Жизнь

Глобальное потепление: когда Беларусь перестанет прятать голову в песок

1410 Вероника Чигирь

Ученые утверждают: к концу столетия из-за глобального потепления погибнет большинство экосистем. Но при всех возможных сценариях будущего планеты беларусская хата находится с краю. На Земле меняются физические условия жизни; мир отказывается от нефти и перестраивает систему рыночных отношений – а мы наблюдаем за всем со стороны, приходя на собрания по выходным подумать в пол в уголке. «Не проспать бы момент», – предупреждает Ярослав Бекиш, координатор товарищества «Зелёная сеть».

«Весь мир уже изменился и еще больше изменится в ближайшее время, следуя логике изменения климата. Мы можем смеяться над этим, наслаждаться едкой иронией и говорить, что это все залежавшийся материал и дешевый заговор. А в это время на нас неотвратимо надвигается айсберг», – заявил Ярослав на своей лекции «Не-ўяўляючы Беларусь: тры «зялёныя утопіі”» в рамках Недели беларусского мышления.

Где доказательства, что что-то изменится?

Первыми официально и в полный голос о неизбежных глобальных изменениях заговорила Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГИЭК) – группа специалистов разных профилей, работающих независимо от государств на наднациональном уровне при поддержке ООН.

Их последний доклад, сделанный в 2013 году, утверждает: «в связи с изменением климата будут приниматься решения, изменяющие мировой порядок. Сложно будет дать точную оценку срокам и интенсивности последствий изменения климата, а эффективность адаптации будет ограниченной»:

«Потепление климата неоспоримо, и с 1950 года наблюдаемые изменения беспрецедентны. Атмосфера и океаны нагреваются, количество снега и размеры ледников уменьшаются, уровень моря поднимается. Человеческое влияние на изменение климата очевидно, выбросы парниковых газов антропогенного характера за последние годы превышают все предыдущие периоды».

Изменение средней температуры планеты в градусах Цельсия по отношению к 1986-2005 годам; прогноз до 2100 года. Два варианта развития событий: красная линия – тенденция, наблюдаемая сегодня. Средняя температура на планете к 2100 году может повыситься более, чем на 4 градуса по Цельсию. Это неблагоприятный вариант для выживания, который приведет к гибели большинства экосистем. Синяя линия – безопасный вариант для человечества, меньше 2 градусов потепления. И он уже невозможен. Источник: МГИЭК

 

В составлении этих прогнозов участвовали 1217 авторов 92 национальностей со ссылками на более чем 12 000 научных работ. Можно им не верить, конечно. Есть и другие, альтернативные, мнения. Можно верить в мир на трех слонах, например.

Статистика Всемирного банка подтверждает опасения ученых.

Энергетика и транспорт – основные источники выбросов парниковых газов. По данным Всемирного банка, потребление электроэнергии в мире за последние 25 лет выросло с 2120 kWh на человека до 3104 kWh в год при постоянно растущем количестве населения.

Использование энергии ископаемого топлива также увеличилось: с 1661 кг нефти в 1990 г. до 1894 кг в 2015-м на человека в год. Спрос на ресурсы растет, потребление увеличивается, и это значило бы, что самый худших из прогнозов МГЭИК приближается со скоростью электропоезда.

«Журнал» также рекомендует:

  

Но есть одно обстоятельство. О нём говорят в последнее время на встречах «большой «семерки» и «большой «двадцатки». О нём пишут мировые СМИ и заявляют транснациональные корпорации.

«В 2015 году во всем мире увеличилось количество энергии из возобновляемых источников, а также соглашений на высшем уровне и заявленных обязательств, связанных с возобновляемыми источниками, – пишет Forbes со ссылкой на Global Status Report. – Приблизительно 147 ГВатт энергии добавилось в 2015 году. Это самая большая прибавка за год за все время, даже несмотря на постоянное снижение цен на ископаемое топливо».

Эта тенденция сохранялась и в 2016 году. Google, Apple, Ikea и другие крупнейшие компании заявляют о своих намерениях перейти на 100% обеспечение энергозатрат из возобновляемых источников. Дания производит 42% электричества на ветряных фермах.

Сокращая выбросы парниковых газов через отказ от ископаемого топлива – угля и нефти, а также переработку отходов, энергоэффективность, сохранение лесов и болот, человечество может успеть попасть не в самый худший прогноз и остаться жить на Земле в более или менее подходящих условиях.

А что, если это «Всемирный заговор»?

Возможно, так и есть. И этот заговор даже подтвержден официально – Парижским соглашением по климату, которое было подписано в декабре 2015 года. Оно обязывает 195 стран–участниц сокращать выбросы парниковых газов и следовать стратегии низкоуглеродного развития.

«Даже если предположить, что эти печальные прогнозы окажутся неактуальным или преждевременным или вообще никакого изменения климата нет, для Беларуси и для беларусов это не имеет никакого значения, потому что наша страна никак не может повлиять на глобальные процессы. Важнее то, что эти глобальные процессы уже запущены, и до подписания Парижского соглашения, а особенно – после. Для нас важно – не проспать момент. Флагманы мировой экономики меняют свои стратегии, и за ними потянется все остальное. Меняется законодательство в странах, которые определяют мировой рынок, – например, в США и Китае. Меняются представления среднего класса избирателей, соответственно меняется и риторика политиков», – рассуждает Ярослав Бекиш.

На момент подписания Парижского соглашения предполагалось, что оно вступит в силу в 2020 году. Пять лет должно было понадобиться для выполнения главного условия – ратификации документа 55 странами, представляющими 55% объема мировых выбросов парниковых газов. Но уже в сентябре 2016-го 60 стран «закрывающих» 45% выбросов ратифицировали соглашения. Скорее всего, они вступят в силу намного раньше. Беларусь вошла в число первых 30 стран, подписавших соглашение, так же, как и Украина. России в этом списке пока нет.

Ярослав Бекиш. Фото: Юлия Галиновская

 

Что это значит для Беларуси?

Сначала плохие новости. Физическое изменение климата на нашей территории будет грозить неприятными погодными явлениями: жарой, ураганами, экстремальными осадками, лесными пожарами, сокращением объемов пресной воды.

Кроме того, наша страна может стать направлением для климатических беженцев из тех регионов, где условия жизни станут совсем невыносимыми: еще жарче, еще больше неприятных погодных явлений.

С другой стороны, изменения, которые влекут за собой перемены климата, дают Беларуси возможность перестроиться, превратиться из молчунов – в ораторов, из скептиков – в лидеров.

У нашего хутора большие перспективы, и наша речка, наш лес и огород будут стоить все дороже. Но только при условии, что мы начнём об этом думать, говорить и действовать, а не прятать голову в песок и делать вид, что ничего не происходит.

Пример своей страусиной политики Беларусь показала на переговорах по климату. В Париже в 2015 году мы предложили миру сократить наши выбросы парниковых газов на 28% от уровня 1990 года. Проблема в том, что на момент переговоров эта цель была уже достигнута: после развала Советского Союза наши выбросы упали до этого уровня без всяких специальных усилий, только за счет спада экономики. То есть мы сказали миру, что мы ценности разделяем, конечно же, но делать ничего не будем еще как минимум лет пятнадцать.

В это время песок становился горячее, ратификации Парижского соглашения посыпались как метеоритный дождь. Беларусь вытащила голову, оглянулась, издала указ президента №345 и пообещала, что в ближайшее время пересмотрит свои международные обязательства по энергоэффективности, внедрению возобновляемых источников энергии и защите своих лесов и болот.

«Это проблема всех бывших советских государств в большей или меньшей степени, но Беларусь – это очень яркий пример, особенно в вопросах, связанных с экономикой. Пока весь мир договаривался про климат, десятилетиями двигался процесс, ни одно лицо из высшего руководства страны до прошлого года ни разу не приняло официального участия в этом процессе, который замалчивался и игнорировался до тех пор, пока не подписали Парижское соглашение. До этого на переговорах редко можно было застать министра; от нашей страны ездили технические сотрудники на встречи, где собирались президенты ведущих мировых держав. При всем уважении к этим сотрудникам, это не тот уровень компетенций и не тот статус. Возможно, что-то изменится сейчас, после ратификации Парижского соглашения. Но этого все равно очень мало – что-то подписать. У нас нет достаточной инфраструктуры, кадров, подготовки профессионалов, бюджета. Возможно, ситуация исправится. Будем надеяться, что это будет качественно и скоро», – говорит Ярослав Бекиш.

Что делать простым гражданам?

Вопросы изменения климата касаются не только природы, охраны окружающей среды и не могут решаться только силами экологических активистов на раз-два-три. Изменение климата – это всегда экономика, часто – политика, и все это происходит на фоне температурных рекордов, засух и ураганов.

Что же делать со всем этим простым гражданам?

«Побольше читать и перестать смотреть битву экстрасенсов. Понять, что происходит в мире и как политические и экономические решения следуют за темой изменения климата. А еще можно следовать стратегии малых дел: решать собственные бытовые, дворовые, городские проблемы по мере сил и навыков. Можно прийти в общественные организации, там двери для активистов всегда открыты. Можно делать экологически дружественный бизнес, для этого есть достаточно возможностей даже в Беларуси», – советует Ярослав.

Комментировать