Деньги

Почему беларусы спокойно наблюдают за ростом доллара

2568 Янина Мельникова

Курсы валюты бьют рекорды, но беларусам, кажется, уже все равно. Никаких тебе штурмов обменников, никаких таинственных валютчиков. Беларусы спокойно делают запасы на зиму, платят коммуналку и готовят детей к школе. «Лишних» денег, которые можно было бы вложить в валюту, у них попросту не осталось. Да и не «лишних» тоже впритык.

«Журнал» разбирается в том, как соотечественники сводят концы с концами, на чем экономят и почему так спокойно следят за обвалом национальной валюты.

Умирает зайчик мой

Эта смерть происходит буквально в прямом эфире. Шутка ли: заходишь в обменник сдать последнюю «сотку» по одному курсу, не успевает барышня чек напечатать – курс уже изменился. А если еще на полчасика в магазине задержаться, то на выходе валюта вырастет в цене еще на сто-двести рублей.

«Опять табло обнулилось», – говорит барышня в очереди, сжимая в кулаке «жировку».

«Да ну его, – не глядя в сторону курсов, парирует ее знакомая. – Сын позвонил, говорит, чтобы ничего не хранила дома. Сейчас за коммуналку заплачу, на оставшееся пойду куплю продуктов».

Впрочем, на продукты у беларусов остается немного. Во всяком случае, в отличие от прошлых валютных кризисов, их корзинки в супермаркетах не ломятся от водки, сахара и подсолнечного масла. Они вообще не ломятся. Разве что относительно недорогие фрукты и европейские сыры по «смешным» ценам все еще привлекают рачительных хозяек. Спасибо соседке России за ее продуктовую войну с западными товарами: беларусам перепадает вкусненькое и недорогое.

На рынках дела обстоят чуть лучше. В том смысле, что привыкшие делать запасы на зиму соотечественники отказаться от вековых традиций не могут. Так что в овощных рядах в выходные народ по-прежнему опустошает кошельки и загружает авоськи. Чего нельзя сказать о торговых рядах с одеждой и обувью. Здесь бойко только у палаток с ранцами и одеждой для школьников.

«Мы с покупкой школьной формы тянули до последнего, – рассказывает мама первоклассника Романа. – Хотелось, чтобы выбор был побольше, да и сын за лето вырос. И все-таки на прошлой неделе сдались – отдали 4,5 миллиона за форму, ранец, куртку и канцелярские принадлежности. Деньги дала бабушка. Триста долларов».

Деньги мама Романа поменяла и, разумеется, почти все потратила.

«А если бы сейчас пошли закупаться, еще бы полмиллиона осталось», – считает упущенную выгоду женщина.

Цены на рынках и правда особо не растут. А кое-кто из продавцов и вовсе их снижает и даже продает товары в рассрочку.

«Ну, так а что делать, если у людей зарплаты стоят? – говорит продавец качественной кожаной обуви. – Даем в рассрочку на два месяца. Только паспорт принесите – оформим нормальный договор на месте».

О том, что будет, если покупатель вторую часть суммы через месяц не принесет, женщина уверенно отвечает: «Найдем. В прокуратуре помогут».

Говорят, такую услугу индивидуальных предпринимателей покупатели уже оценили. С каждым месяцем количество желающих взять одежду и обувь в рассрочку растет.

Рынок съежился, рынок скукожился

Ситуация «ну вы ж понимаете» отмечается и на рынке подержанных авто. Государство, обязавшее всех продавцов указывать стоимость товара только в беларусских рублях, разумеется, не ждало, что продавцы реально будут отдавать свои машины за «зайчики».

Скачки курсов валют, когда в течение дня доллар и евро могут подорожать на 300-500 рублей, делают указанные цены в рублях не актуальными. Редкие покупатели предлагают многочисленным продавцам «установить и зафиксировать» свой персональный курс. Но при этом, разумеется, предлагают скидывать цены по максимуму, потому что «ну вы же понимаете, кризис в стране».

Впрочем, многие автовладельцы, желающие сменить авто, либо вовсе отказываются от идеи, либо активно предлагают обмен.

Если скачки валют продолжатся этими же темпами, глядишь, натуральный обмен войдет в обиход не только крестьян и автолюбителей, но и всех беларусов.

«Так, а что тут удивительного? Наша фирма который месяц бартером занимается. Должники из села, которым мы поставляем продукцию, отдают долг то курами, то сельхозтехникой. Мы чего только сейчас не продаем, разве что алкоголь не можем – лицензии нет», – говорит сотрудница одной крупной компании, занимающейся производством удобрений.

Для подобного рода операций компании даже пришлось нанять новых работников. И временно приостановить все движения по счетам – в том числе, сократить до минимума выплату заработных плат.

«И какая разница, что моя зарплата к курсу доллара привязана, когда ее не дают? Ни валюту купить не могу, ни за квартиру хозяйке заплатить» – говорит девушка.

«Понимают», что происходит с доходами беларусов и судьи. Недавно в Минске судья вынес решение об индексации компенсации родителям погибшей под колесами автомобиля девочки. Родители настаивали на пересчете прежде назначенной суммы в связи с тем, что «доллар подскочил» и «упала покупательская способность». Суд стал на их сторону.

Даром что руководство страны в лице Александра Лукашенко неоднократно заявляло, что беларусам нечего следить за валютой и ее курсами, потому как в магазин они ходят с рублями. Соотечественники наши два плюс два сложить могут – и установить причинно-следственную связь между олимпийскими рекордами валюты и пустотой в кошельках.

Впрочем, когда терять уже больше нечего, волноваться за какие-то курсы – глупо. Так что выдыхаем, товарищи, и возвращаемся к заготовкам на зиму. Она, по всей видимости, тоже будет «жаркой».

Комментировать