факты – черно-белые, они ужасны с точки зрения какой-нибудь девочки, которая пришла на пляж, "зачекинилась" на Foursquare и вдруг увидела рядом фотографии расстрелов, которые происходили на этом самом месте».

Фотограф сталкивает зрителя с архивными снимками, но при этом предоставляет только факты:

«Давая зрителю эти фотографии, я не хотел говорить: это хорошо, а это плохо. Это чистые факты, без какой-либо оценки, которые вторгаются в комфортный мир, созданный социальными сетями и их пользователями».

Андрей Ленкевич: «Исторический опыт, современное искусство и общество – удивительно простая связка»

Менеджер фестиваля «Месяц фотографии в Минске», фотограф Андрей Ленкевич также часто затрагивает в своих визуальных исследованиях тему Второй мировой войны и ее восприятия глазами наших современников. Он признается, что тема Холокоста в искусстве поднималась уже не раз и, на первый взгляд, сказать в этом поле что-то новое весьма сложно.

«Тем не менее, в проекте Александра Михалковича выстраивается удивительно простая связка, – отмечает Андрей. – Это исторический опыт, современное искусство и общество. В случае с "Заставить интернет помнить Холокост" эта связка не требует никакого посредника. Не требуется музей, не требуется галерист, не требуется текст. Александр использует интернет как канал, который позволяет ему напрямую разговаривать со зрителем, а неподготовленному зрителю (что очень важно в этой ситуации) – сталкиваться с тем, чего он не ожидает увидеть, заходя в поиск Google и находя там картинки, которые, казалось бы, должны показывать что-то совсем другое».

Еще по теме:

  

Важной чертой проекта, по мнению организатора «Месяца фотографии в Минске», является его близость к людям, не посвященным в современное искусство. Ведь для того, чтобы выйти на снимки, обработанные и загруженные фотографом, не нужно целенаправленно посещать выставку. Искусство само приходит к человеку, сталкивая его с травматическим опытом прошлого, заставляя не только помнить, но и переживать эмоции по поводу действительно важных вещей.

«Александр делает осознанный выбор. Он осознанно несет очень тяжелый травмирующий опыт визуально неподготовленному зрителю. Увидев эти снимки, человек почувствует гораздо более мощный шок, чем если бы он целенаправленно пришел на выставку», – обобщает Андрей Ленкевич.

Алексей Браточкин: «Видеть не только то, что нам представляется безопасным»

Беларусский историк, редактор и колумнист журнала «Новая Eўропа» Алексей Браточкин отмечает рост интереса к понятиям «исторической памяти» и «травмы» в социальных науках и гуманитаристике. По мнению критика, разговор на эти темы остро необходим сегодня и в беларусских исследованиях:

«Фотопроекты, связанные с осмыслением Холокоста и актуализацией памяти о нем сегодня, часто вызывают неоднозначное отношение: с одной стороны, многие говорят об "индустрии Холокоста", об "эксплуатации" этой темы. С другой стороны, реальность Холокоста и трагедия его жертв выходят за рамки разговора о манипуляциях и заставляют нас думать о том, насколько возможно оставаться людьми и помнить о том, как «легко» ими можно перестать быть».

«Журнал» также рекомендует:

  

«Если мы хотим двигаться дальше в историческом смысле, иметь будущее, мы должны работать с разными версиями коллективной памяти, а также с опытом травмы тоталитаризма, Холокоста, войн и революций. Однако готовы ли зрители увидеть среди обычных изображений фотографии, "всего лишь" напоминающие о боли, насилии, смерти? А насколько были готовы жертвы Холокоста к реальной боли, насилию и смерти? Речь идет не только о фотографиях, но и о нашей исторической культуре, о нашей готовности видеть не только то, что нам представляется безопасным», – подчеркивает историк.

Проект Александра Михалковича – действительно мощный стимул для актуальных в нашем культурном контексте размышлений. С одной стороны, это очень прогрессивная и умная реакция на доминирующее мнение, представленое официальной точкой зрения системы образования, СМИ, государства или интернета. Выстроенная автором цепочка действий обманывает мировую паутину – и учебник истории. Ее цель очень проста и искрення – расширить безоценочное информационное поле и раскрыть факты. А их анализ и сопоставление в любом случае остается на совести каждого из нас.

Проект Александра, несомненно, ценен и с визуальной точки зрения. В стране, где большинство официальных выставок продолжает происходить в изжившем себя формате развешивания случайных «работ разных лет» в дешевых рамах, кардинально новый формат презентации не может не восхищать. «Музей» как контакт с художественным и гражданским высказыванием может случиться с вами в тот момент, когда вы меньше всего к этому готовы. Равно как и memento mori, переключающее пользователя интернета с привычного сёрфинга в поле неудобных экзистенциальных вопросов.

«Беларусам нужные провокационные жесты, – считает Александр Михалкович. – Когда ты живешь в мире своей, созданной по своим правилам, реальности, интервенции обязательно должны происходить. Я шокирую, но во имя памяти. Я завоевываю ваш мир закатов, селфи, котят и "хэппи мил", напоминая о том, что покоится под пляжем, на котором вы валяетесь».

«Журнал» также рекомендует:

  

Комментировать