Жизнь

Мацкевич о перезахоронении Калиновского в Минске: «Мне не стыдно за сделанное»

841 Владимир Мацкевич

Я признателен, благодарю всех, кто подписал обращение о перезахоронении праха Кастуся Калиновского в Минске!

Сотня людей людей поставила свои имена под этим обращёнием сразу, как только узнали об этой инициативе, не спрашивая, кто ещё подписал, зачем это надо. Они приняли решение в согласии со своей совестью. Когда обращение было обнародовано, к нему присоединились ещё тысячи людей. Мне не известно точное число.

Сразу после публикации на обращение посыпались критические замечания. А чуть позже появилось альтернативное обращение к литовским депутатам с предложением не принимать в расчёт первое.

Я бы хотел выразить благодарность моим единомышленникам и ограничится этим.

Но в свете происходящего вынужден ещё и извиниться перед вами. Я приношу свои извинения тем, кто оказался под огнём критики за свой поступок!

Первой, на кого обрушились была Светлана Алексиевич, чья подпись стояла первой, и по алфавиту первой, и по статусу Нобелевского лауреата. И Светлана Алексиевич и другие подписавшиеся достойно восприняли критику в свой адрес и удар по инициативе в целом.

Затем в некоторых СМИ появилась информация о том, что я был инициатором этого обращения. Да, пожалуй, так оно и есть. Поэтому я и пишу своё выражение благодарности и признательности, а так же приношу свои извинения. И я обязан изложить свою позицию.

Мне было бы очень стыдно, если бы инициатива о перезахоронении Калиновского в Минске не появилась. Да, представить себе, чтобы наш режим смог выступить с такой инициативой почти невозможно. Вероятность того, что официальные власти Беларуси смогут договориться с властями Литвы, очень мала, но она существует, и не равна нулю. Шансов, что власти города Минска выступят с такой инициативой без команды сверху, в нашей вертикальной стране просто нет.

Остаётся надеяться только на гражданское общество Беларуси. И люди с известными именами, как представители общественности сказали своё слово.

Если бы мы промолчали, это было бы свидетельством того, что в стране царит полное безразличие к нашим национальным ценностям, к истории, к наследию. Молчание говорило бы о том, что мы всё в стране махнули на неё рукой, утратили все надежды на её обновление, и демонстрируем полную беспомощность и безоразличие. Молчание было бы проявлением «выученной беспомощности».

Но мы высказались!

И я высказался. Высказался за самоуважение, за надежду на будущее, за существование общественного мнения в стране, отличного от мнения режима и его идеологов. Высказался за взаимопонимание с литовскими демократами в сейме. Они должны знать, что в Беларуси есть люди, с которыми возможен диалог и взаимопонимание.

И теперь мне не стыдно.

Мы сделали то, что могли, и то, что необходимо было сделать. Правда, мы сделали мало. Этого очень мало.

В Минске должен быть мемориал Калиновского. С костями и прахом, или без.

Я не являюсь почитателем мощей и реликвий. Я человек рациональный и светский. Увековечение памяти героев, национальная память, уважение к истории, верность традициям – это всё не религиозные сакраменты. Это нормальное человеческое отношение.

Это всё должно быть, чтобы Людьми зваться! Жить по-людски, а не по подсказкам вождей, и не по разрешению властей.

Я видел свою роль в этой инициативе очень скромной – рассказать, напомнить, начать. Десятки людей – историки, эксперты, дипломаты, политики, священнослужители – были включены в процесс, который начался с находки праха казнённых царскими властями повстанцев 1863-1864 годов. Эксгумация, экспертиза, хранение найденных останков, решение вопросов перезахоронения и мемориализации – в этом участвовали многие люди, и даже время от времени выступали в прессе.

Но не нужно путать то, что является делом узких специалистов, с тем, что касается всего общества, всей нации, двух народов Литвы и Беларуси.

Обо всём могут быть разные мнения, и противоположные. Эти мнения высказаны. Давайте, не отрицая наличие разных мнений, перестанем считать врагими и идиотами носителей противоположных мнений!

Кастусь Калиновский – герой, но не единственный. А Беларусь у нас одна. И эта единственная Беларусь – наша забота! Наша, а не литовского правительства. И даже не нашего правительства.

Это наша забота. Забота и работа, а не ожидание, что кто-то в Вильнюсе, или, не дай Бог, в Москве, сделает нашу работу за нас. Вместо нас.

Мне не стыдно за сделанное. Мне стыдно за недоделанное.

Жыве Беларусь!

Читайте дальше:

«Тады толькі зажывеш шчасліва, калі над табой маскаля не будзе». Правілы жыцця Кастуся Каліноўскага

Владимир Мацкевич: «Согласны ли депутаты на рейдерский захват страны?»

Комментировать