Арт

Искусство просит кирпича. Стоит ли идти на выставку фигурок из Lego

361 Ольга Бубич

Фрагмент экспозиции «The Art of the Brick. Искусство Лего» в Минске. Фото: Ольга Бубич

 

«Легендарная», «зрелищная», «уникальная» и «захватывающая» – в Минске открылась еще одна выставка, хайп по поводу которой значительно превышает суть вопроса. «Журнал» прогулялся по экспозиции проекта «The Art of the Brick. Искусство Lego», который проходит в Galleria Minsk.

Главной – и единственной – «фишкой» выставки является использование кубиков Lego как материала для создания фигурок и объектов разной величины. В 2007 году юрист по образованию и художник по призванию, американец Натан Савайя (Nathan Sawaya) запустил в тур по миру проект под названием «Искусство кирпичика» (The Art of the Brick). Игровую площадку размером в тысячу квадратных метров, которая, конечно, пришлась по душе родителям из многих уголков планеты.

Концепция донельзя проста – берем детальки популярного конструктора и собираем из них что душа пожелает. Души и фантазии Савайя хватает не то чтобы на много, несмотря на километры выставочных пространств, на которых неизменно базируется выставка. Большая часть экспонатов – копии известных произведений искусства или изображения икон массовой культуры вроде Микки Мауса, Энди Уорхола и Мерлин Монро.

Исконно «творческий» продукт фантазии самого ньюйоркца, – странные одноцветные человечки, занятые манипуляциями с собственными телами. Фигурка, которую медиа наперебой подают как «символическую» и «легендарную» – вскрывающий собственные внутренности желтый торс. В описании к работе дается настораживающая интерпретация детских предпочтений. Там отмечено, например, что юным зрителям может быть интересна идея «вываливающихся наружу» кишок.

В чем же секрет популярности проекта? Что заставляет уже десять лет публику самых разных национальностей, географий и культур оставлять восторженных отзывы о выставке? Если идея настолько проста, а исполнение – тривиально, что же делает творчество американского автора таким «уникальным» и «захватывающим», как его продают организаторы?

Как и любой проект, рассчитанный на массового зрителя, – это его презентация. В ситуации, когда выставка не ставит перед собой задачи предложить посетителям задуматься над глубиной и изящностью концепции, на передний план выходят масштабность и эффектность подачи. То есть чистый шоу-биз в хорошем смысле этого слова. Обертка, которая делает вкуснее конфету.

Действительно, на роликах о Lego-проектах Натана Савайя на площадках разных музеев и галерей мира форма презентации скульптурок и организации пространства выглядят более похожими на дифирамбы пресс-релизов. Зрелищность достигается профессиональной работой со светом, проекциями, расположением объектов в залах, подходу к размещению и формату текстов.

Но в минской версии, к сожалению, по шкале зрелищности выставка не дотянула. Хотя площади ТРЦ Galleria Minsk и щедры на квадратные метры, в экспозиционном плане «вау»-эффекту мешают недочеты вроде неоткалиброванного проектора, редуцирующего гамму презентационного ролика до трех цветов, плохого звука или «шутки» с беларусским флагом «в объятиях» синей лего-фигурки «Хагмэн». Не все пояснительные тексты физически читаемы из-за темноты и размеров шрифта.

Фрагмент экспозиции «The Art of the Brick. Искусство Лего» в Минске. Фото: Ольга Бубич

 

Театр начинается с вешалки, а выставка современного искусства, заявленная с хайпом столичного масштаба, должна учитывать все детали – особенно если они касаются восприятия зрителями предложенного арт-материала. Но здесь массовый арт, поданный под соусом «зрелищности» и «легендарности», подвел сам себя. Пиарщики сделали свою работу – но ответственные за монтаж экспозиции к высокой планке оказались не готовы.

Но есть на выставке и один нетривиальный и достойно подготовленный зал – скромная «выставка внутри выставки» с работами Дина Веста (Dean West). На них фотограф запечатлел постановочные сценки с использованием объектов Савайя. Красный зонт, платье, облака – собранные из кубиков предметы в экспозиции показывают в натуральную величину рядом со снимками, тем самым предлагая переосмыслить как идею иллюзии масштаба, так и, на более глубоком уровне, – идею реальности.

В этом зале действительно все «на уровне»: и замысел, и свет, и подача. И конструктор Lego, наконец, уходит от банального копирования «великих» – и начинает говорить сам за себя. Чтобы привлечь внимание не обязательно замахиваться на вечные хиты, играть можно и во что-то свое. Например, в жизнь.

Читайте дальше:

Прогрессивная цензура. Можно ли судить искусство по критериям морали

«Я обвиняю мир в ежедневных убийствах». Автор перформанса в Освенциме – о том, что они хотели сказать

Культура через решетку. Как воспитать новые вкусы

Комментировать