Деньги

Считайте и размножайтесь: станут ли беларусы больше рожать

251 Янина Мельникова

Президент Лукашенко вновь озаботился демографической ситуацией в стране, выступив с инициативой платить за рождение третьего и последующего детей по 10 тысяч долларов. Правда, деньги эти на руки многодетным родителям сразу не отдадут: только по достижении ребенком совершеннолетия и только на определенные нужды. «Журнал» разбирался, стоит ли овчинка выделки и стимулируют ли подобные прожекты взрыв рождаемости.

 

Обещанное три года ждут, а потом?

«Вот сейчас кашку доедим и на улицу», – уговаривает мама Наташа сыновей-близнецов. Владик и Степан, суровые двухлетние парни, кашку не любят, мама говорит, что предпочитают макароны с сосисками, а лучше с мясом. Но мясо в семье работницы фермы и тракториста – гость не частый. Когда своих свиней держали, то было проще, но свиньи в деревне пали жертвами борьбы с африканской чумой. «Может, в следующем году заведем», – мечтает Наталья.

А пока по двору бегают с десяток кур-несушек, да в клети сидит толстый кролик. «Парни его обожают, даже не знаю, как забивать будем», – говорит хозяйка.

О том, что президент пообещал «большие деньжищи» за рождение третьего ребенка в семье, Наталья где-то краем уха слышала.

«Вроде в магазине женщины обсуждали», – вспоминает. Говорит, десять тысяч долларов семье бы очень пригодились: муж давно мечтает старую иномарку до ума довести, водопровод бы починить, котел новый установить, «да и мальчишкам одежки к зиме прикупить».

Мечты Натальи о том, как потратить обещанное президентом, прерываются на полуслове, когда слышит, что деньги эти сразу никто не обещал. Придется подождать 18 лет.

«Восемнадцать? Да кто ж знает, что тогда будет? И мы где будем…» – удивляется женщина. В воздухе повисает недосказанное «и он сам где»…

Через год близнецов планируют отдать в сад, правда, возить придется в соседнюю деревню. В школу – еще дальше.

«Я бы может и еще родила, дурное дело не хитрое, но вот одеть, обуть и вырастить как? – задается вопросом Наталья. – Пособие, конечно, платят, но его едва хватает на всякие соки, каши и носки с трусами».

Хорошо, что обе бабушки внукам помогают. То продуктами, то деньгами. На них да на мужа Наталья только и рассчитывает.

«Да и не для государства же я их рожала, прокормим как-нибудь», – неожиданно жестко резюмирует женщина.

 

Не ждать милости и… рожать

В семье Викторовых вопроса о том, рожать или не рожать третьего никогда не стояло. Наверное потому, что тройняшки Катя, Оля и Вика были долгожданным подарком судьбы.

«Мне когда на УЗИ сказали, что их трое будет, я решила, что шутят, – смеется Татьяна Викторова. – Молчу, смотрю во все глаза, а меня врач давай уговаривать. И помогут, говорит, и деньги заплатят немалые, и медсестру на первое время выделят. А я все понять не могу, что это она так напирает. Только потом сообразила, что уговаривала меня девчонок оставить. Но я ж и не думала, чтобы нет».

Татьяна и Сергей к тому времени уже пять лет были в браке, детей хотели давно, да все не получалось. А тут такое чудо – трое!

«Деньги – это, конечно, хорошо. Но если бы нам вообще ничего не платили, все равно бы девчонок родили и воспитали. На трех работах бы работал, по одной на каждую», – говорит отец семейства.

Впрочем, признаются Викторовы, если бы сейчас им кто-то пообещал такой капитал в 30 тысяч долларов на совершеннолетие дочек, конечно, не отказались бы. «Было бы на что учить, ну, или замуж отдавать», – смеется Татьяна.

На вопрос не запланировать ли четвертого ребенка, супруги в один голос отвечают: «Нам троих в самый раз, пусть другие!»

 

За наш счет нищету плодить?

Мария и Дмитрий – как раз те самые, «другие», которые рожать пока не собираются. И вроде бы институт давно позади, и квартиру на свадьбу родители подарили, машину в кредит планируют купить. Но с детьми пока откладывают.

«Дети – это же не блажь сиюминутная. Их, если и заводить, то надо всем лучшим обеспечить. Не в “секонде» же одежду и обувь покупать, как некоторые наши знакомые делают», – делятся своими соображениями молодые люди.

Дмитрий подсчитал: чтобы достойно обеспечить своего первенца и себе при этом ни в чем не отказывать, еще пару лет придется копить.

«Дело же не только в коляске-кроватке, ребенок будет расти, нужны развивающие занятия, английский с пеленок и т.д. Бесплатного сейчас ничего нет, а жена у меня будет дома сидеть, по крайней мере, до трех лет», – говорит Дмитрий.

О том, что в семье будет трое (не говоря уже про больше) детей, Мария и Дмитрий и думать не хотят. Максимум, говорят, на второго решатся. Да и то, когда первенцу будет около десяти лет.
«Нечего ребенка детства лишать. И делать взрослым и старшим, когда он толком не наигрался», – считают будущие родители.

Про то, что президент придумал увеличить подоходный налог в пользу многодетных, супруги читали в Интернете, говорят, что идея им, конечно, «не очень нравится», потому как выйдет, что их хотят заставить содержать «чужих детей».

«Вы видели, скажем, цыганские семьи? Там же семеро под лавкой, никто толком из взрослых не работает и работать не хочет. И им будут деньги давать? За чей счет? За наш?» – заметно нервничает Мария.

«У нас сейчас у кого большие семьи? В основном у малообеспеченных и всяких неблагополучных. И что, хотят, чтобы таких больше становилось? Они ж даже с десятью тысячами в кармане все равно нормальными не станут», – вторит жене Дмитрий.

В общем, супруги против такой затеи главы государства. Хоть, конечно, «если придется, то налоги платить будем исправно».

 

КСТАТИ
С 1941 года и вплоть до распада Советского Союза в стране действовал налог на бездетность. Он составлял 6% от зарплаты.

 

«Если мода на детей совсем пройдет…»

Быть многодетными родителями должно быть модно и почетно, считает специалист центра планирования семьи и репродукции Елена Соловей.

«И тут, в первую очередь, следует работать с общественным мнением. С детьми и подростками говорить, молодежь обучать, – говорит Елена Владимировна. – Денег посулить можно, но гарантируют ли они нормальный полноценный уход ребенку в семье, его гармоничное развитие? Не станут ли дети всего только «удачным вложением семенного фонда»?»

Создать «моду на детей» – задачи сложная. Сегодня примером для остальных становятся герои светских хроник, которые и рожают, и усыновляют. Впрочем, и хроники эти все больше заокеанские…

Комментировать