Мнения

Профессия: динамит. Как нас испугались

1806 Максим Жбанков

В начале нулевых у памятника Дзержинскому, что в Минске аккурат напротив здания КГБ, устроили флэш-моб. Среди белого дня стайка мальчиков и девочек читала книжечки с беларусcкими законами. На полтора десятка участников – пять журналистов и наряд ОМОНа.

Я – журналист с бэджиком и диктофоном. Хожу, собираю материал. Лавирую между участниками и парнями в беретах. И вдруг рядом – нервный выкрик: «Не подходите к сотруднику милиции со спины!» Это мне. Я опасен. Я, оказывается, могу испугать ОМОН. Первая мысль: «Они, что, бэджика не видят?» И вторая: «Да нет, видят. Как раз поэтому так и шизуют».

Очередной «Клуб редакторов» на телеканале «Беларусь-1» запомнился именно этим: общей перепуганностью всех участников – от ведущего Геннадия Давыдько до министра Лидии Ананич.

Напряженные лица, поджатые губы, периодические громкие кличи: «Надо наказывать!», «Запретить анонимность в интернете!», «Так начиналось в нашей славной Украине!», «Ідэал – гэта нашае стабільнае грамадства!» И чиновные обещания изучить, разобраться и призвать к порядку.

Но, простите, а в чем, собственно, дело? Что случилось с Родиной и с нами? Почему под раздачу попала негосударственная пресса?

Судя по всему, сработал эффект снежного кома: совпали по времени сразу несколько неприятных для режима событий: избиение ОМОНом журналиста Павла Добровольского, неуклюжие рассуждения о зарплатах молодых специалистов от вице-премьера Натальи Кочановой плюс массовое возмущение и тем, и другим.

Кто виноват? Не тот, кто налажал. А тот, кто сделал прокол публичным. «Антигосударственные» журналюги. Профессиональные, знаете ли, дестабилизаторы.

Тут интересней всего слово «антигосударственные». Оно озвучивалось по ходу программы с завидной частотой. Разговор-то не о том, как чиновному люду избавиться от собственных ошибок. Пафос иной: не мешайте нам их совершать!

«Государевы люди» из «Клуба редакторов» уходят в глухую оборону, защищая не моральные ценности, не профессиональные стандарты (которые в госСМИ регулярно нарушались и нарушаются), а державное (а, значит, и свое) право на административный беспредел и чиновную безответственность. Это и есть их «стабильность». Которая возможна лишь при сохранении привычной конфигурации:  «власть вещает – народ безмолвствует».

Кстати, именно по этой схеме «державники» ищут – и находят – себе врагов. Профессиональные манипуляторы просто не могут себе представить, что электорат способен иметь личное мнение и сам, без подсказок, его выражать. Значит, нашу паству пасет чужой пастух. Значит, пора зачистить площадку от конкурентов. Прочь с поляны! Мы своих сами построим.

Другой враг – интернет. Почтенные редакторы и их гости проспали информационную революцию, по привычке путая ее с Майданом.

Практики самоорганизующейся информационной среды для «государевых» в принципе непонятны и враждебны. То, что в сетевом мире каждый сам себе медиа, пугает и отталкивает. Интернет видится машиной хаоса, способного поглотить упорядоченный быт нашего агрогородка. Он опасен именно своей неподотчетностью внятному начальнику. Кто главный? Никто? Непорядок! Будем с этим работать.

Неподконтрольных соблазнительно объявить экстремистами и динамитчиками. Но зачем это делать здесь и сейчас? Кто-то в самом деле верит, что так начинался Майдан? И что он пришел сейчас к нам? А потому срочно нужно спасать державу?

Дело в другом. В «Клубе редакторов» на этот раз сошлись вопросы профессиональные и политические, а корпоративная солидарность – с круговой порукой «государевых людей». Неудобная какая-то комбинация. Да еще люди смотрят.

А потому все путали роли и отчаянно переигрывали. Перебивали друг друга и звали то договариваться, то запрещать. Записывали журналистов в «камикадзе» от ИГИЛа и цитировали заявления компетентных органов. Клеймили сетевые форумы и вредных цитатчиков. Травили анекдоты и бросались обвинениями.

В итоге мы наблюдали отчаянные попытки не столько спасти проштрафившихся службистов, сколько сохранить лицо в изначально проигрышной ситуации: оправдать то, что по определению недопустимо и непрофессионально.

Что в результате? Полный успех: список облажавшихся резко вырос. Будет что пообсуждать в сети, пока очередной заступник «государевых» не вырубил ток.

Комментировать