Арт

Сергей Михаленко: «Беларусским авторам стоит быть поскромнее»

1963 Ольга Бубич

«У нас нет культурыукрашать стены фотографиями– вместо этого есть ковры, голые стены и дешевые репродукции картин». Почему в Беларуси нет рынка арт-фото? Откуда на ценниках художественных работ столько нулей? И зачем вытаскивать наших авторов из зоны комфорта? Об этом «Журналу» рассказал председатель Беларусского общественного объединения фотографов Сергей Михаленко.

– В фотографической среде давно ведутся разговоры о необходимости формирования в стране арт-рынка, развитии умения у творческих профессионалов продавать работы. С исключительно коммерческой целью в конце 2017 был организован и Minsk Photo Weekend. Как вы оцениваете результаты этой пилотной выставки-продажи?

– Проект, в буквальном смысле, вырос из «Живой стены» – идеи продавать снимки из коллекции объединения, предложенной фотографом Виктором Сеньковым. Постепенно на выставке стала формироваться экспозиция: члены союза приносили снимки, которые размещались тут же на стенах. В итоге удалось продать несколько работ, а полученные средства вошли в отдельный фонд, за счет которого планируется развивать выставочную и издательскую деятельность.

В декабре мы провели первую выставку-продажу, не особо рассчитывая на большую выручку. Для нас это было скорее исследование в реальном времени. Важно было посмотреть, кто и что готов продавать – и кто и что готовы покупать. Важно было и заявить о таком формате и контексте: арт-фотография продается и является предметом коммерческого интереса. И уже сегодня я готов заявить, что Minsk Photo Weekend – проект с далеко идущими амбициями по формированию и развитию рынка беларусской арт-фотографии.

Выводы, к которым мы пришли, оказались во многом предсказуемыми. В мероприятии приняли участие 33 автора, работ было выставлено около 200, но продать за четыре дня удалось четыре фотографии. Арт-рынка как не существовало, так и не существует.

Говоря простыми словами, в Беларуси нет культуры «украшать стены фотографиями». Есть ковры, голые стены либо дешевые репродукции картин из магазинов. Пока люди не привыкли к мысли, что фотография тоже может эстетически обогащать интерьеры, и что стоить она может иметь по-разному: от 30 до 3.000 долларов.

Еще одна проблема – вопрос места, где потенциальные клиенты могли бы приобрести фотографии, реально понимая их значимость и причину нескольких нулей в ценнике. Пока в Беларуси такого нет, даже в Минске.

Выставка-продажа четко продемонстрировала, что к выходу на рынок не готовы не только потребители. Сами фотографы часто относятся к своим работам как к распечатанному файлу, далеко не все умеют качественно и грамотно оформлять отпечатки, сформировать цену.

Мы часто жалуемся на отсутствие традиций потребления искусства, проблемы со вкусом у клиентов, приводим пример знаменитой формулы «спрос рождает предложение». Но откуда появится спрос, если нет предложения? Если никто не предлагает покупать качественный продукт, никто не продает, то как клиент вообще узнает о возможности приобретать арт-фотографию?

Открытие Minsk Photo Weekend. Фото: Анна Шарко

 

– А почему, на ваш взгляд, фотографы не оформляют работы, не выносят их на рынок? Не понимают, как это сделать? Не верят в себя?

– Есть психологический барьер: «Я хочу, но в то же время я и не хочу». Почему? Потому что затраты, потому что в оформление работ 200-300 долларов надо вложить. Эти же страхи выявило и участие в «Осеннем салоне», в котором от галереи «ZНЯТА» я сформировал экспозицию из молодых членов объединения. Когда я приглашал участвовать ребят, у половины просто не было отпечатанных фотографий! «Зачем печатать, вдруг ее потом никто не купит?» То есть человек еще не сделал фотографию, но уже боится, что ее не купят. Это как если бы к художнику пришли и спросили: «У тебя есть работы?», – а он бы сказал: «Ну да, есть, вот холст стоит, краски лежат, сейчас я сделаю». Так и у фотографов: файлы на компьютере. Но разве это готовая фотография?

Немногие задумываются о таких важных нюансах, как качество печати и бумаги. А ведь это тоже определяет стоимость. К примеру, Fine Art печать может значительно поднять цену, а вот работы, напечатанные дешевой фотопечатью, я считаю, вообще, стыдно выставлять на продажу: через 3-4 года они начнут выцветать.

– Каковы темы, жанры и техники работ, которые авторы приносили для участия в Minsk Photo Weekend?

– Не могу сказать, что фотографы продумывали, чем именно заинтересовать зрителей, с маркетинговой точки зрения. Мое впечатление – многие были рады просто возможности выставиться, показать, на их взгляд, лучшее. Были представлены и пейзажи, и натюрморты, и ню, кто-то принес винтажные отпечатки прошлого века, было и то, что относится к концептуальной, фотографии. Зрители имели возможность найти для себя что-то подходящее.

Кроме оформления работ, обозначилась еще одна серьезная проблема – ценообразование. Некоторые работы были оценены фотографами достаточно низко. Например, Владимир Сутягин выставил малотиражные винтажные отпечатки 1980-1990-х по цене всего 200 долларов. А рядом были современные снимки не самых известных авторов на простой бумаге – и стоили вдове больше. Или простые по сюжету цианотипии небольшого размера за 600 долларов. И если заниженную цену можно объяснить осторожностью автора в попытках понять платежеспособность клиента, то очевидно завышенная цена выдает неадекватное понимание фотографами реальной ценности своих работ.

Я понимаю, хочется денег много и сразу. Но так не бывает. Рынок, собственно, и должен регулировать ценообразование и формироваться в том числе и из продаж с низким бюджетом. Достаточно оглянуться на историю фотографии и искусства. Многие великие не чурались начинать с простой работы: кто-то снимал рекламу, каталоги, соглашался на малобюджетные проекты, чтобы набраться опыта и параллельно формироваться как автор с индивидуальным стилем.

Проект-стена «Vortex Preview» в Минске. Фото: Елена Ерошевич

 

– То есть беларусским авторам стоит быть поскромнее?

– Да, думаю, это было бы более правильным в нашей ситуации. И мне хотелось бы, чтобы просветительскую задачу в разъяснении вопросов такого плана выполнял союз фотографов.

Как показал кейс с Minsk Photo Weekend, образование – серьезная проблема. Например, в истории беларусской фотографии мало разбираются не только люди, от нее далекие, но и сами фотографы. Настоящая волна возмущения поднялась по поводу цены на снимок Сергея Кожемякина, оцененный им в несколько тысяч долларов. Мол, не сам фотографировал, нашел пленку, присвоил, и так далее... Оказалось, что даже люди, считающие себя профессионалами в фотографии, на самом деле не понимают, что этот медиум собой сегодня представляет. Но одно дело, когда высокой стоимостью, например, коллажей Андреса Гурского, возмущается фотолюбитель, другое – когда негодует профессионал.

– Ну да, любитель просто постесняется вступать в дебаты о Гурски, боясь показаться необразованным.

– Прежде всего, потому что Гурски – зарубежный фотограф.

– Ага, а здесь – такой дорогой, наглый и свой. Как такое возможно?

– Вот именно! Все это снова лишь подтверждает недостаток образования, незнание истории нашей беларусской творческой фотографии и совершенно прикладное отношение к медиуму в целом. Говоря слово «фотография», люди смешивают в единое понятие фото на паспорт, репортаж, арт-фотографию, творческую фотографию. И здесь вопрос в образованности людей и их желании идти дальше и развиваться, заполнять личные пробелы. Но тут важна и роль союза фотографов.

Есть хорошая поговорка. «Лучшее время, чтобы посадить дерево, было 30 лет назад. Следующее лучшее время – сегодня». Так вот, если бы союз был создан 30–40 лет назад, то вполне возможно, что сегодня мы бы имели совсем другое отношение к фотографии и могли бы говорить о ее месте на арт-рынке. И если мы хотим, чтобы через 10–20 лет в стране действительно изменилась ситуация в этой области, то начинать нужно уже сегодня.

Пока беларусских фотографов, в большинстве своем, я бы назвал скорее фотолюбителями. Профессионалами, которые в Беларуси реально зарабатывают на фотографии деньги, являются сегодня репортажные, свадебные и коммерческие фотографы. Остальных же надо еще вытаскивать, как и все объединение.

Проект-стена «Vortex Preview» в Минске. Фото: Сергей Жданович

 

– Вытаскивать? Звучит серьезно. А откуда?

– Из зоны комфорта. Пока движение вперед лишь намечается, это даже скорее ситуация реанимации: человек без сознания, ему делают искусственное дыхание, чем все закончится – никто не знает. Метафора немного грустная, но она точно отражает сегодняшнее состояние объединения. Далеко не все поддерживают эту позицию, и от некоторых членов союза поступает масса претензий: почему мало выставок, где пленэры, где альбомы?..

Все это важно и, несомненно, будет – но позже. Заниматься этими вопросами сейчас, при отсутствующей структуре и без понимания стратегий развития, – это как умирающему прическу делать и глаза красить. Красивым станет, а вот выживет ли – большой вопрос. Поэтому я как председатель настаиваю на реанимационных действиях до появления устойчивых признаков жизни.

В том виде, в котором союз существовал с 2004-го, развиваться невозможно. Нужны значительные реформы. Когда-то организация была создана по схеме еще советских творческих союзов, то есть с четким расчетом на присутствие постоянного финансового донора – государства либо же какой-либо коммерческой структуры. Но опыт показал: ситуация изменилась, и этого нет и больше не будет. Перед нами встала задача учиться жить за свой счет, понимать, куда мы движемся и зачем.

На этом этапе мы стараемся объяснить членам организации, что им стоит перестать пытаться доказывать друг другу, какая фотография «правильная», а какая – нет. Раньше наш союз назывался «Беларусское общественное объединение “Фотоискусство”», и присутствие в нем слова «искусство» уже некоторых пугало. Репортеры говорили: «Фотоискусство? А что нам там делать? Я же не фотохудожник!» Важно, чтобы фотографы понимали: союз – зонтичная, аккумулирующая организация, внутри которой могут сосуществовать люди, интересующиеся самой разной фотографией.

Сергей Михаленко, главный редактор портала «ZНЯТА» и руководитель одноименной виртуальной галереи, занимает должность председателя Белорусского общественного объединения фотографов с сентября 2016 года. Это самая крупная в стране организация фотографов, в которой 142 члена. В 2017 году Белорусское общественное объединение фотографов организовало и приняла участие в ряде заметных мероприятий: Minsk Photo Weekend, выставки «Фотокрафт», «Осенний салон», проект-стена «Vortex Preview» в рамках «Месяца фотографии в Минске».

Читайте дальше:

«Cо скрежетом и болью сняли фотографии». Почему голоса поколения Лукашенко попали под цензуру в Китае

Кому смешно на «Осеннем салоне»?

Мы в ответе за тех, кого сняли. Instagram и новая медийная этика

Комментировать