Арт

«На глоток свежего воздуха»? Всем кувалдой по яйцам!

Это шанс проснуться в другой стране. Летящий через проспект Независимости ботинок чертит триумфальную арку настоящей свободы; толпа одинаковых хипстеров на Октябрьской в безумной стачке требует вернуть заводы рабочим; в газете «Из рук в руки» объявляют «Не сдаюсь!»; кто-то реально – не сцыт максимально долго; ходит задом наперед и выходит наконец в свой собственный открытый космос.

Футуристический план мы осуществляли самым доступным способом: для прокачки использовали привычную коммуникационную трубу, эдакий социальный суррогат, адаптированный для широкой аудитории, – краудфандинговую платформу Talaka, куда запилили проект «На глоток свежего воздуха».

Лицо – любимая народом картинка про искусственное дыхание. А впереди нас ждали вызов и неповиновение, общественное раскрепощение масс. Мы придумали 10 миллионов способов этого раскрепощения на каждого жителя страны. Предусмотрели демографический взрыв в эпоху спада рождаемости идей. Решили с участника брать по рублю за check in на краудфандинге, заодно нажиться на народном освобождении, заделаться миллионерами и давать каждому герою по заданию, чтобы быстро довести дело до революции в отдельно взятом государстве.

Пошаговая инструкция, которую получали участники проекта «На глоток свежего воздуха»

 

Символический капитал щедро раздавали каждому желающему – призывом совершить подвиг или безумство либо не подчиниться нашему руководству и отмочить отсебятину.

Пройти по тонкому льду «Минск-арены» босиком, чтобы он тронулся. Присвоить дорожный знак – конец всем ограничениям. Прожить день и ночь бомжом. Приклеить на дверь минкульта надпись «Прачечная». Что-нибудь сделать самому в магазине «Сделай сам». Застолбить точку на горизонте и дойти до неё. Заказать сорокоуст о здравии своему врагу.

Короче, отмистифицировать реальность от и до. Возбудить новую жизнь. Надышаться свежим воздухом до рвоты. Оборжаться вконец.

Конечно, чуткие безумцы и неадекватная интеллигенция поддержали нашу пьянку. Они секут: или ты ломаешь шаблон, или он запутывает узлами твои кишки.

Алла Шарко, рука судьбы, первой прислала свой отчет, и нас заштырило еще больше: «Купить живого карпа и выпустить его в водоем».

Счастливчик весил 666 граммов, его покатали на машине, пели ему песни и поливали водой. Выпустили в итоге в церковный пруд на Дроздах, чувствуя, по словам Аллы, ответственность за то, что дали себе свободу дать ему свободу.

Даша Добровольская, у которой гнездо революции свито прямо в ее голове: «Позвонить на радио с неожиданным и революционным заявлением».

Неугомонная, отчаянно смелая Анна Макарова. Хотела выполнить все задания нашего проекта. Показываем некоторые: «Убирать улицу с помощью швабры, тряпки и ведра воды».

«Пробежать с подругами легендарную «стометровку» возле цирка на время».

Зная бесконечный потенциал Оксаны Богдановой, озадачили ее запредельным: «Завещать свое тело науке, а жизнь отдать искусству».

И не загнали в угол. Дошли до того, что стали свидетелями составленного Оксаной завещания, где в обязательном модусе указано, каким образом видимую обездушенную форму Оксаны Богдановой использовать в научных целях. Возвращаясь к моменту жизни, отмечаем: жизнь искусству – в случае Богдановой – без базара, еще и с установкой держать себя в прекрасной физической и интеллектуальной форме. Рецепт – тонизирующая регулярная гимнастика в окружении небожителей из гипса. GOD save BOGdanova.

Дмитрию Михееву сказали: «Преодолеть земное притяжение, прыгнув с первого этажа».

Все ок, но мы нечаянно вынудили его разобраться со своей парализующей фобией – боязнью высоты. Он это сделал вылетом спиной вперед из окна.

Или вот: «Пройтись по списку суеверий, дать им случиться, освободить себя от боязни темных дремучих предрассудков». На что полоцкая бьорк Вероника Понизник сказала: какие, ***, суеверия, это бабушатник! Что насчет суеверий, которые ты придумал себе сам?

«Бывают такие моменты, когда я не могу терпеть саму себя и все, что меня окружает. Тогда бездействие сковывает все мое существо, тяжело даже моргнуть. И вот я делаю шаг...»

Вероника сражается за саму себя.

Александр Миньков: «Стучаться во все закрытые двери». Всем стукачам и дезертирам не посвящается. Посвящается смельчакам и воздухоглотателям.

Фамилия одного из участников развязала нам руки: Иван Говнов доигрался и получил «взять баллон золотого акрила и закрашивать им кучи говна в городских дворах».

Свой выбор Иван остановил на человеческих фекалиях. Отличать их от всего остального говна Ивану помогли насмотренность и аналитический склад ума.

Вероника Демеш, талантливый стратег, увлеченный сложной задачей: «Записаться на прием к психотерапевту, уложить его на кушетку и вылечить за один сеанс».

Справилась с этим так, будто занимается промывкой мозгов с определенной регулярностью. Ловкие вопросы терапевту и освобождение от мысли, что она выполняет задание, помогли Веронике полностью захватить ситуацию:

«Во время сеанса я парировала тем, что во многом человек постигает себя не только за счет рефлексии, но и в процессе осмысливания подобных переживаний у других людей. Мне нравилось искать варианты подсознательной подоплеки в ответах и раскручивать беседу дальше. В большинстве случаев это сопровождалось личными примерами с обеих сторон. В конце терапевт сказала, что идея о необходимости временных фрустраций для ощущения большей полноты жизни хороша и она обязательно ее обдумает».

Из кабинета Вероника вышла убежденной, что роль ведущей ей нравится куда больше, чем роль ведомой.

Илона Дергач, бесстрашный решала культурных вопросов, справилась и с этой постановкой, теперь разыскивается: «Накачать в парке кучу шаров гелием и постараться с их помощью улететь».

Ксения Голубович заново отыграла любимую тему учреждения – «Рыбный день» в НЦСИ, «забросав здание маринованной килькой» при поддержке гипермаркета «Виталюр».

Вместо тухлого дождя Ксения выбрала иную технику выполнения задания – выложила кислой рыбешкой бирмингемский орнамент по периметру НЦСИ. Видос просите у нее сами, через пару месяцев Ксюша точно пришлет.

Евгений Липкович озвучил в своем блоге совершенно гениальное общественное предложение, которое наш проект присвоил себе: переименовать аэропорт Минск-2 на «имени Гены Хацкевича». Осталось собрать подписи.

Режиссеры Кирилл Галицкий и Светлана Козловская из теоретиков бунта («Предложить свои варианты безумных суперзаданий и прислать их нам»; «Придумать тематические лозунги о свободе и через отделение почты отправить их своим соседям по подъезду») перевоплотились в отчаянных практиков. Вдохновленные проектом, они не захотели принять участие в изуродованном минкультом конкурсе национального кино фестиваля «Лістапад», поэтому громко и аргументированно сняли из программы свою ленту. И заодно призвали коллег по цеху вынуть головы из песочницы и высказаться в полный голос.

В проекте «На глоток свежего воздуха» приняло участие ровно сто человек. В эфир улетела сотня персональных заданий. Вот примеры некоторых из них:

Взять кредит в трусах в любом столичном банке.

Спрашивать людей на площади Свободы: где ваша площадь свободы?

Позвонить в милицию с заявлением: кто-то подложил под меня секс-бомбу.

Купить три лотерейных билета и тут же подарить их продавщице.

Уехать на такси за 10 км от МКАД и вернуться пешком через леса, поля, реки и озера в город другим человеком.

Постирать белое с цветным.

Читать громко вслух басни Крылова в зоопарке.

Целый день упражняться в левитации, предоставить доказательства положительных результатов.

Пустить по реке габаритный смыслообразующий арт-объект.

В сквере Янки Купалы приклеить скотчем к деревьям и скамейкам объявления: Не ведется наблюдение! Делайте что хотите!

Забанить 10 мудаков в социальных сетях.

Зайти с улицы в кафе и погулять там на чужой свадьбе со стороны самого себя.

Сделать выход силой на турнике.

Слиться с городом, придумать маскировочный костюм, совпасть с ландшафтом, залипнуть в пейзаж.

Свидетельствовать чудо на «Поле Чудес» в Жданах.

Прийти на открытое судебное заседание в городской суд в качестве художника и зарисовать процесс.

Мы, как ИГИЛ, взяли на себя ответственность за весь бардак в стране за время проекта и даже сами загремели в ментовку, работая над одним из сюжетов.

Предлагая выступить против всех условностей, мы попали в зазор между человеческой пассивностью и псевдоактивностью. Люди могли выступить усилителями и трансформаторами энергии, но в основном показали себя как холостые ветряные мельницы. Геи и лесбиянки не вышли в поддержку шахтеров. Хлеб до крошки сожрал зрелище. А белорусские либералы обосрались в собственной зоне комфорта, но так из нее и не вышли.

Что про деньги: мы обналичили счет металлическими монетами, теперь разбрасываем рубли по улицам, тем самым возвращая кредит доверия пространству.

Мы не вправе закрывать такой проект.

Поэтому мы его не закрываем.

Читайте дальше:

«Мимопроходцы». Глобальная история внутреннего пользования

Выживут только шуты. Куда уходит наш «год культуры»

Искусство против меда. Что показывает нам «Арт-Минск»

Комментировать