Политика

«Если мы не в состоянии избрать председателя сельсовета, почему нам доверяют выбирать президента?»

428 Дмитрий Яненко

Выборы в местные Советы депутатов, которые намечены в Беларуси на 23 марта, явно отошли на второй план из-за событий в Украине. Но и в обычной ситуации подобная кампания не привлекала особого внимания избирателей. «Журнал» разбирался, нужны ли местные Советы современной Беларуси, могут ли депутаты реально помогать людям и как должно в идеале выглядеть местное самоуправление.

Наш импотентный орган

Ситуация с местным самоуправлением в Беларуси не выдерживает критики, считает один из ведущих беларусских экспертов в этой области, руководитель Фонда имени Льва Сапеги Мирослав Кобаса.

«Согласно беларусским законам, “местное самоуправление – это форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории”. А вот в европейском понимании местное самоуправление означает право и фактическую способность общины решать государственные дела. Как говорится, почувствуйте разницу», – говорит Кобаса.

Перечень формальных функций, возложенных на местные Советы в Беларуси, включает 32 пункта, но при внимательном рассмотрении можно увидеть, что примерно половина носит исключительно внутриорганизационный характер. Основные вопросы жизнедеятельности региона или населенного пункта решает исполком, руководство которого назначается сверху, а он не входит в систему местного самоуправления.

По мнению Кобасы, прежде всего необходимо изменить само понятие местного самоуправления. А для этого надо вывести его из системы государственной власти.

«Давно пора менять существующую трехуровневую систему самоуправления (областные Советы, районные и первичные), так как многие мелкие местные Советы просто не способны исполнять свои функции. Причины этого лежат в основном в двух плоскостях – нехватка материальной базы и отсутствие кадров», – обращает внимание руководитель Фонда имени Льва Сапеги.

Разумеется, очень важен и финансовый аспект. «У нас около 50% бюджета проходит через местные органы власти. Это очень хороший показатель даже по европейским меркам. На самом же деле из этой суммы около половины идет на областной уровень, 48 – на районный и только 2% – на местный, сельский уровень. То есть, те, кто ближе всего к гражданам, получают меньше всего. Это – абсурд», – считает Кобаса.

Не менее важным является вопрос выборов глав местных администраций – мэров. На первом этапе возможной реформы, говорит эксперт, можно оставить систему, когда мэров выбирают депутаты, но потом следует переходить на прямые выборы.

Почему же сейчас такое не происходит? В стране, где все значимые вопросы решает один человек, власти, видимо, считают своих граждан недоумками, не доросшими до того, чтобы избирать мэров и, тем самым, контролируя их, принимать решения об обустройстве своих населенных пунктов.

«Тогда возникает резонный вопрос, – говорит Мирослав Кобаса. – Если мы не в состоянии избрать председателя сельсовета, почему нам доверяют выбирать президента?»

Местное самоуправление – это основа любого нормального государства, потому что оно позволяет гражданам в рамках закона под свою ответственность самоорганизовываться для решения своих общих проблем.

Жизнь ставит множество вопросов на местном уровне, но ответы у нас почему-то находятся, только когда в местный исполком звонят из области или столицы.

«Именно местные Советы в первую очередь должны стоять на охране интересов граждан. А вот общегосударственные вопросы для них должны идти на втором. У нас же все наоборот. Но ведь далеко не всегда то, что делает верховная власть, совпадает с интересами граждан, которые живут в регионах», - отмечает руководитель Фонда имени Льва Сапеги.

В качестве самого яркого примера он приводит строительство Островецкой АЭС. Возможно, с точки зрения общегосударственных интересов это и хорошо (хотя и это спорный посыл) – но с точки зрения людей, проживающих в этой местности, вряд ли это правильно. Но кто же у них об этом спрашивает…

Так, может, Беларуси вовсе не нужны местные Советы? Зачем тратить бюджетные деньги, на их выборы и деятельность, если главные решения все равно спускаются сверху?

Реформирование уже давно назрело. Более того, полагает Кобаса, сегодня надо менять многое. Но, главное, начать с истоков – представители народа в Советах должны быть избраны, а не назначены.

«Другими словами, власть обязана быть подотчетна гражданам. У нас же, фактически, местный выборный орган является импотентом, а исполком рулит. Именно он решает все вопросы. Но кому он подотчетен – гражданам? Нет, вышестоящему исполкому, тот –другому вышестоящему, и так до президента…» – обращает внимание эксперт.

Фонд имени Льва Сапеги неоднократно направлял предложения оказать помощь в проведении реформы в самые разные государственные инстанции. И если на словах чиновники соглашаются со многими предложениями специалистов, то, когда дело доходит до реализации, все тычут в потолок. Дескать, решают все наверху...

Сегодня, увы, нет политической воли для того, чтобы провести реформу, по итогам которой в стране появилось бы реальное местное самоуправление.

Но значит ли это, что нужно игнорировать местные выборы и отложить свой поход на избирательный участок до лучших времен?

Даже один в поле воин

Первый заместитель председателя Движения «За Свободу» Юрий Губаревич считает, что в выборах стоит участвовать. Даже если в Совет пробьется один человек от оппозиции, от этого будет польза, считает он.

Юрий Губаревич. Фото: Партия БНФ

 

В 2003 году Беларусь просто потрясло сообщение о том, что один из местных Советов стал полностью оппозиционным. Правда, позже пришли подробности: в Белоозерский городской Совет из 25 депутатов избрано 13. Большинство из них – продемократические активисты.

«Почему такая победа стала тогда возможной? Мы вели активную агитационную кампанию. И пусть наша деятельность выглядела больше как общественная, чем политическая, люди нас заметили. Плюс, мы издавали газету “Альтанка”, которая выходила тиражом 1000 экземпляров, то есть практически попадала в каждую четвертую семью в городе. Кроме этого, была сделана ставка на кампанию “от двери к двери” – мы фактически поговорили с людьми в каждой квартире в своих округах», – рассказывает Юрий Губаревич, который на первой же сессии был избран заместителем председателя горсовета.

Но главный фактор той победы заключался в том, отмечает политик, что местные власти были очень самоуверенными, что и сыграло с ними злую шутку.

«Надо понимать, что к тому моменту наступило время расцвета правления Александра Лукашенко. Чиновники были уверены: раз ты идешь под флагом и лозунгами главы государства, значит, победа тебе гарантирована. Поэтому они просто недооценили наш потенциал», – считает Губаревич.

Он рассказывает, что оппозиционные депутаты смогли притянуть внимание к городу со стороны международных структур. Так, к примеру, посольство США ежегодно поставляло в Беларусь лекарств на 2 миллиона долларов, и, благодаря работе белоозерских депутатов, значительная часть медикаментов была поставлена в местную больницу.

Кроме этого, «уже была достигнута предварительная договоренность о поставке американской стороной оборудования для наших детских садов и школ, но саму возможность такой поставки сорвал… Березовский райисполком».

«Мы имели хорошие отношения с мэрией литовского Электреная. Этот город, как и Белооозерск, строился в 60-х как город энергетиков. У нас были большие виды по двустороннему сотрудничеству, но райисполком сорвал и эти планы. Жаль, конечно, ведь это могло помочь привлечь в наш регион европейские деньги – то, о чем сегодня мечтают в правительстве. Вообще, весь первый период нашего депутатства прошел в русле конфронтации с исполнительной властью, которая хотела жить, ничего не меняя», – вспоминает первым зампред Движения «За Свободу».

Но вся продуктивная работа закончилась с довыборами в Белоозерский горсовет, которые прошли уже под жестким контролем власти и с «ожидаемым» результатом.

Однако, по словам Губаревича, даже когда оппозиционеры оказались в меньшинстве, они все равно пытались привлечь внимание к реальным, а не выдуманным проблемам региона, но влиять на решения Совета уже не могли.

Политик утверждает, что за четыре года работы в горсовете оппозиционные депутаты наработали солидный авторитет. Впрочем, подтвердить депутатский мандат новым доверием на следующих выборах из них не смог никто.

Скажи нет провластному кандидату!

Юрий Губаревич признает, что реальных выборов в Беларуси нет, а от местных Советов практически ничего не зависит – но при этом участвует в избирательном процессе.

«Во-первых, если в местный Совет пройдет даже один человек – это будет большая победа не только для кандидата, но и для всего демократического сообщества. Действующий депутат, даже если он один, становится частью этой властной системы. У него появляются возможности расшатывать ее изнутри», – считает политик.

Конечно, оппозиционеру будет проблематично «протолкнуть» свое решение, но, пользуясь полномочиями, он, по словам экс-депутата, сможет спокойно открывать двери в кабинеты начальников, обращаться к руководству предприятий – его должны будут принять и, как минимум, выслушать и дать ответы на депутатские запросы. Если это человек активный, то за четыре года он сможет отработать на пользу избирателей.

Но это мечты, так называемая программа-максимум. Но есть у «За Свободу» и программа-минимум.

«Здесь наша задача – продемонстрировать в каждом конкретном регионе, что есть люди, способные брать на себя ответственность, способные публично выступать в защиту интересов жителей. Так или иначе, люди увидят этих активистов. И, в случае проведения в Беларуси честных выборов, они будут знать, за кого голосовать. Фактически, это работа на будущее», – подчеркнул Юрий Губаревич.

И если бывший белоозерский депутат готов сегодня «играть» в выборы, то руководитель Фонда имени Льва Сапеги считает это нецелесообразным. Поэтому, идти или нет на избирательный участок 23 марта, он для себя уже решил.

«Это личное дело каждого гражданина – участвовать в выборах или нет, – говорит Мирослав Кобаса. – Я принял решение не голосовать. Но тем, кто все же пойдет, могу посоветовать одно: в случае наличия альтернативы, не голосуйте за представителей власти – они вас обманут. Уже сегодня можно предположить, что они не будут защищать интересы простых избирателей, а будут голосовать так, как нужно власти».

На фоне недавних «явочных рекордов» и «каруселей» на крымском референдуме, появляются и намеки, какие показатели избирательной активности «нарисуют» в Беларуси. Согласно результатов опроса, проведенного телеканалом «Беларусь-1», принять участие в выборах в целом по стране собираются 73% избирателей, а в малых городах эта цифра достигает практически 80%.

Вместе с тем, декабрьский опрос НИСЭПИ говорил, что голосовать на местных выборах будут всего 44% беларусов.

Но кто сомневается, что по официальным данным их будет вдвое больше?

 

Главное фото: Сергей Балай

Комментировать