Арт

«Влияния диктатуры я не замечаю вообще». Какими нас видят в Европе

456 Ольга Бубич

Эмоциональная, амбициозная и мистическая – такой видят беларусскую фотографию в Европе. Об этом «Журналу» рассказала Франка Вольт – одна из кураторов и владельцев галереи берлинской галерее «Aff», где прошла выставка «Keep your Eyes Peeled» с участием сразу шести фотографов из Беларуси.

– Первыми фотографиями из Беларуси, которые остановили на себе мой взгляд, стали портреты, – говорит Франка Вольт. – Они чрезвычайно эмоциональные. Контакт, который они устанавливают со зрителем, – тесный, открытый и честный.

В то же время я поражена точностью эстетических параметров композиции и техническим уровнем фотографий. В Беларуси существует большой интерес к старым фотографическим техникам, многие работают с плёнкой. Может быть именно поэтому, глядя на снимки из Беларуси, я часто ощущаю прилив романтической ностальгии.

Работа с аналоговой фотографией требует от автора острого глаза и терпения, чтобы дождаться нужного момента для кадра. И это оказывает огромное влияние на качество снимка. Всё это присуще беларусской фотографии и делает ее очень амбициозной и яркой. Даже несмотря на то, что фотографической среде в стране есть куда развиваться.

Темы, над которыми работают беларусские фотографы – такие же, как и у немцев: повседневная жизнь, городской ландшафт, человеческое тело, фиксация личного опыта. Но при этом беларусы смело экспериментируют с техникой и не бояться показать искусственную и естественную красоту.

Благодаря этому беларусская «реальность», запечатленная в фотографиях, видится таинственной и немного мечтательной. Наверное, в этом и есть основное отличие беларусской фотографии от немецкой. Беларусы по-другому работают с камерой и ее техническими возможностями. И их отличает храбрость, с которой они позволяют воображению выстраивать кадр.

– Кажется ли вам, что беларусские фотографы обращают слишком много внимания на эстетику кадра?

– Не соглашусь. Скорее, они занимаются своеобразной инсценировкой реальности.

Западноевропейские фотографы гораздо чаще обращаются к очень конкретному, реалистичному языку, хотя последние годы эта тенденция начала меняться.

Беларусские же фотографы совершенно не подвержены влиянию большого художественного рынка и тенденциям коммерческой фотографии, поэтому их работы более спонтанные, оригинальные, они идут от сердца. И это меня восхищает.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

Но я знаю, что это палка о двух концах, потому что подобная изолированность означает меньше возможностей жить полноценной жизнью творческого профессионала. Если это, конечно, входит в их планы.

– Как вы отбирали работы для выставки – и как в экспозицию попали фото из Беларуси?

– Галерея «Aff» уже несколько лет активно поддерживает фотографов из Восточной Европы. В прошлом году я побывала в Витебске, в гостях у фотографа Александра Веледимовича, и во время этого визита он представил меня ряду очень талантливых молодых авторов. Мне также удалось посетить церемонию награждения победителей конкурса «Пресс фото Беларуси» в Минске, где также завязались новые контакты.

Вернувшись в Берлин, я рекомендовала шестерых молодых беларусских фотографов для участия в групповой выставке в «Aff». Идея «Keep your Eyes Peeled» – предложить 40 фотографам из Германии и Беларуси выбрать один снимок. Ограничений по темам, жанрам, географии или размещению в галерейном пространстве не было никаких. Для нас самым главным было создать платформу для новых знакомств, общения и обмена мнениями.

Единственным условием был высокий стандарт качества. И не только по техническим параметрам. Самое важное – смелость воображения автора, наличие в фотографии нескольких смысловых пластов.

В мире беларусскую фотографию часто представляют в связке со словосочетанием «последняя диктатура Европы», хотя многие молодые авторы упорно работают над преодолением этого стереотипа. Вам удалось разглядеть диктатуру в работах фотографов, с которыми сотрудничает галерея «Aff»?

– Лично я вообще не вижу влияния диктатуры на беларусскую арт-фотографию. На политические и социальные проблемы достаточно прямо указывали некоторые фотожурналисты, работающие в жанре репортажа.

Такая же ситуация сложилась и в Германии: вовсе не каждый художник одинаково тесно связан с политикой. И вы правы, беларусские фотографы упорно трудятся, чтобы преодолеть этот стереотип.

Но что мне бы хотелось пожелать фотографам из Беларуси, так это все же пытаться обрести большую видимость в Европе, устанавливать контакты с другими фотографами из разных стран мира – просто потому, что получить опыт общения и обменяться мнениями с человеком с другим культурным багажом всегда очень интересно и полезно.

Отличным началом может быть создание личного сайта, чтобы другие фотографы и галереи смогли получить представление о том, что ты за человек и чем занимаешься. Лично я уже несколько раз оказывалась в ситуации, когда мне приходилось рыскать по всему интернету в поисках работ того или иного автора из Беларуси, имея на руках лишь его или ее имя и фамилию.

Комментировать