Политика

Разрыв шаблонов. Иранская демократия и «правильный» ИГИЛ

232 Микола Мирончик

Резкое обострение отношений между Саудовской Аравией сотоварищи и Ираном из-за казни шиитского проповедника западные аналитики называют «серьезнейшим за десятилетия» и способным поставить весь регион Ближнего Востока и Западной Азии на грань большой войны. Но даже не став горячим, этот конфликт запомнится всему миру надолго — «Журнал» объясняет, почему.

2 января власти Саудовской Аравии объявили о казни сразу 47 человек по обвинениям в распространении «радикальной такфиристской идеологии», присоединению к «террористическим организациям» и участию в «преступных заговорах».

Способ казни по саудовским меркам выбран гуманный: расстрел или стандартное обезглавливание саблей (которое может быть быстрым или медленным). Обычно в случае насколько тяжких преступлений, которые инкриминировались казненным, стандартная процедура дополняется публичным распятием обезглавленного тела.

По сообщению МВД королевства, большинство казненных 2 января были организаторами и исполнителями террористических атак, произведенных на территории Саудовской Аравии «Аль-Каидой» в 2003-2006 годах. Однако четверо из списка выбиваются из общей картины. Это — шиитские диссиденты, которые сыграли серьезную роль в организации протестов в Саудовской Аравии в 2011 году.

Центральное место среди них занимают широко известный проповедник Нимр аль-Нимр и его 21-летний племянник, которому на момент ареста за участие в беспорядках было 17 лет.

Нимр аль-Нимр слыл, пожалуй, самой авторитетной фигурой в шиитском сообществе преимущественно суннитской Саудовской Аравии. Его последние речи наполнены политической тематикой: поддерживаемый клерикальным шиитским Ираном проповедник призывал к наделению шиитов как религиозного меньшинства большими правами и проведению выборов в абсолютной монархии. Это, несомненно, не могло понравится правящей династии аль-Саудов, которая удерживает власть в стране с момента основания королевства в 1932 году.

Казнь аль-Нимра привела к погрому в саудовском посольстве в Тегеране. И хоть в результате нападения никто не пострадал, а иранская полиция арестовала около 40 нападавших, Саудовская Аравия объявила о расторжении дипломатических отношений, прекращении торговли и авиасообщения с Ираном, а также о запрете своим гражданам посещать исламскую республику.

Следом за этим своих послов из Тегерана отозвали сателлит саудитов Бахрейн, Кувейт, Судан; ОАЭ снизили взаимное дипломатическое представительство до уровня поверенных в делах.

О давней вражде шиитов и суннитов написано много, однако ряд обстоятельств намекают на то, что случившееся выбивается из облака обычных противоречий между исламскими течениями.

Доля шиитов в населении стран Ближнего Востока. Источник: The Times of Israel via PEW Research

 

Казнь 2 января стала самой массовой казнью по обвинению в преступлениях против безопасности с 1980 года (тогда одновременно были казнены 63 человека, обвиненных в захвате Заповедной мечети в Мекке в 1979 году).

Очевидно, что Эр-Рияд хочет донести некий мессадж, но вот какой — и кому? Не в последнюю очередь — «неправильным» исламским фундаменталистам, ведь большинство казненных все же члены «Аль-Каиды».

После смерти короля Абдаллы год назад новая власть стремится показать, что не потерпит притязаний на власть в стране — хранительнице священных для мусульман святынь — со стороны «Аль-Каиды» или ИГИЛ, которые жаждут много чего подправить в королевстве.

Следующие адресаты — США. Уже после казни и последовавшей негативной реакцией Вашингтона саудиты выступили с неожиданно резкой отповедью своему формальному союзнику, суть которой можно свести к фразе «Не суй нос в свое дело, а на твое мнение нам плевать».

Такой тон беспрецедентен, но объясним. Ранее активной добычей собственной сланцевой нефти США обвалили цены на черное золото. В стремлении удержать свою долю рынка Саудовская Аравия нарастила добычу, чем снизила котировки еще больше — до уровня рентабельности большинства американских добытчиков.

Себестоимость добычи нефти из поверхностных слоев в саудовской пустыне самая низкая в мире; однако низкие нефтяные котировки на протяжении продолжительного времени создают огромную нагрузку на бюджет королевства. Многочисленные социальные программы, которыми так славятся саудиты, оказались под угрозой и могут вызвать социальное недовольство — по мнению правящей династии, исключительно из-за действий Вашингтона.

Впрочем, внутреннее недовольство политикой эль-Саудов вполне себе зреет уже несколько лет, причем в восточных провинциях страны — как раз нефте- и газоносных, да населенных преимущественно шиитами.

Схема основных газо- и нефтепроводов Ближнего Востока. Источник: Википедия

 

И здесь мы подходим к главному адресату саудовского послания — главной шиитской стране мира — Ирану.

После Исламской революции 1979 года в Тегеране последовательно считали саудовскую абсолютную монархию недоразумением, полагая справедливым установление на священных землях исламской республики.

В свою очередь, саудиты все это время были недовольны посягательством Ирана на свои духовные скрепы и опасались — имея на то основания или нет — что персы займутся экспортом зеленой революции.

Активность Ирана в населенном преимущественно шиитами Ираке после провального американского вторжения в страну в 2003 году раздражала саудитов, которые всегда считали Багдад своей сферой влияния. Традиционно сильные позиции Ирана в ряде арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки — например, в Ливане или Египте — мешали Эр-Рияду стать единоличным центром арабского мира.

Камнем преткновения стало вовлечение персидских военных в конфликт в Сирии: по официальным данным, иранские генералы консультировали силы ненавистного саудитам правительства Башара Асада, по неофициальным — иранские силы спецопераций сражались на стороне сирийских правительственных войск. Взбесила же Эр-Рияд неприкрытая поддержка Тегераном хуситских повстанцев в Йемене — стране, которая находится уже на Аравийском полуострове.

Помимо этого, уравнение шиитских диссидентов с террористами «Аль-Каиды», к которому прибегнул Эр-Рияд, может иметь под собой мотив личной мести. В 2011 году ФБР США раскрыло планировавшееся покушение на тогдашнего посла Саудовской Аравии в Вашингтоне Аделя аль-Джубеира, за которым, по данным американской разведки, стояли власти Ирана. О разрыве дипломатических отношений с Тегераном 4 января 2016 года объявлял тот самый аль-Джубеир — который при новом короле Салмане работает министром иностранных дел.

Жесткие действия саудитов против Тегерана стали возможными после того, как Иран согласился свернуть свою ядерную программу под давлением международного сообщества. Выстраданное соглашение республики с «шестеркой» вряд ли будет отменено — однако можно ожидать, что действия Эр-Рияда внутри Ирана станут хорошим аргументом в пользу возвращения к созданию ядерного оружия, что может создать серьезной проблемой для действующего «мягкого» светского руководства исламской республики.

Итак, злостный нарушитель международных норм Иран пытается учить демократии председателя экспертной панели Совета по правам человека ООН, главного союзника США на Ближнем Востоке Саудовскую Аравию, которая, по утверждению отдельных правозащитников, в 2015 году обезглавила людей больше чем ИГИЛ.

Причем, как следует из материалов Wikileaks, руководящее кресло в важной панели ООН саудиты получили благодаря лоббистской сделке с другим, вполне демократическим королевством — Великобританией.

Так что на сей момент главный эффект саудовско-иранского противостояния первых чисел января для мирового сообщества заключается в колоссальном разрыве шаблонов.

А ведь как встретишь Новый год, так его и проведешь.

Комментировать