Политика

«Рецидивистка» Тонкачева: три версии причин для высылки

350 Кирилл Позняк

В Гродненской области доводилось видеть суровую социальную рекламу, гласящую, что «на Гродненщине лихачей лишают прав». Это что – у нас, оказывается, за превышение скорости из страны выслать могут. По крайней мере, такова официальная версия высылки из Беларуси Елены Тонкачевой. Кроме нее, «Журнал» нашел еще как минимум две.

Версия первая, официальная: «угроза общественной безопасности»

Официальная версия «дела Тонкачевой» – как в одной пропагандистской передачке на ОНТ. Помните: «Как есть, так есть!». Мол, причина лишения вида на жительство и высылки – нарушение Правил дорожного движения. Превышение скорости, причем неоднократное. Ну, то есть Елена Тонкачева – рецидивистка, угрожающая общественной безопасности.

В постановлении о высылке сроком на три года «путем добровольного выезда в течение месяца» говорится, что «автомобиль является источником повышенной опасности», а лихая езда гражданки Российской Федерации Е.Б. Тонкачевой могла «привести к причинению гражданам телесных повреждений или повлечь их смерть».

Формально ее депортируют по закону, что признает как сама Тонкачева, так и ее коллеги.

Ну а тысячи подписантов в поддержку Тонкачевой, заявители солидарных ходатайств, например, из Национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства?! Почему они считают, что в отношении ее должен быть исключительный подход?

Ну и что, что «Елена Тонкачева, гражданка Российской Федерации, с 1985 года проживает в Республике Беларусь, где окончила школу, получила высшее юридическое образование, имеет постоянное место жительства и работы, семью и собственность»? Ну и что, что вы знаете «Елену Тонкачеву как активного деятеля гражданского общества, квалифицированного специалиста, лидера правозащитной организации»? Что с того, что «на протяжении 20 лет она и ее организация оказывают профессиональную юридическую и экспертную поддержку многим некоммерческим организациям Беларуси, а также людям в ситуациях нарушения прав человека»?

Такой вот пафос с апелляцией к справедливости может сопроводить официальную трактовку, если казенная пропаганда получит установку показать «правозащитное обличье».

 

Версия вторая, «оппозиционная»: «наказание за правозащиту»

Решение об аннулировании вида на жительство в гражданском обществе Беларуси назвали «политически мотивированной непропорциональной санкцией, по сравнению с опасностью совершенного правонарушения». Реальным же основанием высылки, на взгляд демократической общественности, является общественно-политическая позиция и активная правозащитная деятельность Елены Тонкачевой.

В принципе, это стандартная «возмущенно-оппозиционная» версия.

Елену Тонкачеву могли выслать по совокупности «грехов». И чтоб другим не повадно было. Это могла быть и месть за мониторинг судебных решений по событиям 19 декабря 2010 года, и профилактическое приструнивание правозащитников накануне президентских выборов-2015.

Политическая оппозиция, по сути, уже зачищена до состояния диссидентства, похожий процесс происходит в отношении правозащитников.

Громкие процессы против них становятся регулярными: Беляцкий, Бондаренко, Тонкачева. Причем находятся формальные законные основания для нейтрализации их активной деятельности. И, кстати, заметьте: БТ не «мочит» Андрея Бондаренко, хотя его дело весьма броское для пропагандистских сюжетов о беларусской оппозиции и близких к ней правозащитниках. Наверняка не будет уделено внимания и истории с Тонкачевой. По крайней мере, пока. Соответствующие сюжеты вполне могут смастерить ближе к выборам.

Сейчас главная цель властей – вовсе не воздействие на население посредством дискредитации правозащитников. С ними-то сталкиваются только те граждане, которые отваживаются на высказывание открытого «фе» нынешним властям. В период активной политической кампании их станет больше.

Похоже, беларусские власти просто хотят снизить уровень активности, влиятельности (даже той, что есть) и, как следствие, участия правозащитников и «третьего сектора» в целом в наблюдающемся сейчас процессе потепления и осторожного диалога между Минском и Западом.

При этом «дело Тонкачевой» используется среди прочих эпизодов для формирования определенной атмосферы и условий этого диалога: беларусские власти показывают, что некоего тепличного режима для политической и гражданской оппозиции они создавать не намерены и что третья сторона в этом самом диалоге – лишняя.

 

Версия третья, конспирологическая: «сигнал Москве»

Эта версия основана на фобиях беларусской власти и оппозиции по поводу угрозы усиления российского давления, а также на том факте, что Елена Тонкачева за несколько десятков лет показательно не стала гражданкой Беларуси.

Мол, Тонкачева может быть частью пятой колонны (российской), агентом влияния Кремля. И ее высылка – сигнал Москве, как когда-то депортация политолога Андрея Суздальцева.

Однако вот что правозащитница с российским паспортом заявила на днях в интервью на «Белсате»: «Я очевидная противница той ситуации, которая сейчас разворачивается в российской политике. Я неоднократно высказывалась по поводу аннексии Крыма, насчет фактического вооруженного вторжения в Украину со стороны России. По целому ряду внутренних проблем, в том числе тех, которые связаны с преследованием правозащитников, общественных активистов. Для меня было бы не менее затруднительно сегодня обратиться за защитой к Путину, чем обратиться к Лукашенко, например, за гражданством».

Впрочем, Елене Тонкачевой, судя по всему, придется все-таки либо постараться получить беларусское гражданство, либо организовать в одной из соседних стран очередной диссидентский офис.

 

Фото: Алина Родачинская

Комментировать