Политика

Какой войны боятся в Беларуси

3494 Севярын Квяткоўскі

Беларусы боятся войны – но каждый из нас боится разной войны и по-своему.

У всех наших соседей есть более-менее понятное представление о желаемом будущем. По крайней мере, такое видение есть у политических элит этих стран.

Для Украины – это независимость от бывшей метрополии и тесный союз с западной цивилизацией. Для России – если не всемирная, то евразийская гегемония. Для Европы – как минимум сохранение существующего положения, где нет войны у своих границ.

Можно сказать, что и у Беларуси такой же подход – лишь бы не было войны. Только у Европы есть рычаги влияния на ситуацию, а у Беларуси их нет.

“Саша, у тебя хата свободная? Дашь ключи на сутки?” – шутили про саммит в Минске.

Обсуждение ситуации вокруг Донбасса свелось к простому вопросу: война или мир? Никто не обсуждает, каким будет мир – мир бывает один. Умы людей, от кухарки до президента, занимает вопрос – какой может быть новая война. И здесь вариантов несколько.

Затяжной конфликт на востоке Украины.

Открытая интервенция России в Украину.

Подключение Запада, в первую очередь США, военной помощью Украине.

Гибридная война России против Запада.

Полномасштабная война без ядерного оружия.

И наконец – ядерная война.

У каждого из вариантов есть два главных участника: Россия и остальные. Какое место в этом противостоянии займет Беларусь? Ведь, если призадуматься, – именно над Минском могут начать сбивать ракеты. Чьи ракеты? NATO-боязненные граждане ждут их прилёта с запада. Россие-скептики – с востока.

В любом случае, Беларусь – это подушка безопасности для России. А пока в Беларуси массово не размещены российские войска – то и для Европы. Но кто сказал, что из подушки Беларусь не превратится в плацдарм, в стартовую площадку для агрессии?

Их всех президентов, которые в той или иной степени задействованы в мировом кризисе, только Лукашенко до конца не определился, с кем он, привычно баласируя между двух огней. В мирное время эти “качели” удавались ему бесподобно. Но что будет в случае войны?

Удержит ли кто-то или что-то в случае открытой агрессии войска России от вхождения на территорию Беларуси? Уж точно не слова беларусского президента про желание мира и территориальной целостности Украины.

Можно придумать провокацию на границе, и ввести армию в северные украинские районы с формулировкой, мол, Киев не контролирует банды на границе. Как это иногда делает Израиль в южном Ливане.

Или просто российские войска уведомят явочным порядком: мы идём через Мозырь. Даже если беларусская сторона будет против, что Беларусь сделает – будет воевать против "союзника"?

Допустим, Беларусь заупрямится. Почему бы Москве тогда не организовать “ГКЧП” или "штурм дворца Амина" в Дроздах с формулировкой "предательство"? Для подобной акции не нужно сразу вводит танки, достаточно организовать "поребрик" – накачать Минск специальными "туристами". На массовку никто не обратит внимания, обычных российских туристов в беларусской столице бывает тысячи в определённые праздники.

Еще один вариант – "албанизация" страны. В смысле Албании советских времён, которая закрылась от всего внешнего мира: и "враждебного капиталистического", и от "дружественного социалистического". А что? С “оголтелым национализмом покончено", национальный орнамент и беларусский язык “возглавлены” – можно браться за "черносотенцев", которые попытаются тут свой "русский мир" пропагандировать. Убираешь российские новости из телевизора, делаешь въезд в Беларусь по загранпаспортам для россиян, а беларусам возвращаешь штамп на выезд. И "оголтелые" фильтруются, и "поребрики".

Не по-союзному? Так это как бы временно: борьба с наркотиками и незаконным поставками оружия из Ростовской области.

Самый простой вариант – РБ целиком вписывается в РФ. Превращается в этакую БССР периода 1919-1922 годов, когда, формально оставаясь независимым государством, Беларусь делегировала Москве внешнюю политику, армию и финансы. Тогда всё, что будет делаться в противовес России, автоматически будет применяться и против нас.

И, наконец, такой вариант: Беларусь пробует вскочить в последний европейский вагон, когда видит, что Россия очевидно начинает тонуть экономически и политически.

Перед саммитом в Минске россияне слышали от беларусского руководства про "нашу Россию", а сразу же после встречи западные журналисты услышали про "строительство нашего общего дома – Европы". Официальные СМИ акцентируют внимание на Беларуси как миросозидательном центре посреди страстей. Эдакая себе Швейцария. Хороший концепт, почему нет?

Толька Беларусь не является нейтральной согласно своих межгосударственных договоров: и экономически, и в военном плане – это союзник России.

А приведённые выше варианты развития событий говорят о том, что дестабилизировать Белаусь, вывести её из статус кво – достаточно просто. Да и Швейцария во время Второй мировой войны осталась нейтральной потому, что за неё так решили те, кто войну развязал.

В любом случае, страна – это не только высшее руководство. И в критический момент население, граждане, общество – ведут себя очень по-разному. Где-то объединяются, где-то наоборот – начинают разрешать насобиравшиеся конфликты.

А беларусские граждане всё более активно размежёвываются по линии отношения к России и Украине относительно видения будущего Беларуси. Потому что не верят, что один человек может гарантировать им внушённое ранее ощущение безопасности. Гражданам бы дискутировать на открытых медийных площадках, искать точки соприкосновения, проговаривать общие ценности, которые могли бы не разъединять, а объединять. Но наработанная за последние двадцать лет авторитарная практика, как крышка – крепко прикрывает котёл. Внешне все спокойно, но крышка всё больше пропускает горячего пара – беларусы уже скоро год как стреляют друг в друга на Донбассе.

Рано или поздно крышка с котла слетит. Вопрос в возможных последствиях. Для всех. В том числе и для власти.

Но если попробовать перекрыть поток российской пропаганды идеей "беларусской Швейцарии", на всех возможных уровнях внедрять в сознание граждан, что Беларусь ни в каком виде не присоединится ни к какой военный агрессии, это может сработать терапевтически.

Подсказать, что и друг к другу мы тоже не должны ни при каких обстоятельствах проявлять агрессии.

Комментировать