Арт

Невидимая Беларусь. Как снять «раны времени»

867 Ольга Бубич

Фотография из проекта Сергей Лескетя «Шепот». Шорт-лист номинации «Документальная фотография» конкурса «ПРАФОТА-2017»

 

Еще в конце 1830-х английский физик, химик и пионер фотографии Уильям Фокс Тальбот отмечал специфическую особенность фото регистрировать «раны времени». Почти два столетия спустя его слова все еще остаются актуальными.

Сегодня «раны времени» – это отпечатки культурных, социальных и психологических штампов. Нечто, что тревожит, болит, заставляет чуть дольше останавливать взгляд и задумываться. Отличным срезом «уязвимых точек» являются результаты фотоконкурсов с широком диапазоном условий допуска. Пример такого конкурса в сегодняшней Беларуси – «ПРАФОТА».

В этом году конкурс расширил число номинаций до трех. Помимо документальной и арт-фотографии теперь в нем рассматриваются и серии в жанре «цифрового сторителлинга», который позволяет авторам сочетать фотографию, видео, графику, звук и другие инструменты.

Проекты, попавшие в шорт-лист–2017, обращаются к теме одновременно традиционной и специфической для беларусской фотографии. Параллельно с проблемой агрессии, занимающей местных авторов уже не первый год, отчетливо вырисовываются контуры еще одной большой истории под условным названием Невидимая Беларусь.

В 2017 году на конкурс «ПРАФОТА» было прислано 79 проектов от 53 авторов и одного коллектива. Победителями стали серии Ольги Савич «Алфавит войны» («Арт-фотография») и Александра Васюковича «Фото на память» («Документальная фотография»).

В списке номинантов уже второй год подряд оказывается еще один проект Васюковича – «Каждая третья», над которым фотограф работает вместе с журналисткой Дарьей Царик. На «ПРАФОТА-2015» масштаб и трагичность раскрытой проблемы домашнего насилия произвели впечатление на членов международного жюри, заставив их единодушно присудить ему первое место. Два года спустя «Каждая третья. За закрытой дверью» победила в новом, мультимедийном, жанре.

Агрессия остается одной из главных тем, которую исследуют беларусские фотографы. «Каждая третья» – многоплановое исследование домашнего насилия. «Алфавит войны» – поиск этимологии языка санкционированного насилия, «Фото на память» – попытка «очеловечивания» страшной военной статистики, за чьими цифрами всегда стоят реальные люди.

«Журнал» также рекомендует:

 

Разговор о наступившем «времени силы» остается актуальным для беларусских авторов. Но параллельно с ним в сериях проступает еще один тематический блок – симптоматичный для описания сложившейся ситуации в стране. Это дискурс невидимого.

«Мы как будто живем в круге бесконечных напоминаний о неначатых дискурсах, несостоявшихся высказываниях и непроясненных смыслах», – отмечает критик и куратор Ольга Копёнкина, описывая особенности беларусской культурной идентичности и их отражение в работах современных художников.

В теории визуальной коммуникации стратегию разговора о невидимом называют «нулевой морфемой». Это определение заимствовано из лингвистики и подробно иллюстрируется примерами из рекламы в книге Христо Кафтанджиева «Секс и насилие в рекламе». В этой области использование такой стратегии предполагает создание рекламного плаката или ролика без непосредственного присутствия в них рекламируемого товара. То есть клиентам показывают результат использования продукта или демонстрируют ситуацию контакта с ним, но не сам продукт, который формально не присутствует в кадре, а лишь подразумевается. Получается некое значимое отсутствие, «фантомная боль».

Многие авторы «ПРАФОТА-2017» работают с темой невидимого напрямую. Это Максим Сарычев с проектом «404: Not Found» о пропадающих в Беларуси без вести людях; Леся Пчелка с серией «Меня здесь нет» о выдуманном мире из фотоархивов отца и дочери; Сергей Лескеть с «Шепотом» о древней беларусской традиции врачевания заговорами; Сергей Конопляник с экзистенциальными зарисовками в стиле японского движения «Provoke» или «Между теней» Майкла Акермана.

Фотография из проекта Сергея Конопляника «Между теней», шорт-лист номинации «Арт-фотография» конкурса «ПРАФОТА-2017»

 

Все эти проекты объединяет попытка авторов использовать медиум фотографии для работы с формально нефотографируемым. Действительно, как можно снять и показать зрителям, например, суть оккультной практики лечения заговорами воды или драму разыскиваемого поисковым отрядом человека? У каждого из авторов для решения поставленной задачи свои методы.

Так, подход Максима Сарычева член жюри, художник и куратор Сергей Шабохин определил как совместный со зрителями поиск объектов, «за которые стоит зацепиться, чтобы оправдать снимок, увидеть что-то, что подскажет».

У Сергея Конопляника это – создание тревожной, неясной атмосферы промежуточного состояния, которое передают абстрактные, размытые снимки.

Сергей Лескеть создает своеобразную типологию портретов шептуний, инструментов их заговоров, функционирование которых, с рациональной точки зрения, необъяснимо.

Другая группа фотографов не исследует «невидимость» напрямую, но обращается к ней на визуальном или концептуальном уровне.

Например, казалось бы простой по форме стрит-проект Алексея Наумчика о модной минской тусовочной улице Зыбицкой обретает более глубокий уровень интерпретации, когда автор включает в серию историю района, расположенного близ реки. Само название улицы отсылает к историческим фактам ее частого затопления; на то же самое намекает и ее переименование в Болотную в 1866 году. Соединение исторического пласта с сегодняшней тусовочной славой Зыбицкой позволяет по-новому посмотреть на царящую там атмосферу. Случайные кадры расслабляющейся в барах молодежи «тонут» в наслоении пятен воды и создают, по мнению члена жюри Сергея Шабохина, «невероятный экзистенциальный эффект».

Фотография из проекта Алексея Наумчика «Зыбицкая», шорт-лист номинации «Арт-фотография» конкурса «ПРАФОТА-2017»

 

Несложный приём включает новое, неожиданное видение привычных реалий, предлагая задуматься о наличии иных временных и смысловых слоев. Не всё, что мы видим «здесь и сейчас», может прочитываться однозначно. Шаг в прошлое способен помочь нам понять то, чего не видно.

Один из самых сильных проектов из шорт-листа в номинации «Арт-фотография» – серия Максима Сарычева «Слепая зона», обращающаяся к теме агрессии. В отличие от «Каждой третьей», где проблема раскрывается в документальном ключе через фотографии и интервью с женщинами, пострадавшими от насилия со стороны мужчин, «Слепая зона» представляет высказывание более многоплановое и абстрактное. Она указывает на агрессию как феномен, незримо присутствующий в самых разных областях постсоветского общества.

Куропаты – место массовых расстрелов и захоронения людей, репрессированных органами НКВД в 1937-1940 годах. Фотография из проекта Максима Сарычева «Слепая зона», шорт-лист номинации «Арт-фотография» конкурса «ПРАФОТА-2017»

 

Каталог «артефактов» и постановок делает насилие видимым, представляя его как почти привычное явление, которое нас научили не замечать. «Слепая зона» рассказывает о биологии агрессии, боевых искусствах как «спорте» намеренного причинения боли другому, сталинских репрессиях и смертной казни. Под всеми этими проявлениями насилия автор подводит общий знаменатель, выводя из тени невидимого культуру объективации, ставшую фактически нормой.

Обращение к тематике «невидимого» можно объяснить рядом причин. Советским прошлым с его обязательной цензурой, породившей параллельное существование как минимум двух реальностей ­­– официальной и подпольной, кухонной. Нехваткой знания о ряде культурных и социальных феноменов, регулярно выпадающих из области научного интереса, в том числе и из-за несформированности терминологического инструментария.

И пока официальные институты продолжают эти пробелы игнорировать или даже множить (достаточно вспомнить борьбу за сохранение Осмоловки), функцию врачевания «ран времени» берут на себя фотографы.

Конечно, «прояснение смыслов» займет еще не одно десятилетие – но слепая зона, определенно, сужается. Осталось научиться не только видеть ее, но и совершать активные действия по «сохранению» зрения.

Выставка работ финалистов конкурса «ПРАФОТА-2017» проходит в пространстве ЦЭХ (Минск, улица Октябрьская, 16) до 30 июня.

Читайте еще по теме:

 

Комментировать