Политика

От Майдана до Крыма

152 Андрей Александров

Четвертый месяц Украина не уходит из главных новостей. Политический кризис, народная революция, военное вторжение соседнего государства – новейшая история разворачивается у нас на глазах с невероятной скоростью, обильно политая кровью, заправленная пропагандой, являя образцы и невероятного гражданского мужества, и мерзости мирового масштаба.

Начавшийся как акция протеста против срыва европейской интеграции Украины, Майдан перерос в народное восстание против узурпации власти режимом Януковича, который начал наступление на фундаментальные права и свободы граждан. Но в отличие от Майдана-2004, нынешний хочет не просто поменять людей во власти – он хочет поменять саму систему власти и ее взаимоотношения с обществом, положить конец коррупции, поставить страну на демократические рельсы.

В этом смысле Майдан только начинается. Состав нового правительства страны может вызывать вопросы и опасения, что очередной «оранжевый реванш» провалится – но именно поэтому Майдан не считает, как в 2004-м, свою миссию выполненной, и готов и дальше призывать политиков к ответу. Получится или нет – пока вопрос.

В любом случае, сейчас внешняя угроза отодвинула внутриполитические разборки в Украине на второй план. Анонимные автоматчики из несуществующей «самообороны Крыма», скорее всего, являются российскими военнослужащими. Кремль демонстрирует полное пренебрежение международным правом, действуя по схеме, успешно опробованной в 2008 году в Грузии. Аргументы в пользу вторжения в Крым не выдерживают никакой критики – они основаны либо на лжи (якобы существует угроза русскоязычному населению Украины), тиражируемой российской пропагандой, либо на весьма своеобразных трактовках международного права («при смене власти в стране отменяются все предыдущие договоры с этой страной»).

Путинская Россия пользуется безнаказанностью и откровенной слабостью международных механизмов, призванных предотвращать военные конфликты в Европе. Остановить эскалацию конфликта может только твердая реакция международного сообщества.

Беларусы, пусть в основном виртуально, также оказались по разные стороны майдановских баррикад. Причиной тому во многом послужила информационная война, которая развернулась вокруг событий в Украине. Российские СМИ, имеющие серьезное влияние на беларусский медиа-рынок, нередко являются проводниками прокремлевской пропаганды. Независимые медиа в большинстве своем открыто поддержали Майдан. Государственные СМИ воздерживаются от оценок, что не удивительно. Руководство страны явно в замешательстве, поскольку видит, что альтернативой Майдану являются российские автоматчики – выбор не из приятных. Посему официальный Минск не спешит с публичными оценками ситуации в Украине – а без команды «сверху» и государственная пропаганда не знает, какова «линия партии».

В то же время, в стране по-прежнему практически отсутствуют платформы и механизмы полноценного диалога между приверженцами различных точек зрения. Любимым «инструментом гражданского действия» остается безжалостный «френдоцид» несогласных в социальных сетях. А находить эти платформы и вести диалог следует, поскольку происходящее в Украине сегодня напрямую имеет отношение к будущему Беларуси – да и всей Европы в целом. Это касается и возможных путей развития ситуации внутри нашей страны и разрешения потенциальных политических конфликтов, и отношению с отстраивающим империю восточным соседом, от которого так зависит наша экономика, и международных механизмов эффективного реагирования на кризисные ситуации на всем континенте.

«Журнал» постарался разобраться в том, что происходит в Крыму и чего ждать от развития ситуации Беларуси.

Комментировать