Жизнь

Slow Life. Как замедлиться и наслаждаться жизнью

3875 Ольга Бубич

Иллюстрация: ZAZÓNestudio

 

В мире стремительно растет популярность философии «медленных» – движения за возвращение к принципам неспешности и вдумчивости в самых разных областях жизни человека: от секса до садоводства. С какой скоростью живет сегодняшняя Беларусь и каким образом движение Slow Life находит своих последователей в нашей стране – разбирается «Журнал».

Современный человек стал относиться ко времени по-другому. Мы ускорились, и тому виной ряд причин: капитализм с его формулой «время – деньги», рост числа городов, коммерциализация и очевидное потребление, стремительное развитие технологий. Поток информации, который мы вынуждены ежедневно пропускать через себя, неуклонно растет.

Британский психолог Гай Клакстон отмечает, что поспешность стала для человека XXI века привычкой: «Сложилась внутренняя психология спешки, минимум времени, максимум эффективности, и с каждым днем эта потребность все сильнее».

Культ скорости становится все более жестоким. Внимание человека становится фрагментарным, поверхностным и неустойчивым, мы скользим с детали на деталь, ничему не уделяя достаточно времени, часто занимаемся несколькими делами одновременно – с нейрологической точки зрения, это угнетающе влияет на все процессы, проходящие в мозге.

Вспомните свою последнюю поездку в общественном транспорте – часто ли там можно увидеть человека, с удовольствием наблюдающего смену городского пейзажа за окном? Все уткнулись в свои телефоны: играют в игры, пролистывают новости или обмениваются сообщениями и комментариями.

Statista утверждает: каждую минуту пользователи Facebook «лайкают» более 4 миллионов постов, пользователи Twitter отправляют 347 тысяч твиттов, а пользователи YouTube загружают 300 часов видео.

Социальные сети превратились в самый популярный способ проведения времени – часто они по сути заменяют «живое» общение с друзьями и семьей.

Количество пользователей социальных сетей в мире в миллиардах человек. Источник: Statista.com

 

Всё это неизбежно сказывается на физическом и психологическом здоровье людей. В начале 2000-х году стресс стал главной причиной отсутствия на рабочем месте в Великобритании и США. В Японии даже появилось отдельное слово – karoshi – обозначающее «смерть от переутомления».

Похожая картина сложилась и в Беларуси. По данным недавнего опроса Исследовательского центра РАБОТА.TUT.BY, от стресса на работе в разной степени страдает более 90% опрошенных. Причиной стресса каждый второй участник опроса назвал непосильный объем работы.

Как отмечает писатель Карл Оноре, скорость не всегда считалась лучшей стратегией. Эволюция обеспечила выживание наиболее приспособленного, а не наиболее проворного. Чтобы вести полноценный образ жизни, вовсе не обязательно торопиться.

Беларусский психолог Александр Янкелевич, один из авторов популярного онлайн-курса «Смертельный тайм-менеджмент», комментирует последствия изменений в структуре внимания:

«Мы отвлекаемся на уведомление из социальных сетей во время беседы с другом в кафе, читаем сразу несколько книг, статей, ведем машину, слушая аудиокнигу. А ощущение полноты жизни и наполненности смыслом напрямую связано с нашей способностью вовлекаться, вчувствоваться. 

На первый план у современного человека выходит проблема смысла. Обретенная нами свобода от инстинктов и религий с одной стороны, и бескрайность информационного поля – с другой, заметно осложняют процесс выбора. Нам просто не на что опереться. Эта свобода – одновременно и благо, и бремя. Противоядием в такой ситуации становится осознанная работа над развитием способности удерживать концентрацию на одном объекте или занятии».

Иллюстрации Андрея Ярошевича

 

О необходимости срочно замедлиться впервые заговорили и так не особенно поспешные итальянцы. В 1986 году, протестуя против появления ресторана Mc'Donald's на одной из центральных площадей Рима, итальянец Карло Петрини инициировал движение под названием Slow Food («медленная еда»), направленное на продвижение свежих продуктов местных фермерских хозяйств. Затея Петрини была проста и вместе с тем очень значима: то, что мы едим, следует выращивать, готовить и вкушать размеренно и с чувством.

Но настоящим пропагандистом «медленного движения» стал писатель и журналист Карл Оноре, автор нашумевшей книги «Без суеты: как перестать спешить и начать жить», переведенной более чем на 30 языков. Оноре не только приводит подробный анализ причин возникновения культа спешки, но и рассказывает о том, каким образом и что именно люди сегодня могут попытаться «замедлить».

«Медленными», по мнению писателя, могут быть отношения с семьями и друзьями, работа и хобби, питание и покупки, путешествия и получение образования. И, конечно, секс.

Иллюстрации Андрея Ярошевича

 

Скорость – отнюдь не основной параметр описания нового философского движения. «Жить медленно» вовсе не значит перемещаться по квартире или офису как ленивец или улитка.

Как отмечает в разговоре с Карлом Оноре Карло Петрини, «жить без спешки – значит иметь возможность контролировать ритм собственной жизни. Мы боремся за право самостоятельно задавать себе темп».

Переосмыслению подвергается ряд жизненных ценностей: «медленные» адепты предлагают ценить качество, а не количество, долговременную, а не кратковременную перспективу, погруженность и вдумчивость, а не скорость и спонтанность.

«Часами и минутами нужно наслаждаться, а не считать, – пишет в своей книге «Без суеты» Карл Оноре, – делать нужно все, что возможно, а не чем быстрее, тем лучше».

С каждым годом форм «медленного движения» становится все больше. Существуют японский клуб лени «Sloth Club», американский фонд «Продлить мгновение» («Long Now Foundation»), европейское «Сообщество замедления времени» («Society for the Deceleration of Time»). В Италии сложилось движение «медленный секс», в США – «медленное обучение». В маленьком курортном городке Ваграйн в Австрийских Альпах каждую осень проводят конференцию «Общества замедления времени».

Существуют многочисленные интернет сайты, посвященные успешным примерам «замедления», выходит «Медленный журнал», работает «Медленная бизнес-школа», основанная австралийкой Кэролин Тэйт.

Кроме непосредственных адептов «медленной жизни», во всем мире отмечается рост числа негласных сторонников подобной философии. Все больше и больше людей осознают необходимость очистить свой разум от информационного шума.

Растет популярность ретритных медитативных центров – своеобразных спартанских санаториев, где человек может остаться наедине с самим собой. Условия в ретритах можно назвать необычными для сегодняшних реалий: полное ограничение информации извне, простая однообразная пища, отсутствие часов и мобильных телефонов, необходимость ежедневно выполнять упражнения на длительное фокусирование внимания на одном объекте – например, на собственном дыхании.

В Беларуси центры и инициативы, негласно поддерживающие идеи «медленной жизни», также имеются, причем давно. Сферы «замедления» также самые разные – от продвижения экологического питания и ответственного отношения к продуктами, до покупки одежды и проведения досуга.

Принципов осознанного «медленного» подхода к питанию придерживается Надежда Соболевская, основательница интернет-магазина фермерской и органической еды «ЭкаЕжа». Надежда уверена: отношение к питанию способно изменить и жизнь, в целом:

«Моя собственная система питания стала меняться после того, как я занялась бизнесом и начала работать с местными фермерами, которые не используют в процессе приготовления продуктов интенсивные технологии. Постепенно начала узнавать про процессы происхождения продуктов, с уважением относиться к людям, которые их делают. Становится важно, что продукт не обезличен.

Пришло и другое, осознанное, отношение к еде. Например, сейчас я не ощущаю желания насытиться, потому что пришло время или острое чувство голода. Нет и жестких правил в подсчете калорий или расписаний приема пищи. Есть просто бережное отношение к себе и своему организму и понимание того, что какие-то продукты я уже не смогу есть, так как понимаю, что процесс их производства меня не устраивает.

Фото и иллюстрация Андрея Ярошевича

 

Очень важным я считаю и процесс приготовления еды. Если случается аврал, стараюсь не готовить ничего сложного – ведь все равно ничего не выйдет: будешь пытаться приготовить быстро, психовать, и никакого удовольствия ни от процесса, ни от результата не получишь. При интенсивной загрузке готовлю очень простые блюда из хороших продуктов. Причем стараюсь есть сезонные продукты: зимой – корнеплоды, крупы, масло, сухофрукты, а летом восполняю недостаток в свежих фруктах, овощах, зелени и ягодах. Ведь именно в этот период они максимально вкусные. Зачем покупать помидоры со вкусом бумаги или клубнику в январе?».

Надежда считает, что в Беларуси покупать качественные продукты можно в самых разных местах. Главное не в том, куда ходить за покупками, а как делать выбор: обращать внимание на происхождение продукта, на срок годности (чем больше, тем хуже продукт), на процесс переработки (лучше есть простые и свежие продукты, не состоящие из большого количества ингредиентов).

«Важно не следовать слепо рекомендациям, а внимательно слушать свой организм – то, как он «отзывается» на те или иные продукты», – считает Надежда Соболевская.

Оригинальной беларусской фишкой, содержащей в себе идеи «медленной еды», являются кулинарные экспедиции Елены Микульчик, эксперта беларусской кухни, сочетающей квалификации историка и повара. Посещая агроусадьбы в разных частях страны, Елена проводит мастер-классы по изготовлению и сервировке блюд национальной кухни. В процессе приготовления она рассказывает об исторических особенностях рецептов и свойствах ингредиентов.

Еще один пример начинания, чью философию можно вписаться в движение «медленных» – благотворительный проект «KaliLaska». Он пропагандирует идею повторного использования вещей и сокращение потребления.

Последователи движения Slow clothing предлагают отказаться от походов в магазины за новинками сезонных коллекций и научиться самостоятельно шить одежду или обмениваться наскучившими платьями и костюмами с другими. Говоря привычными беларусам словами – затовариваться в «секондах».

Кроме того, шитье, как и вязание, часто приводят в качестве примеров slow hobbies – медитативных занятий, способствующих развитию концентрации и устойчивости внимания.

«KaliLaska» за два года работы приобрела массу поклонников: команде удалось собрать 35 тонн вещей, провести 8 мероприятий в домах-интернатах и поддержать 16 благотворительных учреждений. Причем в «KaliLaska» можно принести не только ненужные предметы гардероба, но и книги, посуду, предметы интерьеры и аксессуары – в то же время приобретя что-то в уже имеющейся коллекции магазина.

Популярностью у минчан также пользуются барахолки «Open шкаф» – ярмарки-распродажи вещей из личных гардеробов горожан.

Еще одно slow-занятие в беларусских реалиях – наблюдение за птицами. Это одно из направлений деятельности общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны». Организованные групповые вылазки еженедельно пока проходят только в Гродно в долине реки Свислочь. Но Минск, по словам координаторов сообщества, – в ближайших планах. В столице птичьи экскурсии в зеленых зонах проводятся каждый сезон; два раза в год – выездные, в сопровождении орнитолога.

При содействии «Аховы птушак Бацькаўшчыны» прошли уже три чемпионата Беларуси по фотобердингу – фотосъемке птиц в их естественной среде обитания.

«Наблюдение за птицами – это увлекательное и захватывающее занятие. В него погрузиться можно всегда, везде и абсолютно бесплатно (если не считать плату за специальные туры). Плюс – это хорошее семейное хобби. У птиц интересное поведение, они красиво поют и каждая из них неповторима. Определять птиц люди учатся по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Это требует определенного времени, и, в первую очередь, зависит от желания и мотивации. Долго искать птиц не нужно: достаточно зайти в ближайший парк. А дальше вам потребуется бинокль, немножко внимания и терпения», – рассказывает Карина Соловей, специалист по кампаниям и акциям «Аховы птушак Бацькаўшчыны».

Настоящим гуру «медленной жизни» в Беларуси можно считать минского художника Андрея Ярошевича. Его перу принадлежит целый комикс-трактат – похвала неспешности.

На протяжении двух лет на своей страничке в Facebook Андрей размещает рисунки, описывающие «эмоциональные следы» прожитого дня. Герой визуального дневника – бородатый альтер-эго самого художника, который часто появляется в компании своей лучшей подруги Лени, крупной обнаженный барышни с замысловатой прической.

Иллюстрация Андрея Ярошевича

 

Философская неторопливость, желание уюта и гармонии – основные принципы жизни героя в штопаных штанишках, и Лень в его истории играет особенную, терапевтическую роль. Миссия этой роскошной дамы – вовсе не в стимулировании прокрастинации, а скорее в наполнении смыслом и важностью дел, которые многие из нас назвали бы маленькими и незначительными.

Наслаждаться и получать удовольствие «здесь и сейчас» можно, например, просто наблюдая за городом из окна, заваривая чай или гладя кошку на коленях.

«Да, лень – моя главная подруга. Хотя отношения у нас сложные и разные. Признаюсь, часто она меня спасает в сложных ситуациях. Иногда она меня бесит, а иногда я просто тону в ее объятьях! – признается Андрей Ярошевич. – Думаю, мы любим друг друга. И она, определенно, меня бережет. Мое эмоциональное равновесие – для нее важно».

Так что беларусская почва вполне подходит для философии «медленной жизни». Кошка и чашка кофе, пяльцы и бинокль, книга и блокнот для рисования – простые предметы, с помощью которых каждый может погрузиться в простые дела, замедлиться и почувствовать наслаждение от каждого момента жизни.

Эстетику неторопливой жизни волне можно познать, сидя на балконе или рассматривая фасады домов за окном троллейбуса.

Было бы желание отложить в сторону смартфон и выключить компьютер.

Комментировать