Жизнь

Власть vs. народ: битва обманщиков

913 Севярын Квяткоўскі

Насколько сильно до сих пор работают советские идеологемы в Беларуси? Бесплатное образование, медицина? Государство для народа? Социальная справедливость? Отсутствие коррупции? Равные возможности для всех? Профсоюзы как защита трудящегося? От каждого по способностям, каждому по труду? Достойно работал – получил достойную пенсию?

Каждая из приведённых идеологем таит в себе обманку. Советские по форме, эти лозунги давно не соответствуют содержанию.

Республика Беларусь – это государство-капиталист. Капиталист-монополист, причём в худшем виде: времён ХІХ века, когда капиталист был всесилен, а наёмный работник бесправен. «Ваш контракт окончен? До свидания! Вы нам не нужны, идите на улицу».

Около 70% экономики – государственные. Именно тут специалист с двадцатилетним стажем в проектной организации получает ровно столько, сколько грузчик в магазине. Почему? Так решил владелец бизнеса – государство. Не нравится? Никто не держит.

Около миллиона беларусов и не держатся. Абсолютное большинство этих людей – по сути инвесторы, поставщики валюты в экономику Беларуси. Извините – в экономику корпорации «Республика Беларусь». Ежегодно беларусы привозят в кармане или получают на счета тонны валюты. Те самые люди, которых попрекают тем, что они не платят налоги. Налоги, за которые их бесплатно обслуживают в медицинских учреждениях.

Ограничь этому миллиону возможность зарабатывать за границей. Заставь работать на беларусских предприятиях и в организациях. Создай этот миллион рабочих мест, с которых официально будут взиматься налоги. И оставь бюджет без этих сотен миллионов долларов в эквиваленте. Я вам скажу что будет. Специалист проектной организации и грузчик будут продолжать получать поровну, но меньше.

Миллион человек – это четверть работоспособных граждан страны. Это не тунеядцы. Это люди, которые зарабатывают, и могли бы отчислять в страховой и пенсионный фонды деньги. Сами. Сами обеспечивать себе медицинское обслуживание и возможность в старости намазывать масло на булку – и может быть, даже во время круиза на океаническом лайнере.

Но возникает вопрос: а зачем им тогда государство – капиталист-монополист?

Ведь по нормальному государство должно быть сервисом, обслугой граждан, а не получателем прибыли с людей. Любой владелец распоряжается прибылью, как посчитает нужным. А государство-сервис распоряжается деньгами согласно установленных гражданами правил.

«Не платить налог – это преступление!» – машет руками в Фейсбуке эмигрант, который уехал в США двадцать лет назад, и попросту уже не ориентируется в современных беларусских реалиях.

«Создавать закрытые бюджеты, не отчитыватся куда и на каком основании правительство использует деньги – это преступление!» – парируют слова эмигранта из Беларуси.

«Можно я у тебя украду на минуточку?» – говорили дети в моей советских времён школе, когда хотели одолжить на время что-либо: карандаш, стирку, учебник.

Я удивлялся, потом понял, что выражение «украсть» как «позаимствовать» одноклассники приносили из дома, из лексикона родителей.

«Мы позаимствуем у высококвалифицированного специалиста из заплаты деньги, чтобы подкинуть их грузчику, ведь грузчик – народ, избиратель, а ты, сильно образованный, перебьёшься. А пойдешь на митинг протеста – посадим». Одним словом – украдём.

«Что ж, – думает специалист-проектировщик, беря халтуру на дом, – а я частным образом заработаю в три раза больше, но вы об этом не узнаете. У вас свой бизнес, а у меня – свой».

Круг замыкается.

Государство: «Дайте денег, чтобы мы вам обеспечили бесплатную социальную защиту!»

«Тунеядцы»: «Нате вам ваши три шестьсот за год, и больше не трогайте нас, не мешайте жить».

Три миллиона шестьсот тысяч – это триста тысяч в месяц. Это один поход в магазин на семью из четырёх человек. Это не ударит по работающему человеку, и не очень поможет государству-капиталисту, чтобы заткнуть дыры в обеспечении остальных граждан.

А другим государство становится не хочет.

Ведь «государство – это я».

И мы все знаем этого «я».

Комментировать