Деньги

Как беларусы зарабатывают на валютном кризисе в России

1359 Янина Мельникова

Беларусы имеют серьезный опыт в валютных кризисах. Полупустые полки в одном из магазинов бытовой техники в Минске в январе 2009 года. Фото: bymedia.net

 

Жители Беларуси не обошли вниманием резкое падение курса российского рубля. «Журнал» разбирался, как наши сограждане воспользовались скачками соседской валюты – и стоит ли срочно собираться «на закупы» на восток.

Брать или не брать?

«Вчера подруга позвонила, говорит, ее брат из рейса возвращается через Москву и Смоленск, пустой, может привезти, что закажем. Телевизор или посудомоечную машину, я давно о ней мечтаю. Кто подскажет, стоит ввязываться?», – спрашивает в социальных сетях минчанка Юлия.

Мнения комментаторов разделились: кто-то говорит, если есть лишние деньги, надо заказывать; кто-то «предсказывает», что пока посудомоечная машина до Минска доберется, то еще в цене упадет, и спешить не стоит. Но про возможность купить в России бытовую технику, мебель и даже машины по хорошим ценам, сегодня не слышала разве что одинокая бабушка в забытой богом и людьми деревне.

Остальные беларусы, даже те, у кого в кошельке деньги едва дотягивают до следующей зарплаты, мечтательно рассуждают о том, как могли бы воспользоваться обвалом российского рубля.

«Слышал, там квартиры в цене чуть ли не на 25% упали, может бросить все, продать свою и махнуть в Россию?» – вслух рассуждает мужчина в черной куртке с заселенными рукавами в очереди на оплату коммунальных услуг. «Ага, в Крым можно», – вторит ему знакомый.

«Смоленск до сих пор в шоке от наплыва беларусов в выходные, которые скупили все, включая продукты беларусского производства. Мой смоленский коллега дозрел до телевизора, пришел покупать и с ужасом обнаружил, что беларусы разобрали даже электрочайники, полностью пустые полки», – пишет в своем Facebook руководитель кампании «Наш дом» витебчанка Ольга Карач.

Массовые «набеги» беларусов в Смоленск, кажется, уже стали городской легендой и обрастают все больше чудовищными слухами.

«Куча моих знакомых и не очень знакомых из крупных и средних городов Витебской области собирается сделать “набег” в Питер за “дешевыми шубами”», – пишет Карач.

Такие свидетельства очевидцев подстегивают других нерешительных белорусов. Тем более, что ехать в Москву или Смоленск самостоятельно вовсе не обязательно. В интернете уже появились «уникальные предложения» от предприимчивых сограждан.

«Вы выбираете в любом интернет-магазине, что угодно и заказываете на меня. Переводите мне денег, я получаю заказ и рассчитываюсь, и к Новому году привожу в Гомель или отправляю почтой в любой другой город», – пишет в Facebook один из пользователей.

Судя по предложению, молодой человек готов выполнить роль курьера и посредника в покупке компьютеров, бытовой техники, туристического снаряжения и даже машин. Условия сотрудничества обговаривается с каждым клиентом отдельно.

Жители приграничных с Россией областей в раз прочувствовали все то, чем годами жили брестчане и гродненцы, занимающиеся челночным бизнесом. Еще вчера они возили соседям свою колбасу и сметану, чтобы как-то заработать на жизнь – сегодня же скупают их обратно, потому как «там все дешево стало».

 

Места еще есть

Оператор популярной компании-перевозчика, который организует комфортабельные автобусные туры в Москву, Ольга Радевич признается, что у них никогда не было проблем с клиентами, но в последнее время количество звонков увеличилось.

«Всех интересуют места на большие рождественские выходные. Люди уточняют, не будем ли мы менять цены», – говорит Ольга.

На сайте компании цены на поездки с 26 декабря указаны уже в условных единицах по курсу: 40 долларов – в Москву, 50 – в Минск. Для беларусов такая цена – не проблема, а вот из Москвы в Минск россиянам станет добираться дороже.

Возросший спрос на шоп-туры в российскую столицу отмечают и районные автопарки. В одном из них на условиях анонимности «Журналу» рассказали, что клиенты отказываются от поездок в украинский Хмельницкий, где традиционно закупались перед Новым годом, и спрашивают, не планируется ли дополнительных рейсов в Москву.

«Мы сейчас считаем, выгодно ли это для нас», – отметили в автопарке.

 

«Родина! Еду я на Родину…»

42-летняя бухгалтер Светлана Вохминова вот уже седьмой год живет одна. Как только двойняшки Светланы Игорь и Наташа окончили 11-класс, ее муж Николай, сварщик по специальности, поехал на заработки в Питер.

«На наши зарплаты снять детям квартиру в Минске, оплатить их учебу и прокормить обоих просто нереально. А они у меня умные ребята. Про то, чтобы не поступать в вуз, и речи быть не могло», – рассказывает женщина.

Вот и пришлось супругам Вохминовым отправлять отца семейства зарабатывать. Сначала – на учебу детям. Потом – просто на достойную жизнь.

«Дети выучились, дочь уже замужем, внука ждем. Так что помогать есть кому, да и сами привыкли жить получше. На наши зарплаты в Беларуси не особо разгуляешься. А в Питере муж до недавнего времени очень неплохо зарабатывал. Бывало по 1,5 тысячи долларов в месяц. Правда, это раньше было», – подчеркивает Светлана.

И признается, что в последнем разговоре с Николаем уже подумывали, стоит ли ему там оставаться. Падает рубль – падает заработок, а жизнь в городе на Неве дорожает.

Зарплату Николаю платят в российских рублях. В среднем выходило 35 тысяч рублей в месяц.

«Его тысяча долларов уменьшилась в два раза за один день. А за квартиру платить надо, и есть надо, и домой что-то передать. Да он в Беларуси сейчас больше заработает», – говорит Светлана. И добавляет: «Говорила с подругой, у которой муж в Москве на стройке работает, он после Нового года возвращается. Наверное, и моему пора. Не молодой уже, чтобы жилы там рвать».

Потенциальное возвращение на родину трудовых мигрантов – еще один возможный итог резких колебаний курса российского рубля. Беларусы такие испытания уже проходили и знают, что лучше всего они переживаются под собственной крышей, затаившись и затянув пояса.

 

Скорей бы рубль укрепился

А вот рынок подержанных автомобилей скачкам российского рубля совсем не рад. Продать машину в Беларуси стало в разы сложнее, если не сказать, почти невозможно.

«Покупатели устремились к соседям. Там сейчас новое авто с гарантией из салона можно за тысяч девять-десять купить. Не бизнес-класса, разумеется, но вполне себе хороший автомобиль», – рассказывает автоперегонщик со стажем Илья.

Раньше Илья с товарищами гонял в Беларусь автомобили из Германии, с недавних времен подумывает делать то же самое – но уже из Подмосковья. Впрочем, говорит он, вопрос даже не в том, «откуда гнать».

«Те, у кого есть свободные деньги, уже позаботились о покупке авто в России, остальные и рады бы купить, но для этого надо продать свой автомобиль в Беларуси, а за копейки никто продавать не хочет», – говорит Илья.

Вот и выходит, что небогатые продавцы зависли со своими подержанными автомобилями в ожидании улучшения ситуации на рынке. Те же, кто имел в семейном бюджете «лишние деньги», вкладывают их в автомобили.

«Судите сами: месяц назад можно было из салона пригнать машину за 600 тысяч российских рублей. И по старому курсу это было около 17 тысяч долларов. А теперь меньше десяти выходит. Кто откажется так сэкономить?» – говорит перегонщик.

 

Не жили богато – и начинать нечего

Падение курса российского рубля, безусловно, отразилось и еще отразится на беларусской экономике, но рядовые граждане об этом пока не думают. Все, что их беспокоит сегодня – возможность воспользоваться ситуацией и почувствовать себя чуточку богаче, чем они есть на самом деле.

Признаться, желание потратить часть семейного бюджета на незапланированные, но от этого не менее волнующие покупки в России появлялись и у автора этого материала. Остановил лишь вопрос, к чему в доме два холодильника или три телевизора и возможно ли привезти от соседей продуктов на год вперед? Проверять это опытным путем отчего-то не захотелось.

Впрочем, жители приграничных с Россией областей наверняка в самое ближайшее время смогут на собственном примере убедиться, стоила ли овчинка выделки и так ли дешева желанная шуба в питерском бутике.

Комментировать