Политика

Маневры кадавра. Как продать трактор Папе Римскому

1547 Микола Мирончик

Президент Беларуси Александр Лукашенко прибыл в Италию, 20 мая 2016 года. Фото: president.gov.by

 

Последние геополитические старания Беларуси весьма разнообразны. Однако сотрудничество Минска с «близкими по духу» автократиями сходит на «нет», а усилия маркетологов от власти по «цивилизованным» направлениям пока не дает результатов.

Трактор прогресса

Визит в Беларусь первого зампреда Госсовета и Совмина Кубы, обладателя звонкого имени Мигель Марио Диас-Канель Бермудес, прошел в тёплой, дружественной атмосфере.

«Мы гордимся тем, что можем назвать [отношения между Беларусью и Кубой] братскими», — сказал на встрече с будущим президентом Острова Свободы премьер-министр нашей страны Андрей Кобяков, и отечественные СМИ мгновенно растиражировали это как главную цитату той встречи.

Для самого сеньора Бермудеса, формально представлявшего на нашей земле интересы церемониальных старичков Кастро, значительно больший интерес вызывает новая дружественность мощного соседа — США. Именно ее новое поколение кубинских политиков приближало как могло.

В Минск этот коммунистический поклонник творчества The Beatles пожаловал, чтобы бегло оценить давно расписанное, но все никак не переходящее в его руки в силу живучести предков внешнеполитическое наследство.

Вряд ли оно смогло его впечатлить. При показательных турне Лукашенко и Макея в Латинскую Америку в 2012 и 2014 годах соответственно объем торговли с Кубой упал со 102 млн долларов в 2012 году до 67,3 млн долларов в 2015-м (данные по импорту товаров, данные по экспорту товаров).

За три месяца этого года другая статистика, которая помимо товаров включает в себя обмен услугами, дает оптимистичные 23,5 млн долларов товарооборота — но если вглядеться в цифры, беларусский экспорт на Кубу составляет от этой суммы только седьмую часть.

В этом смысле визит Бермудеса в Минск показателен. Куба хоронит идейный багаж дедушки Фиделя раньше самого дедушки.

Здесь же: Венесуэла, которую опухоль социального иждивенчества при полной некомпетентности руководства сжирает так же быстро, как рак уничтожил автора этой модели.

Иран, где лишь клерикалы сдерживают наплодившихся исламских либералов, выпускников Тегеранского университета, от чрезмерных братаний с Западом.

Мьянма, где военная хунта без боя сдала страну бывшему политзаключенному.

Вьетнам, «социалистический» настолько, что давний враг Вашингтон отменил для него эмбарго на поставки оружия.

В странах имени индивидуальных светлых путей, некогда бывших изгоями, идет перестройка экономики, сменяются реально действующие политические акторы. И даже идеологические противостояния с полувековой историей завершаются перспективными контрактами.

Высота колокольни

Неудивительно, что после мытарств в странах, близких по духу действующему в Беларуси политическому режиму, властьпридержащие все чаще апеллируют к западному миру, пытаясь продемонстрировать, что исчерпали основные с ним разногласия половником собственной воли.

На минувшей неделе, три месяца после снятия санкций с высших должностных лиц Беларуси, нашего бессменного лидера наконец пустили в Европу, где он тотчас же нашел «идеологически» близкого коллегу — ни много ни мало, Папу Римского.

Святой престол демонстрирует открытость к Минску, потому что Беларусь для него именно сейчас стратегически важна, а на политические условности он может плевать со значительно более высокой колокольни, чем политические руководители в европейских столицах.

И пусть историческая встреча руководителей католической и православной церквей в Беларуси, о которой уже семь лет мечтают в Минске, за это время не стала ближе. Главного идеологического конкурента Костела в Беларуси, Русскую православную церковь, уже начинают подозревать в покровительстве людям, которые обучают отроков планомерному уничтожению братьев по вере. Это означает, что в долгосрочной перспективе прозелитизм Ватикана в Беларуси обретает невиданные ранее перспективы.

Что до остальных беларусских контрагентов в «оси добра», дела с ними идут не слишком удачно. Во время того же визита в Италию аудиенции беларусскому лидеру удостоил лишь формальный чиновник — президент — вместо премьер-министра, который обладает реальной властью. Не повезло: милый друг постсоветских наций Сильвио Берлускони оказался не у дел, пока Лукашенко сидел под домашним евроарестом.

На обратном пути самолет Лукашенко мог бы сделать остановку в Австрии — именно эта страна из всей «старой» Европы всегда относилась к беларусским властям наиболее благосклонно. Но помешали выборы, на которых победу одержал «зеленый» кандидат, наименее склонный к братаниям с застрявшими в прошлом режимами.

И так — везде. Взаимоотношениям с США мешает американский выборный цикл. Единожды упустив шанс поговорить с Вашингтоном, нового окна возможностей (когда Белому дома снова будет дело до таких стран, как Беларусь) приходится ждать столько же, сколько землянам ждать очередного сближения с Марсом для запуска корабля.

Росту товарооборота с европейскими партнерами мешает Россия, которая захотела вдруг забирать львиную долю беларусского продукта переработки своей нефти обратно.

Отношениям со странами «дальней дуги» мешают расстояния.

И только наместник Бога на Земле понимающе кивает тебе в ответ — но как продать ему трактор?

Определённые механизмы

Растет и крепнет сотрудничество со странами СНГ — как с течением времени крепнут связи между помидорами, законсервированными в собственном соку. У помидоров трескается корочка, они наливаются соком друг друга и как будто ждут, когда придет кто-то и откроет банку. Но голодных нет, не идет никто — и все увеличивается вероятность, что банку эту, столько простоявшую в погребе мира, выбросят за наличием более свежих закаток.

Вот уже и Туркменбаши-2, Гурбангуллы Бердымухаммедов, озарил город Солнца Минск своим сиянием на долгие два дня, во время которых стороны договорились углублять и наращивать. Есть куда: беларусский экспорт в Туркменистан последние два года последовательно падал — примерно вдвое каждый год, а импорт оттуда практически достиг нуля.

Лукашенко, Бердымухамедов и их елка в Аллее почетных гостей у Дворца Независимости в Минске, 11 мая 2016 г. Фото: president.gov.by

 

Но злым языкам следует попридержаться: ведь стороны не только «подтвердили высокую заинтересованность в дальнейшем расширении взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества», но даже «определили механизмы роста товарооборота».

Время упущено

Беларусские власти долго не хотели замечать, что в современном мире успешными становятся лишь те экономики, которые движимы интегрированными в глобальный контекст узкими знатоками. А не специалистами широкого профиля, от надоев до деревообработки и прокатных труб, которые наращивают товарооборот директивными методами.

Лишь когда клуб «модернизаторов» шестого разряда с поддержкой 80+ процентов избирателей сморщился, оказалось, что время упущено. А скорость институциональных реформ, на которые власти едва решаются, не позволяет развеять опасения потенциальных инвесторов в Беларусь относительно судьбы своих денег.

Причина внешнеэкономических неудач — в косности, дряхлости и немобильности политического режима, который привык рапортовать о будущей динамике сотрудничества, основанной на устаревших механизмах, политических и автотракторных. Если не удалось взять пример трансформации с Сингапура — ну что ж, давайте брать его — по-современному, в режиме реального времени — с той же Кубы.

Комментировать