Деньги

Можно ли беларусу заработать на дачном участке?

2861 Янина Мельникова

Традиционно едва столбик термометра преодолевает нулевую отметку и начинает ползти вверх, беларусы устремляются за город, в деревни и на дачи. Дачи – традиционное место проведения выходных, они же – место бесконечной работы. Для большинства – изнурительной, но необходимой. Как превратить свои шесть соток в Клондайк? И можно ли заработать с дачи деньги?

Вырастить свою картошечку, лучок и огурец – святое дело для заядлых дачников. Новые веяния в виде сочных газонов и зон для барбекю для них – баловство. Помня, что летний день год кормит, они буквально вгрызаются в землю в битве за урожай. При этом некоторые умудряются прокормить не только себя, но и многочисленных родственников, друзей и друзей друзей. А отдельные феномены – еще и заработать на своей дачной страсти.

 

Сеем, сажаем, все лето поливаем

Олег Касько – дачник с 30-летним стажем. Первый домик в кооперативе построили с женой еще при Советском Союзе. Выращивали там всего понемногу, на шести сотках больно не разгуляешься, да и опыта у двух городских жителей в дачном деле было немного. А пять лет назад семье Касько достался в наследство от тетки жены домик в деревне, а вместе с ним небольшой сад и целых 25 соток земли. Тогда же стал вопрос, что со всем этим добром делать.

«Я – военнослужащий на пенсии, жена – учительница. На наш совместный доход больно не разгуляешься. Стали думать, как грамотно домом своим распорядиться, что бы такое посадить-вырастить, чтобы заработать», – говорит Олег Евгеньевич.

Вариантов у семьи Касько было несколько. Во-первых, сад, в котором преимущественно растут яблони. Они хоть и не молодые, но урожай дают исправно. Соки-компоты-варенье для собственного стола Касько заготавливают, конечно, но из года в год все меньше и меньше.

«Дети выросли, разъехались, навещая, увозят пару баночек, но ни как раньше, говорят, сейчас лучше зимой свежего купить. А наши яблочки, хоть и лежат до середины зимы, вид имеют неприглядный. И хоть без химикатов, молодежь холодна к ним», – признается Олег Касько.

В общем, оказалось, что для семьи яблок на год надо далеко не много, как может показаться. В прошлом году было решено весь оставшийся урожай собрать и сдать на местный винзавод. Итог – полмиллиона рублей прибыли.

«Вроде как заработок без особых усилий вышел, – говорит Олег Евгеньевич. – Но это если не считать транспортных расходов и человеческой “амортизации”».

Еще один вариант заработать, который попробовали Касько в прошлом году, – продажа перекупщикам излишков картошки. Вышло «дешево и бестолково», как признается бывший военный:

«Урожай был неплохим, так что когда предложили от части его быстро избавиться, мы  с женой сразу согласились. Отдали перекупщикам меньше, чем за полцены все излишки. Потом уже посчитали, что было бы выгоднее самим на рынке продавать. Причем не осенью, а чуть попозже, ближе к зиме. Тем более что сорта у нас хорошие, долго лежат».

В общем, после продажи картофеля в свою копилку семья Касько добавила еще около 700 тысяч беларусских рублей, из которых надо вычесть четыре бутылки водки и две – плодово-ягодного вина. Именно во столько им обошлась посадка, удобрение и копка «второго хлеба». Стоимость собственного труда Касько подсчитать затрудняются.

В этом году Олег Евгеньевич с женой Мариной решили «пойти другим путем». И сделали ставку на рассаду и ранние сорта овощей. Благо, в прошлом году хозяин возвел на даче добротную теплицу, которую, кстати, купил в одном из столичных строительных супермаркетов на распродаже. Вышло недорого – около 600 тысяч за теплицу «под ключ». Еще 100 тысяч ушло на пакетики с семенами помидоров, огурцов и раннего редиса.

«Брали новые сорта, с запасом, на всякий случай. Вообще, семена помидоров, перца и огурцов стоят недорого: около 3 тысяч рублей каждый. Плюс грунт купили для проращивания рассады на подоконниках. В общем, еще в феврале заставили все окна в квартире ящиками, повесили лампы и стали ждать», – смеется Марина Касько.

Рассады получилось много, не на одну теплицу. Ее решили частично продать бывшим соседям по дачному кооперативу, то есть, опять-таки, не выходя на рынок.

«Не приучены мы торговать, я – так вообще, а жена – учительница все-таки», – признается Олег Евгеньевич.

И хотя торговлю саженцами бойкой назвать нельзя было, в следующем году Касько решили повторить эксперимент. Ведь даже с учетом затрат на электроэнергию (около 250 тысяч рублей), рассада окупила себя сполна.

А вот урожай от оставшейся рассады семейная пара пока только ждет. И ломает голову, как же все-таки его грамотно сбыть. Чтобы себе не в убыток, но и на рынок не выходить. Хотя, последнее правило уже не так незыблемо, все-таки «торговать своим – не ворованным», говорят Касько. Семья планирует собрать урожай ранних огурцов и томатов уже в июне. Осталось определиться с точками сбыта готовой продукции.

КСТАТИ

В 2013 году белорусы продали государству сельскохозяйственной продукции на 47,6 миллиардов рублей. При этом государство готово было закупить продуктов более чем на 10 миллиардов рублей. В 2013 году Беларусь купила у частных садоводов и огородников 37,8 тысяч тонн картофеля, 37,5 тысяч тонн других овощей, 130 тысяч тонн плодов и ягод, 316 тысяч тонн молока. Молока и ягод государство планировало закупить соответственно на 15% и 28% больше, чем получилось.

Дача на сдачу

Татьяна Фидрик – биолог по образованию. Но к земле, и выращиванию на ней чего бы то ни было, ее никогда не тянуло. После смерти родителей их дачу Татьяна превратила, как она сама говорит, в «райский уголок». Маленький прудик, зеленая лужайка, аккуратно стриженый газон и дачные качели – мечта, ставшая для Татьяны реальностью. Беда лишь в том, что хоть Татьяна и любит свой личный маленький рай, но отдыхать там из года в год она не намерена.

«Я в душе путешественник, с детства мечтала поколесить по Европе. Норвегия – моя мечта, но поездка туда стоит денег, на мою учительскую зарплату не разгуляешься», – говорит Татьяна.

Дополнительного дохода у женщины не было и, посоветовавшись с подружкой, она решила, что будет правильным сдавать свою чудо-дачу.

«Услышала, что молодая пара с ребенком ищет на месяц домик в деревне для тихого отдыха на природе. Предложила им свой дом, деньги небольшие получила, всего-то 200 условных единиц», – рассказывает Татьяна.

При этом договор со съемщиками Татьяна не заключала (иначе пришлось бы заплатить налог), да и от страховки дачи и имущества отказалась (понимает, что стоило бы, но «пара была приятной»).

По словам Татьяны, гораздо выгодней сдавать домик на сутки, на выходные. Правда, в таком случае надо быть готовым к шумным компаниям и неизбежным поломкам и потерям. Да и соседи по деревне, наверняка, рано или поздно «сдадут» хозяйку налоговой. А вот с постоянными клиентами на длительное время можно поиграть в «родственников».

Впрочем, чтобы заработать на свою мечту таким образом, Татьяне придется сдавать свой домик не одно лето, а ведь и самой иногда так хочется выбраться из пыльного города. Так что в будущем Татьяна думает переориентироваться и вспомнить о своей профессии биолога: выращивать на даче рассаду цветов.

«К примеру, те же тюльпаны в теплице, или гладиолусы к 1 сентября можно», – рассуждает вслух она.

 

Кролики, рыба и другая живность

Пруд для разведения рыбы всегда был мечтой еще одного заядлого дачника и рыбака Виктора Семеновича. Изучив вопрос, дачник понял, что его мечта вполне осуществима. Всего-то надо найти экскаватор, вырыть пруд глубиной не меньше трех метров («а лучше пять, чтобы вода зимой не промерзала»), заполнить его водой и запрудить рыбой. Так мужчина и сделал. Благо, экскаваторщиком работает брат жены, так что вырыл пруд за «чисто символическую плату и шашлык».

«Запустил карася и карпов, купил сразу взрослых, чтобы не мучиться с мальками», – рассказывает Виктор Семенович свою неудачную дачную «историю обогащения».

Почему неудачную? Потому что уже через месяц любования рыбой мужчина не обнаружил ее в личном пруду.

«Кто-то осведомленный “сделал моей рыбе ноги”», – сокрушенно говорит дачник. Вместе с рыбой и мечтами «уплыли» и несколько миллионов беларусских рублей, вложенных в корм и собственно карасей и карпов.

С той поры Виктор Семенович любуется своим почти пустым прудом, лишь изредка наблюдая, как резвятся в ней парочка чудом уцелевших рыбок. Ждет, когда они естественно размножатся, и думает, как уберечь пруд от завистников.

Гораздо чаще, чем рыбу, беларусы выращивают на своих приусадебных участках птицу и кроликов. Нередко – коз и кабанчиков. Последних, правда, сейчас гораздо реже. Боятся свиной чумы. Ведь даже если свинка и не заразиться опасной болезнью, может пойти под нож по требованию эпидемиологов.

 

Люди дачные, сумасшедшие?

Конечно, дача для беларусов – это не только вопрос продовольственной безопасности. Традиционно она – символ свободы, возможности как-то обособиться от соседей по тесным панельным домам, наладить свой быт, создать свой независимый от других мир. При этом, тесно общаясь с теми же соседями на почве решения общих проблем (будь то прокладка асфальта, электрических линий или решение проблемы вывоза бытового мусора).

Феномен же упорного физического труда все больше присущ людям старшего поколения, которые помнят либо голодные советские годы, либо те ограничения, которые были связаны с владением шестью сотками в прошлом веке (запрет на высадку садовых деревьев, разведение домашних животных и т.д.).

Сегодня дачник волен поступать со своей землей как хочет (в разрешенных законом пределах, разумеется). Именно потому все чаще дачи становятся ухоженными загородными домами, а отдых на них – самым настоящим релаксом, без копания, окучивания и прочих «земельных радостей».

Хотя, и от выращивания «свойских» огурчиков-помидорчиков, такие отдыхающие не отказываются, мотивируя свое увлечение модными тенденциями потребления в пищу экологически чистых продуктов питания.

 

КСТАТИ

Распоряжением президента в 2014 году жителям беларусских сел предоставили возможность сдавать излишки выращенной ими плодоовощной продукции без оформления лишних справок.

 

Фото: bymedia.net

Комментировать