Политика

У политики – не женское лицо

319 Марина Коктыш

За 20 лет президент Беларуси ни разу не появился на публике вместе с супругой. В беларусском правительстве только одна женщина – министр. Почему среди беларусских политиков, в том числе и оппозиционных, практически нет женщин?

Проиграть женщине – обидно!

Мужчины не любят проигрывать женщинам. Они боятся умных и сильных женщин – на их фоне они могут выглядеть слишком бледно. Такого мнения придерживается заведующая кафедрой технологий коммуникации Института журналистики, кандидат философских наук, доцент Ирина Сидорская.

И еще, по словам Ирины Владимировны, мужчины не всегда готовы выслушивать женщин до конца.

– В нашем обществе до сих пор существует стереотип о том, что женщины более болтливы, что они любят  поговорить, а разговоры – это не дело, а пустая трата времени, – говорит она. – И, например, я замечаю, что женщин на разных совещаниях действительно очень ограничивают по регламенту выступления, перебивают. Чаще всего женщина-специалист или руководитель выступает по сути, но с точки зрения мужчины она разговаривает очень много. А вот мужчин и на конференциях, и на совещаниях практически не перебивают, им дают высказаться. Женщины традиционно воспринимаются как те, кто выполняет обслуживающие функции. Они не считаются по своему статусу равными мужчинам, будь это специалисты, руководители и так далее.

Хотя стоит заметить, что по сравнению с мужчинами беларусские женщины отличаются более высоким уровнем образованности.

– Но в любом случае женщина воспринимается как более слабый игрок, и, конечно, мужчине проигрывать более слабому игроку более обидно, чем сильному, – говорит Сидорская. – И я сказала бы, что такая тенденция сегодня наблюдается не только в политической, но и в других сферах.

 

Гендер с пеленок

В независимых СМИ на первых ролях, как правило, выступают именно женщины. Самые заметные имена в сегодняшней журналистике – именно женские. Этот факт отмечает экс-руководитель ликвидированной властями Беларусской женской партии «Надзея» Елена Еськова.

– У нас в стране гендерно нейтральное законодательство, – обращает внимание Елена Владимировна. – Нет каких-то специальных программ, указов по развитию участия женщин во всех сферах этой жизни, от уровня принятия решений до производств. Но при этом у нас женщины дискриминированы, они имеют меньший доступ к тем уровням управления, на которых принимаются решения. Поэтому можно говорить, что и в области свободы слова они имеют гораздо меньше прав, чем мужчины.

В свое время Наполеон говорил о том, что сильный политик не должен бояться окружать себя умными людьми, пусть даже они во многом его превосходят. Ибо в лучах их славы и успеха он и сам будет казаться таким же.

– А авторитарные политики и закомплексованные управленцы, как правило, окружают себя серыми личностями, чтобы выделяться на их фоне, – продолжает мысль Еськова. – Наш президент не любит ярких личностей. И с женщинами особенно не церемонится. Возможно, и поэтому во властных структурах женщин практически нет. А те, которые якобы избраны в Палату представителей, к большому сожалению, безголосые и безынициативные. В беларусском парламенте нет женщин, которые могут что-то решать, на что-то влиять. Поэтому роль женщин в Беларуси еще недостаточна. Это, кстати, касается, не только сферы официальной политики, но и оппозиционных партий.

У нас за плечами – многолетняя патриархальная история, всегда считалось, что считалось, что мужчина – глава всего. Чтобы как-то сломать эти традиции, изменить общество, нужно еще с детского садика вводить гендерное воспитание.

 

Дискриминированные леди

Те, кто вхож во властные структуры, рассказывают, что до недавнего времени в Беларуси было два вида приемов. На которые чиновники могли прийти вместе со своими женами – это Новый год и 23 февраля. По другим поводам жен в свет выводить не принято. А сам Лукашенко за годы своего правления так ни разу и не появился на публике вместе с любимой женщиной. Он позиционирует себя как сильный политик, который даже сына воспитывает сам.

– И этот факт возмущает многих женщин, каких бы политических взглядов они не придерживались, – говорит Елена Еськова. – Получается, что у нас в стране самые дискриминированные – это его супруга, Галина Лукашенко, которая находится фактически под домашним арестом, и мать младшего сына президента, которая непонятно в каком статусе вообще находится. И что это за страна, в которой нет первой леди, зато есть президент с ребенком? Поэтому и получается, что у нас женщины служат только для удовлетворения каких-то личных потребностей… И из своего опыта могу сказать – когда встречаешься с женщинами на разных уровнях, абсолютно все возмущены этим фактом!

 

Что говорят цифры

Профессор, доктор социологических наук, создатель Независимого института социально-экономических и политических исследований Олег Манаев любит умных женщин. Но он привык оперировать конкретными цифрами.

– Могу привести результаты одного из опросов НИСЭПИ, – сразу переходит к конкретике Олег Тимофеевич. – Был такой вопрос: «Какое из утверждений о мужчинах и женщинах как политиках ближе вашей точке зрения?» Ответы на него распределились таким образом: «Мужчины как политический лидер в основном лучше женщин» – 45,5%; «Женщины как политический лидер в основном лучше мужчин» – 8,2%; «В целом и мужчины и женщины как политический лидер одинаково хорошие» – 44,6%.

Или второй опрос из этой же серии: «Согласны ли вы с таким утверждением: мужчины обладают большими возможностями, чем женщины, в политике, экономике и других сферах, даже если женщина компетентна наравне с мужчинами?». Ответы были такими: «Согласны с тем, что мужчины обладают большими возможностями» – 60%, «Не согласны» – 37%.

На мой взгляд, это иллюстрация того, что такое отношение к женщине встроено в саму культуру нашего общества.

Комментировать