Политика

Режим больше не способен контролировать ситуацию в стране

Задержания участников акции 25 марта в Минске. Фото: Сергей Балай, БелаПАН
 

Власти не имеют возможности продолжать социальный контракт с населением: выхода из социального тупика не видно. Мы стоим перед необходимостью создания реальной оппозиционной силы в стране.

25 марта, в День Воли, беларусский режим повторил в Минске сценарий семилетней давности: на улицах столицы задержаны свыше тысячи жителей, в том числе и случайные прохожие; среди «боевиков» оказались пенсионеры и молодые люди. Жестокие избиения стали нормой для беларусской власти. А количество силовиков, облаченных в современные «скафандры» и вооруженные новейшим европейским оружием, пожалуй, в несколько раз превышало количество участников акции.

Зачем беларусский режим ввел «военное положение» в Минске, как окрестили события 25 марта в соцсетях? Испугался ли народ демонстрации силы? И самое главное: что дальше? На вопросы Службы информации «ЕвроБеларуси» ответил философ и методолог Владимир Мацкевич:

— День Воли стал логическим завершением всех действий беларусского режима, направленных на недопущение какой бы то ни было акции.

Минский горисполком сорвал планы Дня Воли, нарушив законную процедуру порядка проведения массовых акций: ответ на заявку дал не за пять дней до начала акции, а согласовал маршрут с заявителями только накануне вечером. У заявителей уже не оставалось ни времени, ни возможностей оповестить людей об изменении места и переносе времени акции на полтора часа раньше; заявители совершенно резонно отозвали заявку, поскольку не могли обеспечить выполнение требований горисполкома. Соответственно, горисполком объявил все акции, которые могли пройти 25 марта в Минске, незаконными.

В Минск были стянуто неимоверное количество силовых структур: милиции, ОМОНа, внутренних войск... Совершенно невероятное количество ОМОНа во много раз превышало количество людей, которые, несмотря на отсутствие разрешения, решились прийти на акцию.

Нагнетание атмосферы страха через СМИ, подгонка событий под виртуальную реальность (обнаружение фейковых «боевиков», муляжи оружия вместо боевого оружия) — реальность подгонялась под картинку, которая уже была создана.

А дальше мы увидели срежиссированный и поставленный спектакль.

«Журнал» также рекомендует:

 

— Чем вызвана столь неадекватная демонстрация силы?

— Власти не имеют возможности продолжать социальный контракт с населением: выхода из социального тупика не видно. Поэтому властям очень важно не допустить соединения социального протеста с политическими требованиями. Все действия режима были направлены на то, чтобы социальные протесты, которые власть не может игнорировать, не были подчинены политическим требованиям. С этой целью устранены все носители политических требований: кто посажен, кто изолирован, кто «исчез» или оказался в больнице. А все действия народа объявлены незаконными.

Власти оказались в крайне сложной противоречивой ситуации: иного выхода из экономического и социального кризиса они не видят, кроме как получение новых кредитов, которые пойдут не на развитие страны и экономики, а на поддержание минимального уровня социального контракта. При этом нежелание идти на политические уступки и реформы делают режим заложником собственных действий. Действительно, режим может контролировать протесты, силовыми структурами может контролировать всю оппозицию, но не способен контролировать ситуацию в целом.

— Почему беларусские спецслужбы решили тупо повторить сценарий 2010 года?

— В свете последних событий резонно квалифицировать беларусский режим не как политический, а как организованную преступную группировку, которая узурпировала все ветви власти и нарастила такой силовой блок в стране, которого достаточно, наверное, для отражения внешней агрессии, но который совершенно избыточен для внутреннего потребления.

— Власть не устранила первопричину социальных протестов — экономический кризис, да и не ставила перед собой такой цели. Однако настроила против себя народ еще больше. По какому сценарию могут развиваться события дальше?

— Как ситуация будет развиваться дальше, сказать совершенно невозможно, потому что сегодня в стране не осталось ни одной политической силы, способной предложить выход из тупика. Абстрактные рассуждения про реформы сейчас никого не устроят; не менее абстрактные рассуждения Лукашенко о правильно избранном курсе тоже никому не нужны.

Сложилась патовая ситуация. Необходимо создание реальной, адекватной сложившейся ситуации, политической силы. Но этому мешают не только власти, но и остатки разгромленной оппозиции, которые не способны действовать в сложившейся ситуации. Именно эти причины являются главным препятствием на пути создания новой политической силы.

Что можно и нужно сделать для устранения этих препятствий? Устранение первого препятствия — политического режима — является первоочередной задачей, ради нее и необходимо создание новой политической силы. А для создания такой силы нужно провести ряд очень жестких, серьезных мероприятий по переформатированию оппозиционных структурах, гражданского общества, к которым нужно подключить все аполитичные силы, которые все еще пользуются достаточным авторитетом в беларусском обществе.

Сейчас мы стоим перед необходимостью создания реальной оппозиционной силы в стране.

 

Комментировать