Жизнь

Допинговые войны. «“Чистым” атлетам нужно выступать за себя, а не за Россию»

1116 Борис Тасман

Иллюстрация: Diego Funck

 

Вал новостей о допинговых скандалах в спорте нынче напоминает сводки с фронта: уличены, отстранены, дисквалифицированы, обнаружены. Власти и спецслужбы соседней России подозреваются в том, что не только покрывают массовые допинговые нарушения, но и напрямую их контролируют. «Журнал» разбирается, почему российских спортсменов может не оказаться на Олимпиаде — и за что теряет медали Беларусь.

Бромантан и анаболики

Системная борьба с употреблением допинга в спорте началась в 1970-х. Первым утратил олимпийское золото на Играх-1972 в Мюнхене 16-летний американский пловец Рик Демонт.

В 1976-м спалились штангисты-чемпионы: поляк Збигнев Качмарек, болгарин Валентин Христов и его земляк, серебряный призер Благой Благоев.

В Сеуле-1988 сдали золото их соотечественники Митко Граблев и Ангел Генчев. После этого руководство болгарской делегации сняло с соревнований остальных силачей. То же произошло с венграми: две дисквалификации, возврат золота и отзыв команды.

Темнокожий канадец Бен Джонсон выиграл чемпионат мира 1987 года, пробежав 100 метров с мировым рекордом — 9,83 секунды, а затем потряс воображение на сеульской Олимпиаде — 9,79! Однако через три дня его уличили в применении анаболического стероида станозолола и лишили золотой медали и рекорда.

Это отрезвило немногих. Тренеры и атлеты с помощью спортивных медиков занялись арифметикой: считали, за сколько дней нужно принимать анаболики, чтобы получить тренировочный эффект и успеть вывести из организма их следы. Ошибки в расчетах обходились дорого.

Россияне засветились на Играх-1996 в Атланте: в 16 пробах пловцов, легкоатлетов, борцов обнаружили бромантан — препарат, разработанный советскими военными медиками для повышения общего иммунитета и выносливости, будто бы для воинского контингента в Афганистане.

Исследования показали, что бромантан маскирует употребление стероидов и обладает психостимулирующим эффектом. Но уже через полгода на чемпионате мира-1997 по лыжным гонкам на бромантане поймали шестикратную олимпискую чемпионку Любовь Егорову и отняли у нее золотую медаль. Через семь лет на этом препарате погорел и капитан сборной России по футболу Егор Титов.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

Эритропоэтин и гемотрансфузия

На первый план вышли эритропоэтин (ЭПО) и его улучшенный вариант — дарбепоэтин. ЭПО повышает кислородную емкость крови и ускоряет доставку кислорода в ткани. В итоге растет работоспособность в длинном беге, лыжных и велосипедных гонках.

На ЧМ-2001 по лыжным гонкам в Лахти разразился допинговый скандал вокруг хозяев — сборной Финлядии. Сразу шесть финнов, в их числе знаменитые Харри Кирвесниеми, Мика Мюллюля, Яри Изометса, Вирпи Куйтунен были дисквалифицированы за использование ЭПО.

На зимних Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити антигероями стали пятикратная олимпийская чемпионка Лариса Лазутина и двукратная победительница Игр Ольга Данилова, в чьих пробах обнаружили дарбепоэтин. Спортсменки вернули пять наград, а сборную России отстранили от эстафетной гонки.

Еще громче опозорился выступавший за Испанию немец Йоханн Мюлегг. Он выиграл три гонки, получил поздравление от короля Испании Хуана Карлоса — и тут же был пойман на дарбепоэтине.

В 2004-м в Афинах к соревнованиям не допустили греческих спринтеров — олимпийского чемпиона Константиноса Кентериса и вице-чемпионку Игр Екатерину Тану: они не явились на допинг-контроль. На самих Играх «отличились» венгры — молотобоец Адриан Аннуш и дискобол Роберт Фазекаш, отказавшиеся сдать послесоревновательный допинг-тест.

Российская ядротолкательница Ирина Коржаненко подверглась пожизненному отлучению от спорта за станозолол, однако медаль не вернула.

В 2003-м сотрудники ФБР разромили калифорнийскую лабораторию BALCO, которая производила и распространяла новый анаболик тетрагидрогестринон (THG). Глава BALCO Виктор Конте и его сотрудники угодили в тюрьму. Итогом длительного расследования стала дисквалификация 13 легкоатлетов сборной США, в том числе знаменитой бегуньи Марион Джонс, которой пришлось вернуть пять олимпийских медалей Игр-2000 (три золота и две бронзы) и отсидеть полгода в тюрьме за лжесвидетельство.

Особняком стоят разоблачения супервелосипедистов — семикратного победителя «Тур де Франс» американца Лэнса Армстронга, итальянца Марко Пантани, олимпийских чемпионов немца Яна Ульриха и Александра Винокурова из Казахстана, испанца Альберто Контадора, выгравшего по три самых престижных веломногодневки — «Тур де Франс», «Джиро д’Италия» и «Вуэльту». Многие гонщики занимаются гемотрансфузией, то есть переливанием крови.

Здесь упомянуты лишь самые резонансные допинг-катастрофы. Их антигерои — американцы, болгары, венгры, греки, испанцы, россияне, финны...

Статистика в укор

Параллельно с интенсификацией допинг-контроля во многих странах ужесточили антидопинговое законодательство. В частности, ввели уголовную ответственность за использование допинга (в Беларуси и России этого не сделали!). В итоге число допингистов там стало последовательно сокращаться.

Это видно на примере легкой атлетики. За пять лет, с 2003-го по 2007-й, в списки дисквалификантов Международной федерации (ИААФ) угодили 480 атлетов из 79 стран. По количеству нарушителей лидировала Россия — 57 атлетов. Далее следовали Франция (44) и США (41). Беларусы упоминались восемь раз.

На исходе 2013 года нарушителей насчитывалось 329. Снова лидирует Россия — 56 человек (то есть 17 процентов всех случаев). Следом Индия (55), Турция (18), Украина (17). Беларусов по-прежнему восемь. Число допинг-проколов у атлетов США и Франции уменьшилось в 8-10 раз.

Накануне чемпионата мира-2007 попалась на допинге рекордсменка мира в метании молота Татьяна Лысенко. В отставку отправили многолетнего главного тренера сборной России Валерия Куличенко. Это ничего не изменило в принципе.

Накануне Игр-2008 ИААФ отстранила, а позже дисквалифицировала семерых медалисток топ-турниров — Соболеву, Томашову, Фоменко, Черкасову, Егорову, Пищальникову, Ханафееву. Их обвинили в подмене проб.

В преддверии Олимпиады-2012 россиянам снова пришлось урезать состав: из него вычеркнули титулованных ходоков Канайкина, Воеводина, Бураева, Ерохина, Морозова. В 2013-м «под нож» угодила еще одна звездная группа: трехкратная чемпионка мира Котова, чемпионки Европы Аржакова, Авдеева, Юламанова…

По итогам повторной проверки замороженных проб 2004 года лишились олимпийских титулов Ольга Кузенкова и Светлана Кривелева. За три сезона (2013-2015) наказаниям за допинг подверглись более 40 российских легкоатлетов. И белорусов немало — 10! При этом россияне выиграли домашний ЧМ-2013: 18 медалей, из них 7 золотых.

Если бы не Зеппельт

Немца Хайо Зеппельта удивил тот факт, что россияне лидируют в двух «номинациях»: по количеству медалей и допинг-скандалов. Журналистское расследование стало детонатором взрыва планетарного масштаба.

Зеппельт отправился в Россию, но в НОКе немцу отказали в интервью и не разрешили проводить съемку, а письма в адрес Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) остались без ответа.

О фальсификациях в антидопинговой системе России Зеппельту рассказали супруги Степановы: Юлия, бронзовый призер чемпионата Европы-2011, ее муж Виталий, три года работавший в Российском антидопинговом агентстве (РУСАДА), а также спринтер Валентин Кругляков и тренер Олег Попов.

Кульминацией фильма Зеппельта «Как Россия делает своих победителей» стал ролик, снятый на мобильный телефон. В нем олимпийская чемпионка-2012 в беге на 800 метров Мария Савинова откровенно признается:

«А что нам еще делать? Как еще чего-то добиваться? Это наша система, в России только так это и работает. Слава Богу, мой тренер сотрудничает с Мельниковым, он помогает покрывать тесты. Они позволяют ему менять даты допинг-контроля. Оксандролон быстро выходит из организма, менее чем за 20 дней. Мы проверяли. У моего мужа хорошие связи с лабораторией допинг-контроля».

Сама Юлия Степанова (Русанова) также была дисквалифицирована. Готовясь к сезону в горах Киргизии, она скрытой камерой записала разговор со своим и Савиновой тренером Владимиром Казариным. Эта запись также вошла в фильм Зеппельта.

Казарин: «Мы можем работать с оксандролоном и примоболаном. Сначала эритропоетин, само собой. Но мы должны быть осторожными, если вдруг контролеры нагрянут. Вот тебе таблетки...»

Степанова: «Я понимала: по срокам приема препаратов на чемпионате России меня поймают. Но Португалов успокоил: “Не волнуйся. Скорее всего, тебе придется пройти контроль... После прохождения тебе выдадут розовый бланк с номером пробы. Присылаешь мне этот номер эсэмэской — и спишь спокойно”».

Есть в фильме и сюжет, посвященный тогдашнему директору московской антидопинговой лаборатории Григорию Родченкову: «Родченков занимается тем же, что и Португалов: продает спортсменам допинг и разрабатывает план приема препаратов. Заботится, чтобы пробы “его” спортсменов оказались “чистыми”. За деньги, разумеется».

Победительница Лондонского и Чикагского марафонов Лилия Шобухова сообщила в фильме, что заплатила ВФЛА 450 тысяч евро, чтобы скрыть положительный допинг-тест и попасть на Игры-2012 в Лондон. Позже ее дисквалифицировали за аномальные показатели гематологического профиля биопаспорта, после чего ей вернули лишь 300 тысяч взятки.

Фильм был показан 3 декабря 2014 года по главному общественному телеканалу Германии «Das Erste» (консорциум ARD) — и отправил в отставку директора медицинского и антидопингового департамента ИААФ Габриэля Долле, консультанта по маркетингу Папа Массату Диака (сына тогдашнего президента ИААФ Ламина Диака) и главу ВФЛА, казначея международной федерации Валентина Балахничева.

Тогда же Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) образовало комиссию по расследованию содержащихся в фильме фактов во главе с Диком Паундом.

От Паунда до Андерсена

Почти год спустя Паунд сообщил что в России госструктуры — Минспорта и ФСБ — контролируют деятельность ВФЛА и РУСАДА и вместе покрывают массовые допинговые нарушения. Наиболее вопиющий факт — уничтожение директором лаборатории Родченковым 1417 проб! Легко догадаться, что все они положительные, иначе зачем их устранять?

Итогом стало лишение на неопределенный срок лицензии московской лаборатории, отстранение от работы ее директора, дисквалификация ВФЛА, а также дисквалификация Савиновой, еще четырех бегуний и тренеров Мельникова, Казарина, Мохнева, Чегина, а также врача Португалова.

Чуть ранее в Париже были арестованы 82-летний экс-президент ИААФ Ламин Диак и Габриэль Долле. Диак рассказал о получении от Балахничева полутора миллиона евро на предвыборную президентскую кампанию в Сенегале в обмен на сокрытие положительных проб россиян. При этом на счетах Балахничева в Монако обнаружены 1,8 млн. евро, а у Долле при обыске изъяли 87 тысяч евро наличными.

13 ноября 2015 года Совет ИААФ подавляющим большинством голосов (22 — за, 1 — против) временно отстранил ВФЛА от членства в ИААФ. Это лишило россиян возможности участия в международных соревнованиях, включая Олимпийские игры. Для контроля ситуации в России сформировали комиссию под началом норвежца Руне Андерсена.

Спустя полгода, в середине июня 2016-го, появился отчет ВАДА, в котором сообщалось о массовом уклонении россиян от допинг-проб: не взяты более 700 тестов! Следом отчиталась комиссия Андерсена. Главный вывод: несмотря на «достигнутый определенный прогресс», Всероссийская федерация легкой атлетики не должна быть восстановлена в членстве федерации международной, ибо не выполнены важные критерии:

а) глубоко распространенная культура толерантного (или хуже) отношения к допингу не изменилась;

б) сильная и эффективная антидопинговая инфраструктура для выявления допинговых случаев не была создана;

в) российские власти не поддерживают антидопинговую борьбу, а являются организаторами систематического использования допинга и сокрытия положительных допинг-проб.

24 члена Совета ИААФ единогласно решили: членство ВФЛА не восстанавливать, а значит, российских легкоатлетов в Рио не будет.

Президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций Себастьян Коэ прокомментировал вердикт:

«Мы столкнулись с критикой из-за того, что приняли будто бы несправедливое решение по отношению к “чистым” российским спортсменам. Хочу быть предельно ясным на этот счет. Мы не выносили решение по “чистым” спортсменам. Мы оценили систему и культуру, в которой все российские атлеты соревнуются. Испорченная система ставит под сомнение каждого, кто является ее частью. Решение не было политическим. Мы все признаем, что есть российские атлеты, живущие за пределами этой системы... Именно таким атлетам следует дать возможность выступить в Рио, но не за Россию, а за себя и всех честных спортсменов. Мы не запрещали “чистым” атлетам соревноваться, скорее это российская система подвела их».

Можно ли что-то возразить Паунду, Андерсену и Коэ, опирающимся не на крикливые заявления российских СМИ, а на реальные факты?

Великий комбинатор

Новые факты участия госструктур России в организации допинговой системы представил в интервью The New York Times бывший директор московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков: во время проведения зимней Олимпиады-2014 сотрудники РУСАДА при поддержке спецслужб тайно заменили около 100 «грязных» допинг-проб на «чистые», взятые за несколько месяцев до того и замороженные. Это делалось ночами в лаборатории, где они хранились. Способ вскрытия запечатанных допинг-проб изобрели, вероятно, сотрудники спецслужб.

Родченков утверждает: за две недели до начала Игр в Сочи он получил от замминистра спорта Юрия Нагорных список из нескольких десятков спортсменов, включенных в «допинговую программу».

Он сам разработал для них допинговую смесь — метенолон, тренболон, оксандролон, — которая растворялась в виски или мартини. Пили «коктейль» 14 лыжников-гонщиков и пара бобслеистов. Почти все они в итоге стали медалистами.

В Кремле откровения Родченкова назвали «клеветой перебежчика». Но с этим трудно согласиться. Человек, уничтоживший 1417 положительных проб накануне визита контролеров из ВАДА, вполне способен сфальсифицировать еще сотню тестов. В ноябре 2015-го Родченкову клеймо преступника не клеили. Его попросили уволиться, чтобы погасить допинговый пожар.

Великий комбинатор Родченков во время смекнул: надо делать ноги и продавать знания. А то за них можно и пострадать. И он с помощью режиссера-документалиста Брайана Фогеля тихо уехал в США.

И вовремя! В феврале этого года неожиданно, с разницей в 11 дней, ушли из жизни бывший руководитель РУСАДА Вячеслав Синев и исполнительный директор этого агентства Никита Камаев. Причина смерти первого не называется, а его биографию в интернете отыскать не удается. Энергичный и спортивный Камаев умер в 52.

У Родченкова были все основания бежать за океан. А лгать там опасно, за это даже Марион Джонс сидела.

Доклад Макларена

Разоблачения Родченкова два месяца проверяла комиссия ВАДА во главе с канадским юристом Ричардом Маклареном. В его докладе утверждается:

«Минспорта России управляло, контролировало и наблюдало за манипуляциями с результатами проб спортсменов или подмену проб при активном участии спецслужб, а также московской и сочинской лабораторий… Эта система стала применяться после того, как российские власти осознали провальный результат российской команды по медалям на зимней Олимпиаде-2010. Система использовалась по меньшей мере до августа 2015 года».

Всего было сфальсифицировано или уничтожено около 600 проб в 30 видах спорта.

Президент России Владимир Путин квалифицировал скандал с допингом как попытку политического давления на Россию. Однако объявил о временном отстранении от работы чиновников, чьи имена названы в докладе.

ВАДА рекомендовало Международному олимпийскому комитету отстранить от участия в Играх в Рио всю олимпийскую сборную России. Однако президент МОК Томас Бах не стал брать на себя ответственность, переложив «грязную работу» на плечи международных спортивных федераций. То есть в каждом конкретном виде спорта его международжная федерация будет решать, допускать россиян к Олимпиаде или нет.

Именно поэтому ленты новостей в эти дни изобилуют информацией о том, сколько россиян отстранили либо допустили к Играм в Рио в том или ином виде спорта.

Допинг по-беларусски

Нет оснований полагать, что в Беларуси использование допинга направляется и стимулируется государством. Однако борьба с ним зачастую ведется формально.

Так и не принят закон об уголовной ответственности за распространение и использование допинг-препаратов. При обилии нарушителей за все годы дисквалифицированы лишь два тренера и ни одного врача.

Между тем, в списке нарушителей на сайте Национального антидопингового агентства фигурируют представители легкой и тяжелой атлетики, борьбы, бокса, велоспорта, гандбола, гребли, дзюдо, плавания, пожарно-прикладного спорта, хоккея. Впечатляет и возрастная палитра: от новичков из ДЮСШ до чепионов мира.

Наши атлеты не раз попадались на допинге на зимних и летних Олимпиадах. Шорт-трековичка Юлия Павлович и хоккеист Василий Панков, прыгун в высоту Алексей Лесничий и толкательница ядра Надежда Остапчук. Последняя выиграла соревнования в Лондоне, но ее тест оказался положительным.

Теперь в моду вошли перепроверки с помощью новейших методик замороженных допинг-проб, взятых на прежних Олимпиадах. На этом мы потеряли серебро молотобойца Ивана Тихона и бронзу дискоболки Ирины Ятченко (Олимпиада-2004) и толкателя ядра Андрея Михневича (2008).

Сейчас, возможно, придется расстаться с золотом метательницы молота Оксаны Меньковой, серебром толкательницы Натальи Михневич (обе — 2008 год), бронзой тяжелоатлеток Марины Шкерманковой и Ирины Кулеши (обе — 2012-й).

И уж совсем неприятно, что в Рио не пустили наших гребцов на байдарках и каноэ, доселе добрый десяток лет возивших пригоршни медалей с Олимпийских игр и чемпионатов всех рангов и при том ни разу не замешанных в допинговых историях.

С одной стороны, сами дали повод: у тренера Галицкого французские таможенники нашли упаковку мельдония, запрещенного с 1 января 2016 года и приравненного в Европе к наркотикам. С другой, названные Международной федерацией каноэ улики явно не тянут на дисквалификацию всей команды.

Ощущение, что обе стороны чего-то не договаривают. Не исключено, что мы имеем дело с «конкурентным заказом». Жаль, коли так.

Как бы там ни было, наша олимпийская дружина в Рио-де-Жанейро уже не досчиталась четырех олимпийских чемпионов — братьев Богдановичей, Петрушенко и Менькову.

Ясно одно: мы заигрались в допинг и уже страдаем от этого. Ссылки на политический заказ — сказочка для пещерных людей.

Пора чистить перья, а то их так пощиплют, что не взлетим!

Комментировать