Политика

Православный раздел. Что происходит и кому молиться?

1746 Янина Мельникова

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в минском храме Всех Святых. Фото: Сергей Балай, БелаПАН

 

Русская православная церковь поругалась с Константинополем. Беларусская православная церковь поддержала РПЦ. Что это значит для православных верующих нашей страны, будет ли церковь считать несогласных с ее решением раскольниками и что делать, если ты причастился не в том храме? Разбираемся.

На заседании Синода РПЦ в Минске было принято решение прервать евхаристическое общение (совместное служение литургий двумя епископами или священниками) с Константинопольским патриархатом. Причина разрыва – якобы «антиканонические» действия Константинополя, «вступившего в общение с раскольниками в Украине и посягающего на каноническую территорию Русской православной церкви».

Решение было принято после того, как Константинопольский патриархат предоставил автокефалию (административную независимость) Украинской православной церкви. Вселенский патриарх Варфоломей обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века: «Поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства». Патриарх Варфоломей также заявил: «Вселенский патриархат несёт ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию для выполнения этой высшей и исключительной обязанности».

«В практическом плане это означает, что мы не сможем совершать совместные богослужения с Константинопольским патриархатом, наши архиереи и священники не смогут участвовать в совершении совместных литургий с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата», — пояснил после окончания заседания Синода председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Православие: кто главный?

Православная церковь появилась после раскола христианства в 1054 году. В мире существует пятнадцать Поместных православных церквей, каждая из которых имеет своего предстоятеля в сане патриарха, митрополита или архиепископа. Совокупная численность членов этих Церквей составляет приблизительно 227 миллионов.

Все поместные церкви равны между собой. Каждая автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления.

Предстоятель Поместной Церкви является «первым среди равных»: он не вмешивается во внутренние дела епархий и не обладает прямой юрисдикцией над ними. Для совместного решения разных вопросов собирается Собор, в котором принимают участие и священники разных рангов, и простые верующие. Между Соборами управлять общими делами патриарху помогает Синод. Например, в Минске собирался Синод Русской православной церкви, чтобы решить вопрос о санкциях в отношении Констатинопольской поместной церкви, патриарха которого называют Вселенским.

Между Вселенским патриархом и Патриархом Московским и Всея Руси давно идет негласная борьба за то, чтобы стать «первым среди равных». Москва давно претендует на звание Третьего Рима – а «вторым Римом» называли как раз Константинополь.

Что касается православной церкви в Украине, то она уже давно живет несколькими разными «жизнями». В стране есть как Украинская Православная церковь Московского патриархата, так и Украинская Православная церковь Киевского патриархата, а также Украинская Автокефальная Православная церковь. Две последние ведут независимую от Московского патриарха жизнь.

Если УПЦ КП получит автокефалию (официальную независимость), это, скорее всего, приведет к объединению ее с УАПЦ. Что будут делать епархии, которые сейчас подчиняются Москве – большой вопрос.

Отдельная тема — церковное имущество. Ведь сегодня УПЦ МП контролирует два ключевых монастыря в стране — Киево-Печерскую и Почаевскую лавры.

Каноническая территория

Если переводить случившееся с церковного на политический язык, то фактически Константинопольский и Московский патриархат действуют подобно государственным образованиям, в которых руководитель церкви являются суверенами. В межправославных отношениях поместных православных церквей произошло столкновение двух суверенов. В данном случае – по поводу Украины. Речь не идет о том, кто правильней молится богу. Претензии в конфликте – сугубо территориальные, поясняет теолог, докторант Рейнского Университета Фридриха Вильгельма (Бонн, Германия) Наталья Василевич:

«Корпус канонического права православной церкви довольно хаотичный, в нем аккумулировалось всё, что принималось на Соборах в разные времена, начиная от самого основания церкви. Поэтому в каноническом праве существует огромное количество норм. И суверены прибегают к той или иной норме, чтобы оправдать свои действия, легитимировать их».

Так, Вселенский патриархат оправдывает свои действия своим правом давать автокефалию тому, кому посчитает нужным. Москва выдвигает свои аргументы, называя происходящее посягательством на «каноническую территорию РПЦ».

Сам термин «каноническая территория» применяется в церквях давно. Этот принцип появился во времена феодализма, когда священники служили только в своей епархии и на другие территории не могли посягать. В православном мире в 19-20 веках этот принцип стал нарушаться. Главная причина – миграция. Люди начали уезжать в другие страны (например, в Америку), там они открывали приходы, которые подчинялись разным епископам на родине. Так началось наложение разных епархий друг на друга.

«Позже термин стал применяться для раздела территории по конфессиональному принципу "чья власть – того и вера". После распада СССР термин стали применять по отношению к церквям в бывших советских республик. Понятие "каноническая территория" зафиксировано в уставе РПЦ, где перечислены страны, находящиеся в окормлении Московского патриархата», – поясняет Василевич.

Ситуацию придется принять

Она сравнивает действия Русской православной церкви с попыткой остановить отъезжающий от станции поезд:

«Броситься под поезд уже поздно, можно только пытаться удержать его за поручни. Но сделать это даже 15 людям очень тяжело. И, конечно, пассажира, опаздывающего на поезд, который купил билет, эта ситуация напрягает и бесит. Он действует истерически, а не логично: просто кричит матом и просит кондуктора нажать на тормоза».

О том, что украинская православная церковь хочет стать автокефальной, говорили не первый год, но Москва предпочитала закрывать на это глаза, считает экспертка:

«Входных точек, которые могли бы изменить конфигурацию сил, было множество. Начиная от предсоборного времени и самого Святого Великого Собора, на котором можно было обсуждать эти вопросы. Но Москва была уверена, что ее-то этот поезд подождет. И это была ошибочная стратегия».

Московский патриархат, по словам Натальи Василевич, изначально действовал, не принимая во внимание украинские настроения:

«Они верят, что все еще можно переиграть, если хорошо попросить или пригрозить. По аналогии со стадиями принятия негативной ситуации РПЦ сейчас находится на стадии гнева, но, в конце концов, придется принять неизбежное».

Каждый выбирает по себе

Какие бы решения не принимали по сути политические структуры, для мирян это решение – не катастрофа, уверена Наталья Василевич.

Да, мирянам, относящим себя к церквям Московского патриархата, отныне нельзя: крестить (и миропомазывать) детей, исповедоваться и причащаться, принимать таинство соборования у священников и епископов Константинопольского патриархата. Но наказания за это не предусмотрено:

«Просто невозможно никак проконтролировать, что делают верующие и как они исполняют запреты. Никакого наказания здесь быть не может. Каждый человек сам волен выбирать свою стратегию действий. И даже если на него будет наложено какое-то наказание, нет механизмов его исполнения. Строгость законов на Руси компенсируется необязательностью их исполнения».

По словам экспертки, верующих в православной церкви просто нет как субъектов права, поэтому к ним практически невозможно применять какие-то нормы: «Есть только совесть самого человека как главный регулирующий механизм».

Другое дело, когда речь идет о представителях самой РПЦ. Ее священники и епископы отныне не смогут вести совместные службы с представителями Константинопольского патриархата, но с другими представителями поместных церквей – да. Самая большая проблема – службы, в которых принимают участие и те, и другие.

«Например, недавно на интронизацию нового сербского епископа в Германии был приглашен представитель Константинопольского патриархата епископ Варфоломей и два епископа Московского патриархата. Это случилось после первого решения Синода РПЦ, которое уже предусматривало приостановление совместного служения епископов двух поместных православных церквей. Потому перед началом службы епископа Варфоломея попросили не сослужить, поскольку тогда в службе не могли бы принять представители Московского патриархата».

Раскол и изоляция

Решение Синода РПЦ, которое поддержала Беларусская православная церковь, может повлиять на верующих беларусов, считает Василевич. Тем более что в самой Русской православной церкви «растет крыло фундаменталистов, ориентированных на самоизоляцию и конфронтацию».

По сути, принятое Синодом РПЦ решение логически продолжает внешнеполитический курс, который ведет Россия в последние годы. Только раньше санкционными были продукты питания, сейчас – пища духовная.

Останутся ли православные миряне, принадлежащие к Московскому патриархату, в изоляции, во многом зависит от них самих, считает экспертка:

«По сути, на верующих, у которых есть голова на плечах и которые могут самостоятельно принимать решения о своей духовной жизни, прекращение евхаристического общения с Константинополем никак не повлияет».

Читайте дальше:

«Потребность в церкви – это желание взрослых людей вернуться в детство»

«У церкви не всегда есть адекватный ответ на запросы современного человека»

Разделяет или объединяет религия беларусов?

Комментировать