Политика

Владимир Мацкевич. Что делать: три главных пункта

2761 Владимир Мацкевич

Что бы я не писал, с кем бы не разговаривал о положении дел в стране, везде слышу один и тот же вопрос в нескольких вариантах: «А что ты предлагаешь?», «Что делать?», «Есть ли у тебя программа или стратегия?»

Сейчас я отвечу на эти вопросы. Не очень охотно это делаю, но уж очень настойчивы стали требования в последнее время, особенно после открытого письма, которое я написал второй раз в жизни высокопоставленному должностному лицу.

Но сначала я должен сделать несколько замечаний.

Да, у меня есть предложения по стратегии. Такие предложения обязаны быть у любого, кто ведёт многолетнюю исследовательскую и аналитическую работу. В этом, собственно, и состоит смысл и назначение социальных, политических и гуманитарных исследований и аналитики, прикладных, во всяком случае, но даже и фундаментальных. Фундаментальные исследования преследуют более узкую цель – получение нового знания, а рекомендации и практические выводы в фундаментальных исследованиях на втором плане. И делают выводы из фундаментальных исследований не сами исследователи, а политики, менеджеры, предприниматели, если у них есть достаточно компетенции и квалификации для этого.

В прикладных же исследованиях и в конкретной аналитике задача ставится именно так, чтобы получить из них практические рекомендации и выводы. Результаты прикладных исследований кладутся в основу программ и стратегий, аналитика позволяет совершенствовать тактику и образ действий.

Но проблема состоит в том, что стратегические рекомендации и предложения нужны очень узкому кругу деятелей. Стратегия – это забота стратегов, то есть, первых лиц в какой-то системе деятельности. Стратегия нужна генералам, но не пехотинцам на войне, не рядовым, и даже не среднему командному персоналу. Политические стратегии нужны лидерам политических партий и движений, но не множеству политических активистов.

Это вовсе не значит, что от активистов нужно прятать стратегию. Нет, людям нужно объяснять и стратегию тоже – партийную, выборную, любую. Но в непосредственной деятельности рядового члена политической партии партийная стратегия не нужна, она непрактична. Рядовой член партии может интересоваться стратегией партии тогда, когда голосует за лидера партии на партийных выборах. Рядовой избиратель может делать выбор между кандидатами, составив себе представление об их стратегии. Вот и всё.

О политической стратегии в стране можно говорить всего с десятком-другим человек. Но вот они-то, как раз, таких вопросов мне не задают. Они никому их не задают. Даже когда к ним приходишь со стратегическими предложениями, они не понимают, о чем речь. У них партийная текучка и повестка дня, написанная для них действующей властью, с которой они якобы борются.

Зато такие вопросы задают обычные граждане. Точнее, не совсем обычные. Это граждане, которых волнует судьба страны, которые действительно хотят что-то сделать для её блага. И вот этим людям я почти ничего не могу сказать. Я им не начальник, не лидер, не вождь. Я философ.

Когда-то я был лидером Национальной платформы гражданского общества, входил в руководство одной политической партии, ещё одного общественно-политического движения. Там, на тех позициях я мог говорить некоторым людям, что им делать. Мог и говорил. А сейчас у меня другая позиция, другое положение, другой статус.

Я философ. Философ рассуждает и размышляет вслух. Это моё дело. И это всё, что я могу сделать для вас. Присоединяйтесь к моему размышлению!

И то, что я думаю, пришло мне в голову не сейчас. Это плод многолетних размышлений, основанных на глубоких исследованиях и аналитике, подкреплённых теоретическими разработками.

Мировой опыт успешных политических партий и движений ясно показывает, что без глубокой теоретической работы никакой успешной политики не бывает. Самое большое внимание теоретической работе придают социал-демократические партии. Социал-демократические в самом широком смысле – это все партии, отталкивающиеся от марксистской теории, методологии и идеологии.

Очень часто во главе социалистических, социал-демократических и коммунистических партий стояли теоретики. Во всяком случае, на этапе их зарождения и бурного развития. В других случаях, руководство социал-демократов с огромным вниманием относилось к своим национальным философом и мыслителям. Так, Юрген Хабермас несколько десятилетий был вдохновителем стратегии СДПГ, хотя и ее критиком тоже. И без философии франкфуртской школы невозможно представить себе политику социал-демократов в Германии. У ХДП другие философы в почёте. Свои теории у либералов, там куда больше разнообразия в подходах. Без теории политическая работа превращается в суете и мелочную конкуренцию.

Ни у одной из политических партий в Беларуси за все годы их существования не было теории и теоретиков, они не инициировали и не заказывали глубоких исследований. Иногда у них была и есть некая идеология, да и то не освоенная, не глубокая. Но идеология – это то, что когда-то было выделено из теории, упрощено до букваря, чтобы можно было на основе нескольких тезисов формулировать лозунги и призывы. На идеологии невозможно построить стратегию и программу действий, идеология не практична, даже антипрактична. Слушая идеологическую риторику разумные люди понимают, что слова это одно, а делаться будет совсем другое.

Так вот. Те практические стратегические предложения, которые я сейчас стараюсь очень кратко сформулировать, основаны на результатах многолетних исследований. Их будет трудно понять без теоретической подготовки. Это теория не из учебников, это теория, выводимая из тех же исследований, проводимых по нашей методологии и на эмпирическом материале современной Беларуси.

Во-первых, это теория посперестроечной трансформации, которую я развивал в книгах и статьях 1990-х годов. Она уже не может быть руководством к непосредственным действиям, поскольку времена изменились, и сама теория развивалась, но без этого нельзя перейти к новейшим знаниям.

Во-вторых, это разработанные представления о гуманитарных технологиях. Без теоретического понятия о трёх поколениях политтехнологий и консциентальной войне просто-напросто ничего невозможно понять в современной ситуации в стране и о структуре и состоянии беларусского режима. Наша современная общественна-политическая ситуация сформирована политтехнологиями третьего поколения.

В-третьих, нельзя разобраться в происходящем в отдельно взятой стране без понимания тех мировых процессов, которые оказывают наибольшее влияние на нашу страну и наше общество. Мировые процессы и тенденции я разбирал в работе «Глобальное потепление после холодной войны».

В-четвёртых, ничего нельзя понять про будущее, не разобравшись в прошлом. История в нашей стране в последние годы стала очень популярной дисциплиной. И это очень хорошо, но этого мало. История даёт материал для осмысления, материал для программирования будущего, но мыслить о будущем нужно программно и стратегически. А это уже не история. История не повторяется, и не продолжается. Каждый исторический этап не столько продолжает то, что было, сколько отрицает его. Этому, как раз, современные беларусские историки не научили наше общество.

Я пока сформулирую только три стратегических и программных пункта. Причем, в таком описательном виде, который общедоступен. А для реализации этих предложений нужно разговаривать с конкретными людьми.

1. В стране нет выборов, но «выборы» скоро будут назначены.

В этих «выборах» НЕЛЬЗЯ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЯ ни в каком качестве. Убеждение общества, граждан и избирателей в том, что эти «выборы» обман и мошенничество является главной задачей текущего момента. Об этом я сам, и ещё некоторые политологи и аналитики уже много написали.

В 2019-2020 годах особое значение приобретает последовательность событий. Если президентские и парламентские «выборы» состоятся до придания статуса конституционного акта договору о союзном государстве, то уже ничто не помешает проведению «референдума» о «добровольном» вхождении Беларуси в Российскую Федерацию по крымскому сценарию, или подобного тому, как это делалось в Эстонии, Латвии и Литве в 1940 году. Там «референдумы» организовывали Жданов, Вышинский и Деканозов. На эту роль в Беларусь прислали Бабича.

Я обращаюсь к лидерам партий: Лебедько, Костусёву, Губаревичу, Северинцу и другим! Вы готовы своим участием в «выборах» облегчить и частично легитимизировать такой порядок аншлюса?

Если да, то вы теперь знаете, кто вы, кем вы будете!

Один из партийных лидеров сказал мне, что он будет выдвигаться, потому, что если вдруг Лукашенко не пойдёт на выборы (неважно по какой причине, заболеет или уйдёт в отставку), и не будет никого из оппозиции, то… Это надежда на чудо. Перед чудесами я бессилен. Если сейчас оппозиция снова собирается действовать так, как всегда, то ей нужны маги, шаманы, гадалки.

В «выборах» участвовать нельзя, но «предвыборная» кампания (или вакханалия, как это называют её организаторы и кукловоды) всё равно будет. Единственный лозунг, с которым честные и сознательные граждане могут реагировать на эту вакханалию: «Центризбирком в отставку и под суд!»

2. Партии в стране сегодня – это конкретная реализация имперского тоталитарного принципа «разделяй и властвуй». Если ещё 10-15 лет назад политические партии были просто бессильны и бесполезны в тех общественно-политических условиях, то в сейчас они просто вредны. Это орудие, обращённое против гражданского общества и нации.

Партии нужно добровольно распустить. Из активных членов партий, из гражданских активистов всех идеологических направлений необходимо создать общее движение за сохранение суверенитета, государственности и реформы. Единое движение сопротивления, единый фронт.

Лидеры ОГП, БНФ, «Руха за свабоду», БХД, всех социал-демократических и других партий! Пока вы ставите партийные интересы выше национальных, пока вы цепляетесь за свои потерявшие смысл и миссию структурки и группы, пока наличие маленького офиса вам ценнее суверенитета, вы предатели интересов нации и страны, а никакие не борцы с режимом и не оппозиция.

Решайте, на чьей стороне вы играете, и за кого.

За себя, за свои корпоративные интересы – значит, вы укрепляете режим, вы вместе с ним «разделяете», а он «властвует».

Если вам дороже интересы нации и страны – станьте во главе общенационального движения. Не по должности, а по вкладу – сделайте свои группы, сохранившиеся партийные структуры и ячейки основой общенационального движения!

Что вы теряете? Статус лидера и должность! Но разве должность в фантомных партиях – это ценность? В каждой партии к этому году осталось всего несколько десятков человек. Никаких партий в реальности просто нет. Скорее всего в новом движении вы не станете лидерами. Но больше шансов на это будет у того, кто первым распустит парти, и подаст пример.

3. Целью общенационального движения должно стать изменение государственного устройства Республики Беларусь. Мирным путём.

Самым мирным, самым культурным, самым цивилизованным способом изменения государственного устройства является созыв Учредительного собрания и учреждение им нового типа государственного устройства.

Перед величием этой цели все мелкие дрязги, конфликты, претензии отходят на задний план. На такую цель могут подвигнуться только люди с честью и достоинством. И не важно, каких политических взглядов они придерживаются, к какому слою общества принадлежат, какой профессией владеют и каким способом зарабатывают на жизнь.

Это дело достойных беларусов, для достижения этой цели важен и ценен вклад каждого гражданина.

Сначала пассивный вклад – не ходить на «выборы» в любом качестве: ни кандидатом, ни избирателем.

Потом активный вклад – поддержка идеи Учредительного собрания, выдвижение самых достойных граждан Беларуси делегатами Учредительного собрания, требование прозрачности всех этапов работы Учредительного собрания и критическое обсуждение каждой статьи, каждого слова нового основного закона будущей Беларуси! Достойной страны достойных граждан.

Как реализовать эти задачи и цели? Это непросто. Сначала нужно сделать усилие над собой и отказаться от участия в мошеннических «выборах». Затем добиться отставки Центризбиркома. Начать единое движение, сплотиться в единый фронт. Донести идею Учредительного собрания до каждого гражданина в обществе. Но любая самая дальняя дорога в 1000 ли начинается с первого шага.

Работы много, тяжёлой и сложной работы. Но такая работа под силу людям. Это делали граждане в других странах, в других ситуациях. Это под силу и нам в Беларуси. Важно понимать, что бессмысленно говорить о том, как достигать цель, тем, кто не собирается её достигать.

Вы просили меня ответить на вопрос «Что делать?» Я ответил. Если есть люди, готовые это делать, я готов отвечать дальше. И делать готов. Просто одному, даже с друзьями, мне это не потянуть.

Читайте дальше:

«Что вы собираетесь делать, чтобы предотвратить угрозы стране?» Открытое письмо гражданина Мацкевича гражданину Лукашенко

Учредительное собрание против инкорпорации в Россию. Девять тезисов о ситуации в Беларуси

«Я не хочу в Россию! А вы?» Как нам отстоять независимость Беларуси

Комментировать