Арт

Горват раздора и порно улиток. В чем разошлись два жюри фестиваля Smartfilm

364 Вадим Можейко

Кадр из фильма «Ягор»

 

Идейные разногласия жюри и организаторов, противоречивые победители и новый тренд, дающий надежду беларусскому кино – разбираемся в итогах 7-го фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm.

Порно улиток и другие предпочтения гурманов

Основной конфликт и драматургическое напряжение на фестивале были, кажется, по эту сторону экрана. Оценки организаторов и народного жюри под председательством кинообозревателя Тараса Тарналицкого очевидным образом контрастировали с мнением профессионального жюри, в состав которого вошли киновед, директор программы игрового кино фестиваля «Лістапад» Игорь Сукманов, киноаналитик и культуролог Максим Жбанков, кинокритики Антон Сидоренко и Анна Ефременко, режиссер Митрий Семенов-Алейников и продюсер Леонид Калитеня.

Шорт-листы двух жюри совпали на единственный смартфильм «Ягор», который и стал главной интригой, открытием и яблоком раздора фестиваля. Но о нем позже, а пока давайте посмотрим, что оценило профессиональное жюри.

Гран-при фестиваля velcom Smartfilm (3000 беларусских рублей и новинку этого года – памятную статуэтку) получил режиссер из США Ашик Мостафа за картину «Интерьеры и экстерьеры». Красивое определение из пост-релиза – «снятый одним кадром документальный фильм», глубокомысленный авторский синопсис на Vimeo – «микрообзор исламской практики и классового разделения в столице Бангладеш Дакке».

I&Ex Trailar from Rubaiyat Hossain on Vimeo.

 

Для просмотра в интернете доступен только трейлер, но он в полной мере отражает содержание ролика. Автором просто заснято несколько минут уличной жизни Дакки: одни совершают намаз, другие идут по тротуару, третьи едут на всяческом транспорте (от велосипеда до черного внедорожника) – и все это сопровождается звуками города.

Любопытно, что примерно то же самое представлено в беларусском ролике Дарьи Малаховой «Счастье», который засветился в шорт-листе народного жюри, но никаких наград не заработал. Это тоже «снятый одним кадром документальный фильм», где на фоне панорамы минского торгового центра «Счастье» закадровый голос зачитывает якобы глубокомысленные, а на самом деле донельзя банальные мысли о счастье. В принципе, не более глубокомысленные и не менее банальные, чем сообщение, что в мусульманском обществе существует классовое неравенство, которое можно заметить, просто понаблюдав за уличной жизнью столицы.

Первое место (и восьмой айфон впридачу) жюри присудило довольно нудному музыкальному фильму «Длинная история коротко» Андрея Оланеску из Румынии.

Техническая сторона, безусловно, заслуживает уважения: макросъемка улиток на смартфон выполнена отлично, музыкальное сопровождение подчеркивает настроение ролика. Однако то, что можно назвать режиссурой и сценарием, донельзя банально. Сперва есть зеркало, которое можно воспринимать как метафору в лучшем случае второй свежести. А потом есть любовь, которую циничные кинокритики на заднем ряду кинотеатра velcom cinema окрестили не иначе как «порно улиток». Никакого свежего идейного посыла «Длинная история коротко» не несет. Это больше похоже на эфир National Geographic, нежели на полноценное художественное произведение.

Второе место получил сатирический хоррор «Примат» 19-летнего стендап-комика Ноя Данбара из Великобритании. С юмором и драйвом он поднимает актуальные – хоть и порядком заезженные – проблемы. Озлобленный подросток-одиночка вовлекается в онлайн-движение, пропагандирующее идеи шовинизма и первобытной патриархии, что в итоге выливается во вполне реальное насилие. Современные мужчины, поддерживающие консервативные гендерные роли, маркируются просто импотентами и в прямом смысле обезьянами (насилие герой совершает в соответствующей маске). Странно еще, что он не вдохновляется фильмами Вайнштейна, чтобы уж совсем в тренде. Итого: бодро, злободневно, но метафоры слишком в лоб.

Третье место у антиутопии австрийского режиссера Майкла Холцера «Как раз вовремя». За красиво снятый ролик про опасность засилья технологий и подчинения всей жизни смартфону автор иронично получает Huawei Mate 10 Pro.

Гетто беларусского кино или компенсация [несправедливо] обделенному

Но самым обсуждаемым роликом на церемонии закрытия velcom Smartfilm стал «Ягор» по мотивам книги Андруся Горвата «Радзіва Прудок». Команда Купаловского театра под руководством режиссеров Романа Подоляко и Михаила Зуя сняла смартфильм по отрывку из феномена современной беларусской литературы. Содержание «Ягора» по-горватовски на первый взгляд банально-бытовое, с оттенком закадрового смеха; но если присмотреться повнимательнее, то можно рассмотреть столько культурных пластов беларусской деревни XXI века, на сколько хватит глубины взгляда.

По режиссуре, сценографии, актерской игре и сценарной основе «Ягор» на голову превосходил всех конкурентов на фестивале. Съемка и аудиоряд смартфильма тоже на уровне. А по важности для беларусского культурного пространства сравнивать «Ягора» и тех же улиток вовсе не приходится.

Однако от профессионального жюри «Ягор» никакого приза не получил. Объяснения члены жюри давали разные, самым убедительным из которых было: «Это конкурс не театров, а фильмов». Действительно, в стилистике «Ягора» откровенно виден театральный бэкграунд создателей, а половина кадров снята на сцене – впрочем, в правилах фестиваля на этот счет нет никаких ограничений.

Несколько разъясняет позицию жюри проскочившая фраза «из Горвата рано делать героя»: вероятно, некоторые кинокритики воевали с недостаточно партизанским искусством, а не оценивали смартфильм «Ягор» как самодостаточное произведение.

При этом «Ягор» предсказуемо получил флагманский смартфон как приз народного жюри. Однако организаторы разделили недоумение простых зрителей решением профессионального жюри – на ходу, уже зная обладателя Гран-при, ввели незапланированную спецноминацию от компании velcom «За лучший беларусский фильм». В результате все ролики получили по одной награде, а «Ягор» – две.

У профессионального жюри такой подход восторга не вызвал, прозвучали мысли о том, что беларусское кино опять загоняют в уютное гетто, как два года назад. Однако фактически название дополнительного приза номинальное: не вызывает сомнений, что организаторы velcom Smartfilm создавали приз именно для компенсации [несправедливо] обделенному «Ягору». Другой ролик с отечественными корнями (беларусско-индийский «Лифт не работает» Анастасии Гомолко, использующий тему исповеди случайному попутчику, да еще и не говорящему на твоем языке) за внезапную номинацию явно не боролся.

Будущее арта поколения Z: границы стираются

Как отмечал Игорь Сукманов, в большинстве своем представленные на фестиваль работы – «это уже не мобильное, а обычное кино, а мы наградили мобильное и неформат». Впрочем, непосредственно за номинацию «Неформат» награждало народное жюри (выиграла комедия «Нет» российского режиссера Романа Салахутдинова), но интереснее взглянуть на верно подмеченную тенденцию.

Возможно, решение профессионального жюри выглядит противоречиво в том числе потому, что рамки между «обычным», «взрослым» кино и снятым на смартфон в 2018 году уже размылись. Короткие YouTube-ролики, созданные на мобильнике – это неизбежное будущее (да уже пожалуй и настоящее) арта поколения Z.

В конце концов, если раньше формат короткометражек измерялся ограничением метров пленки, то нет ничего зазорного в том, чтобы теперь опираться на размер карты памяти в смартфоне. А акцент на коротком и ультракоротком метре можно считать обращением к истокам кинематографа – Чарли Чаплину и братьям Люмьер.

Что же касается беларусского независимого кино, то такой формат вообще может оказаться его спасением. Старые сложности – деньги, доступ в прокат – исчезают под натиском духа времени. Вместо дорогого оборудования – собственный айфон (а можно и без него: например, создатели «Ягора» брали айфоны у партнерского i-Store). Вместо ночей в монтажке – оперативная работа в недорогих программах прямо на смартфоне. Вместо невеселого общения с Минкультом и директорами местных кинотеатров о прокатном удостоверении и нормальных сеансах – пять минут, чтобы выложить свой смартфильм на YouTube.

Хотя, конечно, это только путь вверх для талантливых, а не панацея для творческих импотентов. Последние могут и дальше предъявлять претензии кинокритике, которая непатриотично не поддерживает их прокат – вместо того, чтобы снимать достойные ленты. Плохому танцору и Минкульт, и YouTube, и медиа мешают.

Читайте дальше:

«Свое кино» как проблема. Каким должен быть идеальный беларусский фильм

Cталин с нами. Две версии жизни назад

«А ты не Горват, а я была так рада…». Что не так с премией Гедройца

Комментировать