Политика

Лукашенко никогда не порвет своих вассальных отношений

135 Людмила Яненко

Вопрос о нефтяных пошлинах стал камнем преткновения, через который не мог переступить официальный Минск, чтобы ратифицировать договор о Евразийском экономическом союзе. В среду стало известно, что Беларусь и Россия смогли договориться о нефтяных пошлинах.

Законопроект о ратификации договора о создании ЕАЭС беларусский парламент рассмотрел 9 октября, накануне встречи президентов Беларуси, России и Казахстана в Минске. Рассмотрел, разумеется, положительно. Более того, единогласно!

Ранее и Казахстан, и Россия ратифицировали договор. Беларусских же депутатов Александр Лукашенко призвал накануне открытия осенней сессии парламента «стоять на страже» национальных интересов и не останавливаться ни перед чем, защищая интересы беларусского государства, если они увидят ошибку в документе.

Как известно, главный национальный интерес Беларуси при создании ЕАЭС – это вывозные пошлины на нефтепродукты, которые Россия подарить партнеру по союзу долгое время не была готова. Это подтвердил в своем выступлении 3 октября спикер Палаты представителей Владимир Андрейченко, заявив, что проблемы с ратификацией договора о ЕАЭС связаны с решением вопроса с так называемым «налоговым маневром в нефтяной отрасли России».

Но… Стороны смогли договориться. Во вторник и среду вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович подтвердил – все в ажуре.

– Договоренности учитывают как ранее достигнутые соглашения об объемах поставок нефти и нефтепродуктов, так и расчетные потери бюджета Республики Беларусь от большого налогового маневра, – заявил чиновник.

В четверг заместитель премьер-министра Беларуси Сергей Румас заявил, что бюджет Беларуси в 2015 году может получить немалую сумму: «Сегодня никто не рассчитает до доллара, но ориентировочно сумма пошлин составит не менее 2,5 миллиардов долларов».

Изначально, наблюдая как для Беларуси желанная перспектива нефтяного офшора тает на глазах, беларусская сторона демонстративно задерживала ратификацию, пытаясь мягко надавить на Москву, чтобы та, по традиции, хоть как-то компенсировала издержки союзника. Впрочем, и перегибать палку, пытаясь выцарапать для себя определенные выгоды, тоже было опасно, заявил политический аналитик Александр Класковский.

– На пути паровоза евразийской интеграции Лукашенко не встанет, потому что этот паровоз раскочегарил лично Владимир Путин, и выбора у беларусского официального лидера, по сути, нет. Он сознательно сделал ставку на евразийскую интеграцию, то есть на те выгоды, ресурсы и субсидии, которые дает Россия, – говорит Класковский.

И хотя российский «пряник» такой, как есть, альтернатива для Лукашенко – это болезненные реформы, на которые он пойти не готов.

Политолог Юрий Чаусов также полагает, что отказаться от ратификации договора о ЕАЭС официальный Минск не в силах, и поэтому будет в очередной раз выторговывать какие-то скидки на кулуарных переговорах. По его мнению, Беларуси приходится выбирать между получением российских условий хозяйствования при полной сдаче суверенитета и сохранением статус-кво, который предполагает постоянные торговые войны.

– В принципе, это нормальная ситуация для любых интеграционных процессов. Евразийский союз сейчас демонстрирует то же самое, что периодически происходит и в Евросоюзе, – хозяйственные споры. Другое дело, что в Евразийском союзе это споры не равных сторон, а России и двух союзников, которые в конце концов всегда проигрывают.

Своими экономическими интересами Россия готова жертвовать в пользу союзников только в том случае, если ей самой это выгодно, например, в геополитических или военных вопросах. И тогда Беларуси, чтобы добиться желаемых финансовых условий, приходится сдавать небо, как это было в случае с объединенным командованием ПВО, или размещать дополнительные военные базы России. Юрий Чаусов предполагает, что как раз подобные предложения Минск выдвинет Путину в кулуарах предстоящего саммита СНГ.

Впрочем, торговаться Лукашенко не привыкать, и он будет пытаться по максимуму соблюсти свои интересы.

– Установка депутатам, дескать, под микроскопом изучайте этот документ, ищите там блох, как говорят газетчики, – это не случайный сигнал, – считает Александр Класковский. – Мы видим, что это делается публично, знаем послушность нашего парламента, и помним, как мурыжили вопрос с признанием Абхазии и Южной Осетии.

И если в некоторых вопросах Кремль на серьезные уступки идти не собирается, то вполне может проявить политическую волю и убрать другие экономические препятствия Беларуси. Политический аналитик приводит в пример тот же серый реэкспорт продуктов, попавших под российское эмбарго.

– Всем известно, как вдруг резко возросли поставки норвежского лосося, польских яблок и молдавского вина в Беларусь. Да и просто ловят за руку, когда все это идет в Россию после переклеивания этикеток. Думаю, здесь Минск тоже попытается намекнуть Москве: «Вы уж так не придирайтесь, все равно вам нужен пармезан, и какая разница, под какой этикеткой», – замечает Класковский.

Все это – фирменная манера беларусского президента. Во время молочной войны с Россией он не поехал в Москву, проигнорировав подписание документа о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Из-за тех же нефтяных разногласий официальный Минск до последнего тянул с подписанием Таможенного кодекса Таможенного союза.

– Если можно где-то использовать болевую точку, нажать на нее, почему бы это не сделать? Понятно, что это даст ограниченный эффект, и здесь нельзя переигрывать. Но беларусское руководство за много лет научилось, как нажимать, но при этом не пережимать, – резюмирует Класковский.

Кому сейчас не позавидуешь, так это беларусским парламентариям. Экс-депутат Палаты представителей генерал Валерий Фролов считает, что им придется помучиться, решая, как поступить с законопроектом о ратификации договора о ЕАЭС.

– Обычно им дают четкое указание, а здесь надо самим решение принимать! Это ужас для них, – сказал Фролов накануне принятия Палатой представителей законопроекта.

Впрочем, и он не ждет, что парламент вдруг найдет в документе ошибки, о которых просил сообщать президент, и откажется ратифицировать соглашение накануне встречи стран таможенной тройки.

Думается, Владимир Путин прекрасно понимает, как принимает решения беларусский парламент. Но для Александра Лукашенко это возможность притормозить в любой момент и развести руками, сославшись на твердую позицию народных избранников. А как показывает история, отказаться от возможности пощекотать нервы «старшему брату», публично подчеркнув свою независимость, он не в силах.

Впрочем, сейчас Лукашенко ведет себя как вассал, который время от времени демонстрирует несогласие со своим сюзереном, но никогда не порвет своих вассальных отношений, полагает Юрий Чаусов.

Если беларусский лидер начнет демонстрировать политику руководителя суверенного государства, либо проводить демократизацию, в результате которой к власти может прийти не такой пророссийский политик, то Россия будет действовать жестко, как делала это в Украине. А уж повторение украинского сценария для Лукашенко выглядит явно хуже, чем дыра в бюджете.

Комментировать