Жизнь

«Явно дала понять». Что такое «харассмент» и как от него защититься

1734 Александра Богуславская

Недавние скандалы в Голливуде привлекли внимание общественности к проблеме сексуальных домогательств. Одна часть общества стала извиняться за возможное оскорбительное поведение, а другая искренне радуется, что их молодость пришлась на другие времена. Но в чем именно проблема?

Женщины, приходя на работу, хотят самореализации и успешной карьеры, но сталкиваются с домогательствами и дискриминацией со стороны коллег и начальства. Мужчины не осознают рамки допустимого поведения по отношению к симпатичным им женщинам.

К проблеме харассмента можно относится по-разному, но уже невозможно отрицать, что этот феномен меняет традиционный уклад в сексуальных отношениях. Если не хочешь прослыть домогателем, то нужно принять новые правила игры. И где же лучше о них узнать, как не в законодательстве?

Определенно, лучшее законодательство о харассменте разработали Соединенные Штаты – возможно, поэтому самые интересные кейсы приходят оттуда.

Харассментом в США называют любое нежелательные поведение сексуального характера. Такое поведение мешает работе и создает враждебную рабочую среду. В частности, харассментом признаются пошлые шутки, оскорбления, неприличные комплименты или сексуальные предложения. Более того, следует держать себя в руках: сексуальные жесты, прикосновения и дотрагивания в неуместных местах также считаются харассментом.

И хотя от харассмента в первую очередь страдают женщины, право не делает различий относительно пола задействованных лиц. Камин-аут Кевина Спейси не избавил его от обвинений в домогательствах. После судебного дела, в котором мужчина жаловался на домогательства со стороны коллег-мужчин, американский суд признал, что харассмент возможен и между лицами одного пола.

Вместе с тем, закон оставляет пространство для маневра. Ухаживать за женщинами и мужчинами можно, и в том числе на работе. Один из важных моментов в американском регулировании заключается в том, что мелкие и незначительные инциденты не являются незаконными. Нужно учитывать продолжительность, частоту и контекст приставаний.

По сути, разница между харассментом и ухаживаниями – во взаимности. Желательное поведение от нежелательного отличается реакцией лица на приставания. Если вам четко дали понять, что ваше внимание неприятно, то продолжать не стоит.

На самом деле в праве на этот счет толкований больше нет. Основной аргумент здесь: «явно дала понять». Это довольно тонкий момент: можно услышать мнения о том, что «женщины любят настойчивые ухаживания» и не всегда можно понять: это «нет» или «пока нет». Люди на самом деле по-разному реагируют на внимание. Так что женщинам нужно четко выражать свои чувства, а мужчинам – развивать эмоциональный интеллект. Еще один возможный сигнал: при повторении фактов нежелательного внимания можно проинформировать об этом руководство.

Харассмент – это незаконная форма дискриминации, и поэтому в первую очередь государства должны обеспечить надлежащее законодательство и средства правовой защиты для жертв сексуальных домогательств. В США и Европейском Союзе законодательство, а также различные корпоративные кодексы поведения обязывают работодателя доводить до сведения всех работников, какие действия могут быть квалифицированы как харассмент, а также расследовать случаи харассмента внутри компании.

К сожалению одних и к радости других, беларусскому праву термин «харассмент» не знаком, как и «сексуальное домогательство». По идее, права беларусов в этой сфере должна защищать статья 170 Уголовного Кодекса: понуждение к действиям сексуального характера. Но Верховный Суд в своем разъяснении не включает в состав этого преступления предложения сексуального характера – то есть вербальная сторона харассмента исключается полностью.

Да и в целом, судебная практика по этой статье практически отсутствует. Доказать приставания почти невозможно, а одних слов явно недостаточно, чтобы окончательно разрушить репутацию. Понятие репутации в Беларуси слишком девальвировано.

Ситуацию осложняет отсутствие в Беларуси антидискриминационного закона, принятие которого активно лоббируют правозащитники. Конституция указывает, что международное право действует напрямую, но вот беларусские суды не умеют и не хотят применять его. Поэтому национальный закон значительно облегчил бы задачу. Указав все виды и формы дискриминации, а также определение сексуального домогательства, закон мог бы обязать компании не допускать дискриминации в виде харассмента.

Ввиду отсутствия политической воли, социально ответственный бизнес мог бы стать движущей силой по установлению стандартов добросовестного поведения работодателей в Беларуси. Если «этический кодекс» подобного рода будет принят, то общественное мнение, направленное против харассмента, сможет опираться на ответственное бизнес-сообщество.

Читайте также:

«Мне хотелось убить своего мужа». Как беларусы разрешают конфликты

Белье раздора. Будут ли женщины покупать товары у тех, кто называет их «самками»

«Жертв домашнего насилия обвиняют в том, что они сами провоцируют мужей»

Винительный падеж. Пора прекратить насилие

Комментировать