Политика

Страсти по «Погоне». Существует ли на самом деле беларусский добровольческий отряд?

3232 Райана Ольга Черных

Давно известно, что добровольцы из Беларуси воевали и продолжают воевать на востоке Украине. Но ни точного их количества, ни подразделений, в которых беларусы могут находиться, не может назвать никто. Полтора года назад появилась информация про отряд «Погоня», который стал популярным среди патриотически настроенной молодёжи. «Журнал» попытался разобраться, откуда отряд появился – и существует ли на самом деле.

Про «Погоню» известно, что это группа беларусов, «которые хотят воевать против московского оккупанта на Востоке Украины». На официальные сообщества в популярных соцсетях Vkontakte и Facebook подписаны тысячи человек. Администраторы страниц рекламируют сувенирную продукцию с символикой отряда и проводят конкурсы.

Несколько месяцев назад с «Журналом» связался Иван Стасюк – студент Программы Калиновского из Польши. Он был первым участником отряда и, по его собственному утверждению, именно он был его инициатором.

С сентября 2014 года, когда Иван покинул Украину, он находится в Польше и следит за деятельностью отряда в интернете. По его словам, большая часть из того, что пишут в соцсетях или говорят в интервью кураторы «Погони», не соответствует действительности. Именно поэтому бывший доброволец принял решение рассказать про создание и деятельность отряда с самого начала.

«Я не могу читать весь этот бред про «Погоню», все эти байки про количество участников, про какого-то «крёстного отца» отряда, сборы средств, военные лагеря. Поэтому я решил рассказать, чтобы в принципе было понятно, что нашими планами и идеями было совсем не распространение маек через социальные сети», – начал свой рассказ для «Журнала» Иван Стасюк.

«Погоня». Начало

Всё началось 21 июня 2014 года, когда украинский политик Игорь Гузь сообщил на своей странице в Facebook о неких беларусах, которые решили принять участие в АТО на Востоке Украины. По словам политика, он взялся «помогать в организации этого процесса».

Позже Игорь Гузь начал публиковать на своей странице хронику подготовки и отправки на фронт «очередных групп» беларусских добровольцев. Именно он первым сообщил о создании отряда с присвоенным ему названием «Погоня».

В последствии политик сформулировал несколько пунктов относительно отряда, где изложил свои соображения по поводу мотивов добровольцев, а также причину, по которой сам заинтересован в создании «Погони».

Иван Стасюк. Фото: Facebook

 

По словам Ивана Стасюка, записи Игоря Гузя, мягко говоря, не соответствуют действительности. Он отметил, что инициатива исходила от него одного, и никаких «беларусов» на момент публикации поста не было:

– Я приехал в Луцк в июне 2014 года – думал помочь украинцам не столько в военном плане, сколько в моральном. Показать, что беларусы и украинцы всегда вместе, что мы братья. Я ведь и на Майдане был, обзавёлся там друзьями, которых решил поддержать любым доступным мне способом.

Решив, что через интернет такие вопросы не решаются, потому что уже тогда иностранные добровольцы были под пристальным внимание всех возможных спецслужб, Иван решил ехать в Украину сам:

– На тот момент я уже был знаком с Игорем Гузём, поэтому обратился за помощью и поддержкой к нему. Просто потому, что не знал, с чего начать, как попасть на Восток и к кому присоединиться. Помню, сказал ему тогда прямо, так мол и так, я хочу на фронт, как бы это лучше сделать.

По словам добровольца, в начале Игорь Гузь предложил ему присоединиться к батальону «Айдар» и сам занялся решением этого вопроса. Кроме того, политик опубликовал ту самую запись в Facebook, как он сам объяснил, для привлечения внимания и финансовой помощи для будущего отряда.

Иван отмечает, что только через неделю после публикации записи появились первые заявки на присоединение к отряду. Из всех кандидатов было выбрано несколько человек, но только двое появились в Луцке. В итоге на конец июня 2014-го будущий отряд «Погоня» состоял уже из трёх человек. И, по словам Стасюка, на этом набор закончился.

Сам Игорь Гузь отказался комментировать вопрос о количестве участников отряда, сославшись на соображения безопасности.

«Ни вы, ни Иван Стасюк не владеют информацией, сколько людей было в отряде ни в те месяцы, ни теперь. Мы не разглашаем эту информацию после попыток КГБ вникнуть в ситуацию. То есть, в июле могло быть трое, в августе – пятеро, в сентябре – 25», – сказал Гузь «Журналу».

При этом на своей странице политик публиковал фотографии только трёх первых участников отряда, среди которых был Иван Стасюк. На одной фотографии, правда, их уже четверо. Но, как отметил Иван, этот четвёртый человек – один из кураторов отряда, который «запрыгнул в кадр для массовки».

Если судить по записям политика, то только за июль 2014 года на фронт было отправлены две группы: 18 и 28 июля. Хотя, по словам Ивана, три первых добровольца провели в Луцке три недели – за это время никаких других групп беларусов они не видели.

Гузь же утверждает, что причиной конспирации послужили попытки КГБ взломать банковские счета и почтовые аккаунты бойцов и кураторов отряда: «Никаких нюансов вы не услышите, это внутренняя информация. Никто из рядовых бойцов не знает и не может знать всей ситуации, он знает только о подразделении, в котором находится».

Иван Стасюк объясняет такую усиленную конспирацию просто: никаких «очередных групп» просто не было, иначе он о них наверняка бы знал:

– Ну а что ещё ему было сказать? Что три парня – это и есть отряд, про который все говорят и пишут? Им хотелось привлекать как можно больше внимания, поэтому в социальных сетях распространялись призывы, публиковались листовки и сувенирная продукция.

Боевая подготовка

В начале июля в прессе начала появляться информация о том, что беларусские добровольцы проходят специальную подготовку на военной базе на Волыни и готовы отправиться на фронт. Источником послужила опять же запись Игоря Гузя, он же давал комментарии журналистам, называя цифру в пять человек.

Иван Стасюк информацию об учениях на базе опровергает:

– Никакой базы там не было. Мы в Луцке просто потратили время. Жили в помещении «Национального альянса». Хотя я изначально настаивал, что нам необходимо пройти минимальную военную подготовку. Но слышали мы только обещания. В Луцке, правда, был волонтёрский центр, который кроме всего прочего занимался снабжением «Айдара». В этом центре мы прошли «подготовку» – нам привезли АК, мы его пособирали, поразбирали, и всё.

Игорь Гузь настаивает на том, что подготовка бойцов на Волыни всё же была.

«С какой стати я должен вам рассказывать, когда она была и где? Это наша внутренняя информация. В ближайшее время планируется еще один курс обучения на Волыни», – сказал политик «Журналу».

В начале июля 2014 года Гузь куда более охотно комментировал прогресс беларусских добровольцев в СМИ.

Иван Стасюк рассказал «Журналу», что настоящая подготовка началась только в Киеве, куда после неудачных переговоров с «Айдаром» троих добровольцев отправили тренироваться на базу батальона «Азов».

– В Киеве нас определили на базу «Азова», где мы заполнили анкеты и начали проходить конкретную физическую подготовку, ожидая отправки на фронт. Наш день был разбит на тренировочные блоки, мы бегали, занимались борьбой и так далее. После этого на неделю выехали за Киев, где прошли уже непосредственно полевую подготовку. На тот момент вся эта история с «Погоней», многочисленная информация про беларусов, воюющих в Украине, была направлена только на сбор средств. Потому что воевать голыми руками нельзя, а на тот момент со снабжением были серьёзные проблемы.

При этом Иван подчёркивает, что изначально «Погоня» не планировалась как самостоятельный батальон, потому что не хватало ни средств, ни людей. И когда добровольцы примкнули к батальону «Азов», «Погоней» их уже никто не называл.

Это же подтверждает один из кураторов военного снабжения батальонов «Азов» и «Святая Мария», который пожелал сохранить анонимность:

– В один день в Киев прибыли трое гражданских. Сказали из Беларуси. Хотят воевать. Ну хотят – так хотят, мы не против. Тренировали их, как своих. На тот момент заминка была по снабженческой части, поэтому долго история затянулась. Потом они отправились вместе с группой в Мариуполь. Наши они были, «азовские». Но флаг был их. Как у «Спартака».

На вопрос, почему была озвучена цифра в пять человек, Стасюк ответил, что это был изначальный договор между участниками и кураторами отряда:

Как я уже говорил, нас было трое. Планировалось, что приедет четвертый, но он «соскочил», у него что-то не получилось. Поэтому был уговор сообщать СМИ, что нас «до пяти человек», чтобы не называть точную цифру. И после появления информации про нас, Гузю на почту действительно пришло около 50-70 заявок от разных людей. Естественно, многие писали с фейковых аккаунтов, созданных буквально за день-два до обращения к нам. Проверить большинство заявителей не представлялось возможным. Поэтому говорить про какой-то «набор» я бы не стал. При этом, где-то в СМИ я прочёл, что отряд «Погоня» насчитывает чуть ли не 50 человек. Я не знаю, промах это журналистов или излишний пиар, но в отряде 50 человек не было никогда. Нас было трое.

Раскол

В сентябре 2014 года Иван Стасюк вынужден был возвращаться в Польшу. При этом один из его сослуживцев так и остался воевать в Украине, но категорически отказывается связывать себя ни с «Погоней», ни с кураторами отряда. Он не называет своё имя и позывной, не хочет общаться с журналистами.

Другой сослуживец Стасюка на некоторое время выехал из зоны АТО, после чего вернулся обратно и охотно общается с беларусскими и украинскими журналистами. Его позывной «Ким», и именно его контакт автор «Журнала» получила от Игоря Щекаревича. Все попытки «Журнала» связаться с Кимом не увенчались успехом – доброволец не отвечает на вопросы, ссылаясь на занятость.

После возвращения в Польшу, Иван Стасюк продолжал следить за деятельностью «Погони». По его словам, с началом пиар-компании вокруг отряда он начал выражать своё недовольство:

Я с самого начала не хотел никакой информации, никакого пиара. Мне сказали, так будет лучше: рассказать про себя, чтобы нас экипировать, подготовить к выезду на восток, но не более. Дальнейшее продвижение отряда «Погоня» для меня было бесполезным и странным. Потому что чем больше пиара, тем больше заинтересованности со стороны спецслужб. Неприятно, конечно, что при этом была манипуляция фактами и откровенное враньё.

При этом Иван изложил все свои соображения в официальной группе «Погони» Vkontakte. После чего второй администратор сообщества Игорь Щекаревич его заблокировал.

«Журнал» связался с Игорем Щекаревичем и попросили его прокомментировать ситуацию. На что Игорь ответил удивлением:

– Приветствую. Каких вопросов? Я нигде не заявлял, что связан с отрядом. Могу только поискать контакты какого-нибудь бойца, и вы непосредственно ему сможете задать вопросы. Я же не имею ни компетенции, ни полномочий для комментариев по этой теме.

На вопрос, он ли является администратором страниц в Facbook и Vkontakte Игорь Щекаревич ответил уклончиво: «Даже если бы я был администратором этих сообществ, я бы вам не признался в этом».

Иван Стасюк был удивлён такими ответами Щекаревича: «Мне непонятно, почему он это утверждает. Ведь даже есть видео, где он говорит от лица бойца «Погоня». И на фото тоже он присутствует. Сообщества в соцсетях опять же администрирует. Очень странно».

Стасюк уверен, что никаких дополнительных наборов в отряд не проходило, иначе он бы «об этом знал от своих друзей, которые остались на Востоке». По его словам, вся информация про «Погоню» сейчас – это не более чем пиар отряда, которого на самом деле не существует.

– Каждый хотел извлечь из всей этой истории свою выгоду. Для Игоря Гузя – это бонусы в его политической карьере, подготовка к предвыборной компании. Для его соратника Игоря Щекаревича – та же история. Он организовал центр демократии, работает в офисе в Киеве. Каждый политик прежде всего думает о медийной пользе. Вот и работают на себя. На самом деле я уверен, никакой «Погони» больше нет.

Тем не менее, на страницах отряда «Погоня» в соцсетях постоянно появляется информация про проведение военного лагеря на территории Украины «для беларусов, которые хотят научиться защищать Родину, но при этом по разным причинам не хотят участвовать в российско-украинской войне». Как сообщается, подготовку будут проводить «люди с боевым опытом».

«Журнал» спросил Игоря Гузя о возможных последствиях для участников такого лагеря, так как политик неоднократно говорил об преследованиях со стороны КГБ.

«Мы рекомендуем большинству не возвращаться сейчас в Беларусь. Но не все могут», – ответил Гузь.

При этом со слов политика не совсем понятно, куда должны отправляться беларусы после участия в подобном лагере и что делать.

Совсем недавно на странице отряда в Facebook было объявлено о возможности провокаций со стороны спецслужб в связи с якобы задержанием беларусcкого добровольца, вернувшегося из Украины. По словам Ивана Стасюка, его могут обвинить в одной из таких провокаций после публикации этого материала:

– Я больше скажу, я уверен, что меня в этом обвинят. Мне просто противно от того, во что превратили мою идею помочь украинским братьям, с которыми мы отстояли Майдан, которые впоследствии погибали от рук агрессоров. Мне это очень обидно. Поэтому я и решил рассказать о том, что в действительности происходило. И пусть люди думают, прежде чем становиться пушечным мясом в чьих-то политических играх.

 

В материале использованы фото из аккаунта Отряда «Погоня» в Facebook

Комментировать