Политика

ЕС и PiS. Польшу могут лишить голоса в Евросоюзе

521 Ляксей Лявончык

Протесты против судебной реформы в Варшаве, 14 декабря 2017 года. Фото: Janek Skarzynski, AFP/Getty Images

 

На прошлой неделе Европарламент проголосовал за запуск в отношении Польши статьи 7.1 Договора о Европейском Союзе. Если этот процесс дойдет до логического завершения, то Польша может лишиться прав голоса в структурах Евросоюза. В первую очередь разговор идет о лишении страны права голоса в Совете ЕС, который принимает все основные решения. К примеру, именно Совет ЕС утвердил безвизовый режим для Украины и Грузии. Именно он окончательно утвердил санкции относительно России. Именно Совет ЕС будет ставить третью печать на соглашение с Британией.

Что произошло? 

С момента прихода к власти в Польше популистов из партии «Право и Справедливость» отношения по линии Варшава–Брюссель обострились не на шутку. Одна из главных причин – постоянные попытки PiS подчинить себе судебную систему страны, что Евросоюз считает однозначной угрозой демократии и верховенству закона.

Конфликт разворачивался постепенно, но уверенно. Сначала президент Польши отказался привести к присяге трех избранных прошлым парламентом судей Конституционного трибунала (ссылаясь на то, что еще два судьи были избраны незаконно). Далее было длительное противостояние между Коституционным трибуналом и правительством: последнее отказывалось публиковать вердикты суда, а без публикации они просто не встпуали в законную силу. Оно и понятно: Конституционный суд просто штамповал решения том, что деятельность правительства противоречит Конституции.

В 2016 году каденция главы Трибунала Жеплиньского закончилась, что позволило правящей партии назначить на его место лоялиста и тем самым провести реформу самого Трибунала. При этом правящая партия по сути подчинила Конституционный суд страны себе, что явно нарушает принцип разделения властей.

Дальше больше. В 2017 году парламент начал работу над судебной реформой. PiS хочет изменить принцип назначения членов KRS (национального судейского совета). Сейчас они избираются самими судьями, а проект правительства предполагал назначение простым парламентским большинством. Массовые протесты вынудили президента наложить вето на два из трех законов и предложить свой вариант. Основной поправкой стало то, что для назначения членов KRS требуется не 50, а 60 процентов голосов членов парламента, а оппозиция получит право избирать часть членов судейского совета напрямую. На этой неделе закон был принят парламентом и направлен на подпись президенту.

Последние пару лет в адрес Польши звучала постоянная критика со стороны различных европейских структур. То общие решения ЕС о приеме беженцев игнорируют, то свободу слова зажимают, то за независимость судов взялись. Критика звучала – но конкретных действий не было. Среди правящей польской элиты сложилось мнение, что Евросоюз с кучей навалившихся на него проблем c Польшей ничего делать не будет.

Но явно победные для Евросоюза переговоры с Британией, экономический рост в ЕС и рост проевропейского сентимента на 15 процентов привели к явному росту уверенности в Брюсселе. На прошлой неделе Европарламент проголосовал за запуск процесса. На этой неделе Европейская Комиссия официально подала иск в суд ЕС о том, что в Польше нарушаются основы правового государства. Что дальше?

Польша может выйти из ЕС?

Подобные заявления – явный перебор. Рост польской экономики напрямую зависит от Евросоюза. Основная часть доходов польской экономики генерируется за счет неограниченного доступа к рынку Европейского союза, а деньги ЕС позволили сэкономить годы на модернизацию экономики. Так что нет, Польша точно не будет никуда выходить.

Так что же будет дальше?

Наш прогноз таков. Вначале Еврокомиссия обратится к Совету ЕС. Если тот большинством в 22 из 27 голосов (Польша не будет принимать участие в голосовании) поддержит решение, что в Польше непорядок с конституционностью, то Еврокомиссия может перейти к стадии утверждения санкций  – в первую очередь, к лишению Польши права голоса в ЕС и сопряженных с этим проблем с доступам к кредитам и ресурсам Евросоюза. В этом решении, конечно, понадобится единогласие всех остальных членов, потому ЕС будет тянуть с этой стадией до упора. 

Но венгры же проголосуют против?

Действительно, такую точку зрения высказывают многие польские телеканалы и провластная пресса. Но заявления эти голословны (хотя чего еще ждать от популистов?). Вспомним голосование по кандидатуре президента Европейского Совета. Польша предложила тогда свою кандидатуру, дабы убрать с этого поста поляка же Дональда Туска (его председатель правящей в Польше партии открыто ненавидит). Но Туск выиграл выборы с результатом 27 голосов против одного. Задачка на знание арифметики: за кого же голосовали венгры?

И из недавнего: когда сегодня председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер ставил на голосование вопрос о запуске протокола 7.1 в отношении Польши, за проголосовали все комиссары ЕС – в том числе и из Венгрии.

Да, официальный Будапешт сильно напоминает Варшаву. Но в международных отношениях друзей нет – есть интересы. Никто не говорит, что Виктор Орбан демократ. Но вряд ли он будет противиться тому, чтобы в Венгрию перебрались предприятия из Польши. В конце концов, ему статья 7.1 не грозит: Орбан, при всех его странностях, знает, как функционирует Европа, и всегда разговаривает с ней. Он друг Туска и в хороших отношениях с Юнкером, который, кстати, на слушаниях по Венгрии в прошлом году приветствовал Орбана на hi five: «здоров, диктатор!».

Позиция же Польши в конфликтной ситуации пока больше напоминает уклонение от диалога. Жан-Клод Юнкер предложил премьер-министру Польши Матеушу Моравецкому разговор, оттягивая запуск протокола 7.1 до последнего. Ответа от польского кабинета он так и не дождался.

Читайте также:

Без права и справедливости. Пойдет ли Польша беларусским путем

«За 25 лет элиты Польши так и не объяснили обществу, что такое демократия. Теперь расплачиваемся»

Авторитарный реванш. Мифы об отношениях Беларуси и Евросоюза

Комментировать