Политика

Учредительное собрание. Часть 4. Конституция 1994 года как квинтэссенция абсурда

38 Владимир Мацкевич

15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь, а через три месяца по этой Конституции был избран первый президент, который и уничтожил эту Конституцию в 1996 году.

Во всем виноват президент? В определенном смысле, да. Он за два года натворил достаточно для того, чтобы ему был объявлен импичмент. Импичмент объявлял парламент — Верховный Совет 13-го созыва. Объявлял, но реализовать не смог. Не получилось. Есть ли в этом вина этого парламента?

Давайте разбираться по порядку.

Кто разрабатывал и принимал Конституцию 1994 года? Верховный Совет 12-го созыва — парламент страны, которая существовала как суверенное государство всего три года. А Верховный Совет работал четвертый год.

Выборы в Верховный Совет 12-го созыва прошли 4 марта 1990 года. На 360 депутатских мест было назначено 50 депутатов от советских ветеранских и прочих организаций, а избрано в первом туре только 98 депутатов. Во втором туре прошли еще 155 человек. В апреле и мае пришлось проводить довыборы по десяткам округов. Большая часть этих выборов не состоялась. Кворум набирался с огромным трудом. В составе Верховного Совета в итоге оказалось 302 члена КПСС и 25 представителей БНФ.

И к лету 1990 года этот Верховный Совет начал свою работу. 23 июля на рассмотрение депутатов была предложена "Декларация о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики", 27 июля она принимается.

Можно ли считать эту дату объявлением суверенитета государства? Вряд ли. Это была пустая декларация, пока существовал суверенный СССР, а БССР оставалась его частью.

Через год, 25 августа, те же депутаты в том же составе приняли решение о придании декларации статуса конституционного акта.

Что это значит? Это значит, что в Конституцию БССР 1978 года были внесены символические правки. Страну переименовали из Белорусской Советской Социалистической Республики в Республику Беларусь и приостановили деятельность КПСС-КПБ. 90% депутатов-коммунистов официально стали беспартийными. Но они продолжили управлять страной.

Магия цифр и символов: Верховный Совет БССР 12-го созыва стал называться Верховным Советом Республики Беларусь 12-го же созыва. А что изменилось?

Республика Беларусь существует с 25 августа 1991 года на бумаге, а с 8 декабря того же года по факту. Но правил этой новорожденной страной парламент 12-го созыва. То есть, как бы парламент, наследник регионального, почти местного совета, который 12 раз менял свой состав, но сохранил преемственность с 1938 года, когда был созван впервые.

Как это согласовать логически? Только что провозглашенное государство управлялось самопровозглашенным парламентом, обозначающим себя преемником 11 предшествующих созывов, первый из которых был назначен еще при Сталине.

Этот нонсенс никого не смущает. Более того, этот избранный в СССР орган считал себя вправе разработать и принять Конституцию суверенной Республики Беларусь? Но ведь в суверенной стране этот парламент не избирался. Имел ли он полномочия конституировать-учредить суверенную Республику Беларусь? Провозгласить ее, он провозгласил в дополненной и исправленной Декларации о суверенитете. И на этом его полномочия должны были закончиться. И по логике, и по праву, и по здравому смыслу.

Но этого не произошло. Попытка фракции БНФ распустить советский парламент и избрать беларусский в 1992 году не удалась. Советский орган (напомню, на 90% состоящий из перекрасившихся коммунистов) разработал новую Конституцию и назначил президентские выборы, а потом и парламентские.

В 1995 году прошли ПЕРВЫЕ парламентские выборы в суверенной Республике Беларусь. Первые выборы, но избран был Верховный Совет 13-го созыва. Как это можно понять? Где здравый смысл?

Все по закону. Но это закон вопреки здравому смыслу, логике и праву. (Надеюсь, не здесь надо проводить ликбез и объяснять, чем отличается право и закон и что закон может противоречить праву.)

Каким бы ни был Верховный Совет 13-го созыва по своему составу, он имел абсурдный номер. Не этот абсурд является причиной того, что импичмент 1996 года провалился. Причина в сознании и мышлении депутатов этого парламента, которые не чувствовали, не видели, не понимали абсурдности ситуации, в который оказались. Не понимая простейших вещей, могли ли они организовать импичмент?

Короткое отступление.

Я не проводил расследование, но по тому, что я знаю, Беларусь является единственной постсоветской и европейской страной, у которой до сего времени сохраняется правительство в эмиграции — Рада БНР.

Эмигрантские правительства были у многих стран, территории которых были оккупированы СССР. Это Эстония, Латвия, Литва, Украина и Беларусь. Может быть, были и еще, но я не знаю, не следил за этим. После распада СССР и обретения реальной независимости все эмигрантские правительства передали свои полномочия легитимным правительствам своих стран. Всех этих стран, кроме Беларуси.

Единственная функция правительства в эмиграции — хранение символической легитимной власти. Реальной власти у них нет. Но они могут признать правомочность правительства в стране и передать ему свои полномочия.

Рада БНР не признала Верховный Совет 12-го созыва правомочным и не передавала ему свои полномочия. Могла ли Рада БНР признать полномочия Верховного Совета 13-го созыва? Нет, конечно же! Члены Рады БНР могут не знать реального положения дел в стране, могут иметь об этом самые смутные представления. Но члены Рады БНР — люди свободного мира и со здравым смыслом у них все в порядке. Они не могут признать полномочия абсурдных органов власти.

Реальная власть в стране есть у правительства и парламента. Второй председатель Президиума Верховного Совета 12-го созыва Станислав Шушкевич мог жаловаться и ныть, что у него не было реальной власти. Возможно. Все это время "власть валялась в грязи под ногами", по выражению того, кто не побрезговал поднять ее из этой грязи.

А что такое та "грязь", в которой валялась власть с 1990-го по 1996-й годы?

Это разруха в головах, это пренебрежение разумом, логикой, правом и здравым смыслом. Это тот абсурд, правовой и логический хаос, в котором живет страна вот уже скоро 30 лет.

Есть логика и онтология. Это идеальные сущности. Идеалы никогда не бывают воплощены в реальной ситуации. Можно только стремиться к их воплощению. Но бывает и обратное стремление.

И есть реальность с ее неразумностью, беспорядком, бессмыслицей. В этой реальности были верховные советы 12-го и 13-го созывов, в этой алогичной иррациональной реальности существует псевдопарламент с 1996 года. В этой алогичной иррациональности власть принадлежит И.О. главы государства и его вертикали.

И весь этот бардак, вся эта разруха в головах закреплена в Конституции 1994 года. Она рождалась в абсурдной ситуации и закрепляла этот абсурд. Конституция 1994 года похожа на нормальную конституцию нормальной страны. Но только внешне, по словам, которые содержатся в ее тексте.

Ее можно даже попробовать вернуть, отменяя все наслоения и искажения 1995-го и последующих годов. Ведь жила же почти четыре года суверенная Республика Беларусь по советской Конституции 1978 года! Жила, даже проводила какие-то реформы, пыталась модернизироваться.

Дело не в тексте документа, а в его действенности, в его перформативности.

Де-факто Республика Беларусь все еще суверенна и независима.

По факту она управляется нелегитимным, фиктивным парламентом и утратившим легитимность исполняющим обязанности главы государства диктатором.

По факту эта Республика Беларусь признана международным сообществом. Она числится среди учредителей ООН, она участвует во многих многосторонних и двусторонних мероприятиях и организациях с другими суверенными государствами.

Она не признана только Радой БНР. А без этого признания она была и будет неправомочной. Какой бы мощной и жестокой не была власть в стране, от этого она не становится легитимной.

Республику Беларусь нам все еще предстоит учредить!

Учредить — это не значит признать законным тот бардак и хаос, который есть в реальности и с которым невозможно не считаться. Это значит ровно наоборот — признать существующую абсурдную реальность неразумной, неправовой, не соответствующей действительности и вернуть страну в правовой режим, к разумному порядку вещей.

Вторым шагом к возвращению страны к разумному устройству является созыв Учредительного собрания.

Последним шагом будет признание нового правительства суверенной Республики Беларусь Радой БНР и символическая передача своих полномочий. После чего Рада БНР может быть распущена, и ее члены станут полноценными гражданами новой Республики Беларусь.

Осталось выяснить, а каким же должен быть первый шаг?

Я об этом уже говорил. Но не все могут это услышать.

Комментировать