Арт

«Изгой-один». На небе звезды грохотали

644 Тарас Тарналицкий

«Звездные войны» – это нечто большее, чем просто кино. Так обычно отвечала покойная Кэрри Фишер, сыгравшая боевую красотку принцессу Лею Органу, когда ее в сотый раз донимали расспросами об отношении к космической саге.

Актриса не лукавила – киновселенная Джорджа Лукаса за десятилетия своего существования не только вскормила несколько поколений фанатов, но и сумела изменить вектор развития мировой массовой культуры. Новый Голливуд умер. Да здравствует современный Голливуд: с компьютерными аттракционами, непритязательными сюжетами и впечатляющими киносборами!

Ирония судьбы – фактически породив эпоху блокбастеров, кинофраншиза вскоре сама стала ее жертвой. Спустя шесть лет с момента выхода третьего эпизода «Месть ситхов», студию Lucasfilm Ltd со всеми потрохами поглотила корпорация Disney. Сделано это было с одной лишь целью – превратить далекую-далекую галактику в неиссякаемое эльдорадо для продюсерской мошны, что уже произошло с комикс-вселенной супергероев издательства Marvel. Затея не слишком благородная, но раз народ требует продолжения «звездного» банкета, зачем держать его на диете?

К чести «диснеевцев», после некоторых раздумий путь к сердцу аудитории был найден. Пусть и не самый новаторский, но уж точно надёжный. Аутентичную атмосферу оригинальной трилогии, снятую не на зеленой простыне, а на живой натуре, скрестили с современными технологиями, добавили юмора, позвали для камео старую актерскую гвардию, все это хорошенько пропиарили – и вуаля, ностальгическое развлечение явило себя миру. По факту новое, а по сути – старое.

При всех очевидных достоинствах «Пробуждение силы» Джей Джей Абрамса и Ко представляло собой вольное прочтение «Новой надежды» в эстетическом и драматургическом плане. Далеко не всем такое направление развития киносериала пришлось по душе. Логику авторов в чем-то можно понять (никто не желает рисковать своей репутаций и чужими инвестициями), но простить – нет уж, увольте!

Впрочем, надувать щеки от обиды долго не пришлось. Год спустя на экранах появился «Изгой-один» – фильм-приквел, объясняющий, благодаря кому Люк Скайуокер уничтожил «Звезду смерти». И, похоже, его режиссеру Гарету Эдвардсу (ранее подарившему миру очередную версию «Годзиллы») удалось снять едва ли не самый лучший эпизод со времен выхода киносаги.

Сюжетно действие картины разворачивается во временной лакуне между «Местью ситхов» и «Новой надеждой». Окрепшая Империя в хвост и в гриву теснит разрозненные ряды Альянса повстанцев, грозясь окончательно прихлопнуть их своей новейшей разработкой – «Звездой смерти». Боевая станция размером с небольшую Луну способна одним нажатием кнопки молоть в труху целые планеты.

«Журнал» также рекомендует:

  

Как вывести из строя имперское ноу-хау знает лишь его разработчик Гален Эрсо (Мадс Микельсен), но его местоположение хранится в секрете. Отыскать ученого способна лишь его дочь – молодая авантюристка Джин (Фелисити Джонс). В компании разношерстных головорезов и андроида-мизантропа девушке придется ввязаться в смертельно опасную игру, чтобы повстанцы получили шанс на победу.

«Изгой-один» сходу заманивает своей неожиданной серьёзностью. На экране больше не разворачивается мелодраматическая коллизия семейного древа Скайуокеров. Не слыхать и пафосных речей служителей ордена джедаев. Все традиционные элементы сказочной космооперы, которые в художественном контексте скорее воспринимались как послеродовая травма, здесь отсутствуют.

Действие разворачивается в стиле хлесткой военной драмы, где не знаешь наверняка, кто выживет, а кого накроет волной энергетического напалма. Перед нами предстает по духу практически Копполовский «Апокалипсис сегодня», где штурмовики в белоснежных латах – плохие вьетконговцы, а бластеры – эквивалент винтовок M-16A1. Война здесь и правда выглядит как всамделишная, живая, пульсирующая. Авторы отошли от канона и поигрались в условный, но все же раскрепощающий реализм.

Разумеется, не стоит воспринимать все вышеперечисленное как революцию в жанре. Гарет Эдвардс с одобрительного кивка студии всего лишь попытался выйти за пределы проторенной тропинки киносаги и посмотреть, как на его легкое сумасбродство отреагирует весь мир. И мир вроде бы остался доволен.

И все же продолжения «Изгоя-один» не предвидится – кино снималось не затем, чтобы похоронить в новых сюжетных неувязках и без того не самый совершенный кинороман. Авторы делают уверенный шаг вперед, демонстрируя, что «Звездные войны» перестали топтаться на месте и готовы меняться вместе со зрителем и реальностью, его окружающей. Поступок, который следует расценивать не иначе, как взросление.

Еще по теме:

  

Комментировать